На прошлой неделе после четырёхмесячной реконструкции вновь заработал Театр имени Гоголя, или, как он теперь называется, «Гоголь-центр». Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков вскоре после своего назначения заявил, что намерен вплотную заняться театрами, некоторые из них переформатировать, сделать более интересными и доступными для современного зрителя.

Театр Гоголя назвали одной из самых проблемных московских площадок: его посещаемость в год не превышала 80 тысяч человек, вдвое меньше, чем у других театров такой же вместимости, в 2011 году здесь поставили одну пьесу, а доход составил лишь 18 миллионов рублей. В августе 2012-го художественным руководителем театра назначили современного драматурга и режиссёра Кирилла Серебренникова, а директором — Алексея Малобродского, директора «Школы драматического искусства».

Обозначили задачу — сделать из непопулярного Театра Гоголя культурный центр нового формата, куда могли бы ходить как местные жители, так и молодые завсегдатаи близлежащих «Армы», «Винзавода» и Artplay.

В результате, помимо традиционных спектаклей, здесь будут проходить перформансы, концерты, кинопоказы и общественные дискуссии под вывеской «Гоголь Плюс», в которых сможет принять участие любой желающий. Центр открыт с часу дня до поздней ночи, сюда можно зайти за билетами на спектакль, в книжный магазин, поесть в кафе или воспользоваться бесплатным Wi-Fi.

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 1.

Дизайн-проект для обновлённого пространства Серебренников поручил  театральному художнику Вере Мартыновой. За четыре месяца, что театр был закрыт, пространство избавили от гипсокартона, фанерных стен и множества маленьких комнатушек. Благодаря такой радикальной чистке, зрительная часть Большого зрительного зала расширилась примерно в четыре раза и стал вмещать 600 человек, у театра появились просторные фойе, репетиционный зал, кафе и книжный магазин. Из-под бутафорских стен показались окна с дневным светом, а стены бывшего трамвайного депо, которое занимает театр, оставили кирпичными — на манер модного лофта. Для украшения стен художник Алексей Трегубов создал около десятка зеркальных панно с цитатами деятелей искусства.

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 7.

Со старой театральной труппой в «Гоголь-центре» теперь сосуществуют ещё три резидента: актёры «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, студия SounDrama Владимира Панкова и танцоры «Диалог Данс». Спектакли, концерты, перформансы и дискуссии могут проходить сразу в трёх пространствах: Большом и Малом залах, а также в фойе. Из Большого зала убрали привинченные намертво, как во всех старых театрах, кресла и расставили стулья, а место бельэтажа заняли деревянные ступени с подушками. От старых кресел отказались ещё и для того, чтобы пространство зала было более мобильным и зрителей можно было рассаживать по-разному в зависимости от события: в одних спектаклях действие происходит непосредственно на сцене, в других — на месте бельэтажа, а на открытии через зал навстречу зрителям вообще пустили поезд.

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 10.

Малый зал рассчитан не больше чем на 150 зрителей. Как таковой сцены в нём нет, актёры играют на одном уровне со зрителями. Первый спектакль пройдёт здесь 16 февраля, это будет премьера Владислава Наставшева «Митина любовь» по одноимённой повести Ивана Бунина с актёрами «Седьмой студии». Особенность постановки в том, что актёры будут перемещаться исключительно по балкам, вкрученным в стену, и ни разу не спустятся на пол.

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 17.

Кроме залов, полноценной площадкой для выступлений планируют сделать фойе. Оно вмещает до 300 зрителей, здесь на регулярной основе будут проходить концерты молодых исполнителей, перформансы и заседания «Гоголь Плюс». Здесь же планируют открыть медиатеку, где все желающие могли бы смотреть спектакли в записи.

Справа от входа в фойе поставили «Добрый ящик», в который собирают ненужную одежду и обувь для благотворительных целей. Все вещи собираются раздавать бездомным и обездоленным, а также посылать в фонд «Милосердие».

Из фойе можно попасть в буфет, но и он меньше всего похож на театральный. Здесь обошлось без обёрнутых в целлофан бутербродов с икрой и заранее разлитого по бокалам «Советского шампанского», зато есть чизкейки по 150 рублей, маффины по 50 рублей и другие привычные для кофеен десерты. В ближайшие дни обещают ввести полноценное меню, где будут и горячие блюда. Занимается нестандартным буфетом кафе «Хитрые люди», располагающееся неподалёку, всю еду готовят там и на месте только разогревают. 

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 19.

На первом этаже фойе также располагается книжный магазин «Гоголь books». Что примечательно, принадлежит он самому театру, а не книжной сети, как это обычно бывает. Здесь продают книги по истории искусства, дизайну и фотографии, современную прозу, блокноты и безделушки, а также глянец на английском языке — Dazed & Confused, Pop, Numero и другие издания, которые не встречаются в Москве на каждом углу. 

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 22.

Администрация «Гоголь-центра» при этом подчёркивает, что ремонт только начался, за эти месяцы в порядок привели только ту часть театра, которую видят зрители: залы, фойе, гардеробную и туалеты. А гримёркам, комнатам с реквизитом, всем помещениям за сценой ремонт только предстоит. Не до конца доделали и репетиционный зал, который находится на месте бывшего клуба «Икра», прилегавшего к театру. Как выяснилось, помещение «Икры» всегда принадлежало Театру Гоголя, но много лет сдавалось в аренду. Когда знаменитый в нулевые концертный клуб закрылся, пространство несколько лет пустовало. После начала реконструкции свободные помещения взяли в оборот — так у актёров появилась просторная светлая комната для репетиций, о прошлом которой напоминают лишь балконы, служившие вип-зоной, да кусок золотистых обоев в коридоре.

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 30.

Билеты на мероприятия продаются по цене от 300 рублей, на все ближайшие представления они уже раскуплены. Вскоре «Гоголь-центр» планирует ввести систему абонементов, скидки для льготных категорий граждан и местных жителей. Руководство уверено, что, если создать все условия, народ побежит в театры и житель района «Курской» вечеру перед телевизором предпочтёт поход в «Гоголь-центр».

 

Новое место: «Гоголь-центр». Изображение № 32.

Кирилл Серебренников

художественный руководитель «Гоголь-центра»

 

Наша главная концепция — это открытое пространство. «Гоголь-центр — театр для тебя», мы его так называем. Это значит, что сюда могут приходить люди из различных областей, рассказывать о театре, показывать спектакли, концерты. Здесь будут танцевальные фестивали, кино, медиатека, приятное кафе и хороший книжный магазин. Мы хотим, чтобы это было место, где можно провести практически целый день. Скоро Wi-Fi наладим. Тем не менее это в первую очередь театр. У нас много спектаклей, очень плотный репертуар. Люди могут прийти непосредственно на театральное представление, а могут — в наш клуб «Гоголь Плюс», послушать там разговоры, поучаствовать в дискуссиях, мастер-классах или встречах с писателями или остаться на концерт в фойе. 

Мы открыли только небольшую часть театра, у нас ещё многое не доделано, нам многое предстоит довести до ума. Сейчас мы будем заниматься закулисной частью и территорией вокруг. Хотим даже сделать летнюю веранду, там может получиться приятное пространство. 

Нам до сих пор не верится, что это всё открылось. Ведь все, кроме нас, сомневались в этом. Мне говорили: «Кирилл, вы не откроетесь», а я отвечал: «Откроемся». Мы открылись и не только потому, что «пацан сказал — пацан сделал», но и потому, что важно не обманывать зрителей, оправдывать их ожидания. Мы пообещали, что это унылое место, которого в принципе не было на карте интересов города, станет живым, и для нас сейчас очень важно сделать его таковым. 

 

 

«Гоголь-центр»

Адрес: ул. Казакова, д. 8
Телефон: +7 (499) 262−92−14
Сайт: www.gogolcenter.com

 Фотографии: Юля Татарченко