На этой неделе запускается телеканал нового типа «Дождь». Первоначально канал будет строиться в прямом эфире: зрители смогут увидеть репетиции ведущих, монтаж оборудования, работу операторов, съемки пилотов и редколлегии, а с осени на «Дожде» запустится основная сетка вещания. Девиз у канала более чем жизнеутверждающий — Optimistic Channel. The Village посетил студию канала.

Территория фабрики «Красный октябрь», шоколадный цех, третий этаж. На стене проходной, справа от окошка с непременно хмурым охранником — фото увешанной спутниковыми тарелками многоэтажки, рядом листок с надписью «Тихо, идет съемка». Листок немного лукавит: пока что канал «Дождь» в телеэфир не выходит, в полную силу новорожденное детище генпродюсера радиостанции «Серебряный дождь» Натальи Синдеевой заработает только осенью. До этого времени проект будет действовать в экспериментальном режиме, с записями пилотных программ и постоянными тренингами сотрудников — причем начиная с сегодняшнего дня процесс становления будет транслироваться в прямом эфире в интернете и сетях московских кабельных операторов.

В студии «Дождя» слова «проба», «репетиция» и «подготовка» произносятся словно мантра. Вот одна из них: за продолговатым, похожим на рыбину посеребренным столом, миловидная блондинка проговаривает в камеру текст; не обращая внимания на операторов, редактор подносит ей свежую порцию строчек с новостных лент, в то время как на заднем фоне уборщица начинает орудовать половой тряпкой. Если на любом другом телеканале за попадание в кадр обоих уволят, то здесь это в порядке вещей. «Мы хотим сделать абсолютно прозрачное телевидение, — объясняет директор по маркетингу Светлана Доля. — В мире таких каналов очень мало, в этой стране нет вообще. Главная особенность наших ведущих, что каждый из них — личность, имеющая свое мнение, а не „говорящая голова“. В любой момент каждый из них может дать комментарий по теме — равно как и сидящие рядом эксперты, редакторы или корреспонденты в другом городе: технически канал устроен так, что мы можем выводить их в эфир мгновенно. Главное — чтобы зритель получал известия без задержек, наравне с пользователями интернета».

Новостной блок «Дождя» выглядит следующим образом: за столом сидят до пяти ведущих, в двух метрах от них, за невысокой перегородкой сидит штаб редакторов, каждый специалист в своей области — будь то спорт, современное искусство, политика или экономика. Окруженные десятком мониторов, вооруженные компьютерами и телесуфлерами, ведущие обсуждают находящиеся на повестке дня темы.

В идеале «Дождь» должен стать круглосуточным телеканалом, где большую часть займет прямой эфир, а остальное — авторские программы, ток-шоу, программы о науке, культуре, искусстве, покупная документалистика и межпрограммные заставки вроде видеоарта с ожившими картинами Третьяковской галереи. Пространство канала тоже подчас походит на галерею: чаны, в которых когда-то варили шоколад, послужили основой для стола на ресепшене, около затесался разукрашенный бюст Ленина с пробитой головой, белые стены увешаны огромными фотополотнами «со смыслом». Например, изображение жен американского и французского президентов символизирует успех, а спутниковые тарелки у входа — это, оказывается, многообразие.

«Мы хотим не только рассказывать об искусстве, а творить его здесь, в этом помещении, — продолжает Светлана. — Условно говоря, Эдуард Бояков ставит в „Практике“ сильный спектакль. Вместо того, чтобы просто снять о нем репортаж, мы переносим его прямо в здание телеканала, в прямой эфир, а после этого обсуждаем увиденное вместе со зрителями и приглашенными гостями».

Мысль создать канал «Дождь» пришла Наталье Синдеевой два года назад, когда та задалась вопросом: отчего она не смотрит телевизор? Поняв, что для нее и массы ее друзей отказ от ТВ стал вещью принципиальной, Наталья взялась за строительство своего собственного. Накопленные на домик во Франции деньги Наталья пустила в дело: собрала команду, договорилась об аренде одного из этажей высотки в Москва-Сити — чтобы за день до подписания контракта все планы разбились о пресловутый кризис. В результате запуск отложили и теперь, спустя два года, команда канала осваивает пространство «Красного октября»

В десятке стеклянных коробок, разбросанных по периметру бывшей шоколадной фабрики, трудится порядка ста человек, и каждый из них номинально имеет право выйти в эфир, а любая часть офиса — стать на время импровизированной студией. Светлана показывает очередную комнату с разноцветными обоями и кучей вычурных люстр под потолком: «Здесь вскоре заработает кафе, но до сих пор мы используем его для съемок авторских программ». Очевидно, в этом и заключаются основные принципы «Дождя» — дать возможность каждому работнику почувствовать себя телезвездой, упразднить должности, построив антикорпоративную систему жизни, использовать буквально каждый угол в качестве интерьера: например, прямо посреди студии собираются провести показ новой коллекции Вики Газинской, а на крыше «Красного октября» — устраивать регулярные летние концерты. И да, все это выглядело бы лишь красивой утопией и несбыточной мечтой, если бы не уверенность в успехе заварившей кашу Синдеевой — и людей, которых она позвала за собой: главным режиссером оказалась Вера Кричевская, в свое время покинувшая канал НТВ, главным редактором новостей стал основатель «Слона» Леонид Бершидский, ночным эфиром ведает создатель «Нашего радио» Михаил Козырев, авторскими передачами вот-вот обзаведутся Андрей Лошак, Александр Ф. Скляр, Филипп Дзядко с братьями, Алекс Дубас.

Первые зрители у телеканала появятся уже на следующей неделе: его смогут увидеть посетители сайта www.tvrain.ru и подписчики «Акадо» и «Корбина», а осенью «Дождь» грозится открыть полноценное региональное вещание через спутник.

Прямая трансляция канала «Дождь»