В начале месяца в российских кинотеатрах стартовал прокат фильма «Анна Каренина». Главную роль в картине Джо Райта сыграла Кира Найтли, любимая актриса режиссёра,  (до этого она снялась в его «Искуплении» и «Гордости и предубеждении»). Действие же драмы оказалось стилизовано под театральную постановку, без акцента на исторических деталях — только на истории.

В кинотеатры выстроились очереди, экранизация вызвала бурный интерес у нашей публики и ещё более эмоциональные обсуждения после. Передали верно Райт с компанией букву знакового русского романа или исказили замысел Толстого? Удалось ли голливудским звёздам вжиться в дорогих нам персонажей? Позиции по этим вопросам разнились категорически, и полемика вышла далеко за пределы кафешек при кинотеатрах. Фильм оказался чуть ли не ключевым культурным событием января. Чтобы расставить точки над i в этом деле, The Village обратился за разъяснениями к тем, у кого ещё свежи воспоминания о романе Льва Толстого: к учащимся 11-х классов и школьным учителям литературы. Остались ли они довольны модной экранизацией?

 

 

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 1.

Кристина
Водорезова

школа №1228

 

Я ожидала большего. Кто-то говорит, что режиссёр Джо Райт и постановщики взглянули на Каренину под новым, не менее интересным углом, что тут в руку все аскетические и нереалистичные декорации и вообще театрализованность всего действа: мол, мы абстрагируемся от Карениной в первоначальном образе (и от эпохи в коей-то мере) и пытаемся воспринять её по-иному.

У иностранцев редко выходят стоящие экранизации русской классики, и эта лента, определённо, не входит в этот список. Тем, кто читал оригинал, а не просто с детства знаком с трагической развязкой, фильм покажется какой-то блёклой, лёгкой зарисовкой, эссе на вольную тему. Очень многие моменты не дожимают до своего первоначального замысла, уж не знаю, в чём проблема: в актёрах, или в режиссуре, или просто в непонимании толстовского значения этих моментов. Да, если уж браться за актёров, то не разочаровал лишь Джуд Лоу: именно таким в моём представлении и должен быть Каренин, высокоморализованным сухарём.

 

 

 

Первую часть фильма Кира жутко переигрывала, я не могла удержаться от обречённого вздоха

 

 

 

Кира Найтли изначально не подходит под типаж загадочной роскошной светской дамы, но я совсем не этим огорчена: к сожалению, первую часть фильма она жутко переигрывала, и я не могла удержаться от обречённого вздоха в эти моменты. Аарон Джонсон, может, лицом-то и хорош (какие шикарные усы пожаловали ему гримёры), но с актёрской игрой у него всё как-то слишком просто и прямолинейно, образ Вронского явно не раскрыт. Из актёров второго плана понравилась лишь девушка, игравшая Кити. Хотя я бы не сказала, что линия с Левиным и Кити в романе второплановая, но в этом фильме она существенно теряется на фоне троицы главных актёров. Плюс фильм выглядит весьма затянутым на свои два с чем-то часа. Так что впечатления скомканные.

 

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 2.

Любовь Батурина

МОУ СОШ № 40
(г. Тула)

 

Необычная экранизация романа Толстого с необычным актёрским составом. Кто идёт в кино, чтобы увидеть доскональное и дотошное копирование двух томов романа, зря потеряет время. Фильм — краткость и логичность. Не ждите классики. Это тонкое и своеобразное представление Джо Райтом русской культуры. С первых минут ощущение, что вы находитесь в театре. И это, бесспорно, плюс.

Конечно, есть штампы в представлении России и русского народа: снежные зимы, меховые шапки и бороды. Но задача экранизации — показать замысел произведения, убеждения и ценности героев, что, на мой взгляд, удалось.

 

 

 

Что мне никогда не станет ясно — как Каренина могла покончить
с собой, имея сына

 

 

 

Подбор актёров — не самая сильная часть фильма. Безусловно, Найтли великолепна в любой роли, и этот фильм не стал исключением. Чего стоит один только взгляд. В начале фильма живые, хитрые и весёлые глаза. В конце — полные грусти и трагичности. Но что мне никогда не станет ясно — как Каренина, как бы сильно она ни любила, могла покончить с собой, имея сына. Впрочем, это уже вопрос к Толстому.

Что касается Джуда Лоу, по мне, так он совсем не Каренин. Когда я читала роман, Каренин представлялся мне, как, например, Василий Курагин. Но это только если рассматривать визуальное представление. Игра, конечно же, на высоте. В целом сильная, смелая и колоритная картина, после просмотра которой возникает желание перечитать роман.

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 3.

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 7.

Екатерина Кузьмина

учитель литературы, школа «Перспектива» при школе-экстернате № 88

 

Мне очень понравился фильм. Красиво снято, очень крутая идея с театральными декорациями в кино. Было несколько перегибов (например, когда Вронский картинно рыдает на груди у Каренина, или Анна при смерти, а её кудри идеально ровно лежат на подушках), но в целом — прекрасно. Кира Найтли — отличная Анна Каренина: молодая, нервная, эмоциональная, страстная. Вронский в начале фильма слишком уж сладенький, но потом мужает практически на глазах. Джуд Лоу особенно не впечатлил, но в роли Каренина достаточно убедителен.

 

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 8.

Елизавета Мельникова

лицей 1533

 

Лента оправдала ожидания. Несмотря на то, что страдание Анны и давление на неё общества было не до конца раскрыто, идея была потрясающей. Особенно интересен замысел с появлением театральной сцены, что акцентирует наше внимание на неверность и театральность жизни героев, да и не только героев, но и нас самих. 

Также стоит отметить замечательную работу декораторов и костюмеров, которые смогли почти доподлинно воссоздать 

атмосферу балов и театров, но всё-таки истинный восторг вызывают кадры с бескрайними полями и работающими крестьянами. Создаётся впечатление, что и ты часть этих просторов, даже как-то легче становится на душе, чувствуется, что не всё ещё потеряно в этом мире.

 

 

 

Истинный восторг вызывают кадры с бескрайними полями
и работающими крестьянами

 

 

 

И заявленный звёздный актёрский состав не оставил равнодушным: Кира Найтли прекрасна в образе Анны, Аарон Тейлор-Джонсон — в роли Вронского, лучше же всех показал себя Джуд Лоу. Я считаю, что то, как он сыграл Каренина, достойно аплодисментов стоя. Читали вы роман или нет, не имеет значения. Уверяю вас, фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

 

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 9.

Максим Буланов

преподаватель словесности, лицей 1533

 

Больших ожиданий в отношении фильма по мотивам романа Толстого у меня не было, потому не испытывал особого разочарования, выходя из кинозала. Фильм подкупает своей идеей театральности, нереальности той жизни, которую проживают герои Толстого. С одной стороны, такой ход кажется оригинальным, но от этой изюминки горчит.

Иностранцы, играющие русских, неприятно впечатляют; минимум декораций подразумевают хорошую игру актёров, но я им, к сожалению, не поверил; Карениной не поверил, Вронскому не поверил, между ними не было никакой страсти на экране; образ Левина не раскрыт в полной мере, а он мне видится одним из самых интересных героев романа.

 

 

 

Мне роман не видится как love story в декорациях заснеженной царской россии

 

 

 

 

Безусловно, Райт рассказал эту историю так, как он её увидел, за что я не могу осуждать его. Лично мне роман не видится как love story с трагической развязкой в декорациях заснеженной царской России, это очень скромный взгляд на роман. Если же о фильме, то он меня оставил равнодушным и как самостоятельное произведение, и как экранизация романа Толстого. А кто сказал, что будет Толстой?

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 10.

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 14.

НАСТЯ КОПЕЛЕВИЧ

школа № 1278

 

Шла я на этот фильм с большим воодушевлением, зная, что потрясающе красивая картинка и прекрасные саундтреки обеспечены, если режиссёром является Джо Райт. К сожалению, я не читала роман, но это ничуть не помешало мне при просмотре: не приходилось задумываться о том, что я представляла себе героев иначе, автор имел не то в виду и прочее. Больше всего поразил стиль смены декораций. Часто ли можно увидеть фильм с элементами театрализованного действия? Возможно, такие фильмы должны сниматься в больших количествах, дабы заинтересовать подростков в чтении литературы.

 

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 15.

Артём Бланарь

лицей 1511
при НИЯУ «МИФИ»

 

Осталось много положительных эмоций. Несмотря на то, что роман уже экранизировали несколько раз, у Джо Райта получилось создать нечто новое, совместив и фильм, и спектакль, и балет. В итоге вышла яркая, захватывающая, динамичная картина. Актёрская игра понравилась, особенно впечатлил Джуд Лоу. Саундтреки подобраны блестяще. Единственное, что могло не понравиться, — отсутствие той глубины Толстого.

 

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 16.

Сергей Волков

учитель литературы, школа № 57

 

Мне фильм очень понравился. Он, как справедливо было замечено не мной, отчасти напоминает «Сад» Овчарова по Чехову — фильм, который я очень люблю. Который вызвал дикие споры и обвинения в глумлении над классиком. Который, по мне, выражает Чехова лучше, чем все лобовые экранизации. (Вообще удачных экранизаций русской классики не так и много. И успех бывает чаще там, где отходят от буквы ради сохранения или создания духа.)

Удача «Карениной», на мой взгляд, помимо прочего, в том, что это настоящий постмодернизм. В нашу как бы постмодернистскую эпоху на самом-то деле мы давно уже с настоящим постмодернизмом не сталкиваемся. Нам подсовывают всё больше игру в постмодернизм. Или игру в игру в… Симулякры, мелководье, плоскостные фигуры. Сам постмодернизм — уже игра, но играл он настоящим и существенным, первичным. А его эпигоны играют подражаниями, бледными копиями, тенями, отголосками. Это всё давно суше воблы.

 

 

 

Все мы уверены, что роман знаем.
Что Каренина — это Самойлова,
что Вронский должен быть брюнетом, что Каренин
стар и скучен

 

 

 

«Каренина» — это хорошая игра, настоящая и живая. Очень увлекательная. И очень подходящая эпохе. 1874 год — это ведь не только пореформенная Россия, это — предсимволистская, предмодернистская эпоха. Это — Чехову уже 14. Это — новый театр на пороге и кино стучится в дверь. Все эти сдвиги здорово пойманы сценаристом и режиссёром. И тонко, и точно, дозированно, рассчитанно поданы.

Интересно, что игра идёт и с нашими представлениями об «Анне Карениной». Ведь все мы уверены, что роман знаем (даже если не читали). А поди проверь, что именно знаем. А вот что: что Каренина — это Самойлова или инфернальная тётя, как у Врубеля, что Вронский должен быть брюнетом, как Лановой, что Каренин стар и скучен и туда ему и дорога, что Облонский жовиален и в его доме всё смешалось. Что ещё? Левин (или Лёвин?) косит с мужиками, как Толстой (фамилия от имечка недалеко падает). Ну и, конечно, самое главное: поезд, под который…

Прибытие поезда: Школьники и учителя об «Анне Карениной». Изображение № 17.

С этим багажом мы и придём смотреть кино. Сценарист и режиссёр это прекрасно знают и очень здорово этот багаж в своих целях используют, одновременно посмеиваясь над нашей в общем-то небогатой и лёгонькой ношей. Это и всё, что вы знаете о великом романе? Хм-хм.

Ещё штука: этот фильм сложно сделан и одновременно в нём нет эффектов современного голливудского кино. Мы ждём этих киноштампов — и нам опять их не дадут. Потому что и эту сторону ожиданий создатели фильма знают. Сложность обеспечивается совсем другим. Чтобы понять это, посмотрите хотя бы сцену бала, где танцуют, только танцуют, причём что-то совсем невообразимое, изломанное и смешное и одновременно многосоставное, и где сыграна, очень сильно сыграна трагедия Кити и начало заворожённости Анны, двойная гибель, в настоящем и в будущем. Посмотрите — а после неё посмотрите сцену бала в дзефиреллиевском «Ромео и Джульетте». Сравнение этих двух гениальных, похожих и таких разных эпизодов я бы давал студентам в киноинститутах. Чтобы показать, что такое условность и как она может быть сделана.

 

 

 

Декорации будут распахиваться
и наплывать, открывать неожиданные ракурсы и задавать невиданные превращения. И всё это просто здоровско сделано

 

 

 

В фильме весь мир — театр. Неожиданно, что именно в театре будут скачки — и лошадь Вронского на круп грохнется со сцены в зал. Театр порастёт в финале роскошной травой забвения — прямо на подмостках и в партере будет бушевать какой-то то ли подмаренник, то ли болиголов. В театре будут жить и умирать — на колосниках, за кулисами, при свете керосиновых софитов… Декорации будут распахиваться и наплывать, открывать неожиданные ракурсы и задавать невиданные превращения. И всё это просто здоровско сделано.

Самое важное, что всё это отстранение создано специально, чтобы сохранить живую жизнь истории и текста. У Ефима Эткинда есть интересный анализ фразы Маяковского из «Облака в штанах»: «Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана. Хорошо, когда брошенный в зубы эшафоту, крикнуть: «Пейте какао Ван-Гуттена!» Это такой был реальный случай: приговорённый к публичной смерти выкрикнул с эшафота рекламный ролик какао (за это его семью компания потом содержала). Эткинд спрашивает: разве последние слова человека на Земле должны быть такие? Это же чушь. Перед смертью надо сказать что-то значительное, итоговое. А что? И вот выясняется, что на самом деле нет таких слов. Слов, которые передали бы трагедию прямо. Все слова перед лицом смерти — не подходят. И что как раз намеренно косвенное высказывание, слова явно не про то — как раз оказываются про то. Самое неподходящее сильнее всего действует. У Чехова та же история: рушится жизнь, а герой произносит: «А сейчас, должно быть, в этой самой Африке жарища — страшное дело!» (Кстати, маяковский ритм вдруг здесь у Чехова!) И трагедия его становится острее острого.

Так вот, нынешний фильм про Каренину — это тоже такое специально косвенное высказывание, которое кажется возмутительно не про то, а на самом деле точнее всего передаёт главный смысл. Этому постмодерну удалось стать таким живым, что диву даёшься. Посмотрите сами, не пожалеете.