Виртуальная реальность вышла за пределы компьютерных игр и уже укоренилась в игровых фильмах. В Москве их, например, учат снимать в Московской школе кино. В прошлом году студенты МШК сняли несколько игровых фильмов, которые были показаны в Каннах и на 39 ММКФ, а два из них путешествуют по мировым VR-фестивалям. Редакторы The Village посмотрели первые российские VR-фильмы и пообщались с их авторами.

Юлия Рузманова

редактор раздела «Город»

Настя Макоста

редактор раздела «Развлечения»

Аня Долуханян

редактор новостей

«История одного шута»

Продюсер: Алексей Лихницкий

Исполнительный продюсер: Ольга Шереметьева

Режиссер: Алексей Быстрицкий

Оператор: Алексей Павлов

VR-комедия рассказывает о неизвестных подробностях последнего дня жизни самого известного королевского шута.

Юлия Рузманова

редактор раздела «Город»

Мой предыдущий опыт погружения в VR был довольно реалистичным и неприятным. На позапрошлом Geek Picnic, сидя в шлеме, я видела, как меня мотает на качелях, а в конце при приземлении мне ломает ноги — в какой-то момент я просто закрыла глаза, потому что понимала, что сейчас начну либо орать, либо блевать — погружение оказалось слишком сильным. Поэтому на просмотр фильмов в VR шла с опаской. Но тут оказалось все проще, а ощущения сопричастности к действию у меня не возникло. В «Истории одного шута» благодаря эффекту субъективной камеры ты смотришь, как тебя распарывают мечом, а потом засыпают землей. Но я не чувствовала страха или дискомфорта. Сама идея мне понравилась: наконец технологии дали возможность посмотреть на собственные похороны — идея, которая хотя бы раз возникала в голове у всех.


Настя Макоста

Фильм «История одного шута» про то, что меня зарезали и хоронят. Вот это я понимаю! Я бы с удовольствием посмотрела какой-нибудь кошмар с преследованием в таком формате. Фредди Крюгер бы отлично вписался в виртуальную реальность. Вообще круто было бы сделать маньяка в этом пространстве и пугать детишек. Страшилка, которую мы заслужили.

Конечно, должно пройти время, чтобы кинематограф и VR стали одним целым. В VR нет статичного плана, и режиссеру будет сложно сделать акцент на важных деталях, задающих настроение в ленте. Вдруг, пока я отвернулась, с другой стороны происходит что-то важное? В этом году в Каннах Алехандро Гонсалес Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки представили VR-проект «Плоть и песок». Я читала отзывы об этом фильме, и, насколько понимаю, это первый удачный прорыв сочетания VR и кино. Очень хочу посмотреть. В любом случае спасибо ребятам, снявшим это кино, за то, что не стоят на месте. Гордость берет, когда видишь русские фамилии в списках финалистов в международных фестивалях. Любопытство и смелость приведут нас к успеху.


Аня Долуханян

редактор новостей

«История одного шута» — класс. В фильме я главный герой, нарвалась на драку, в которой меня убили, похоронили и закопали в могилу. Закопали. В. Могилу. Это произвело впечатление. Тут я вообще поняла, зачем нужна VR, она дает возможность стать участником событий, что-то пережить. Ты просто расслабляешься и доверяешься пространству. Это хороший формат, который, как мне кажется, может оценить большая аудитория. Круто будет смотреть хорроры или динамичные фильмы. Но здесь нет места сложным фильмам с запутанным сюжетом, нужно что-то простое, линейное, тогда это выстрелит.


Алексей Лихницкий

продюсер фильма «История одного шута»

На личном примере я убедился, что способов концентрации зрительского внимания в VR еще совсем не много. Творческий инструментарий VR-режиссера пока еще скуден, и способы демонстрации таких фильмов пока далеки от идеальных. Все в этой области находится в стадии становления, но развивается невероятными темпами. Написание сценария, сбор команды, поиск локации, актеров и, собственно, съемка заняли рекордные 12 дней. 28 мая нам предложили поучаствовать в этом проекте, 9 июня уже были съемки.

«В кругу семьи»

Продюсер и автор идеи: Валентин Рогатин

Режиссер: Линара Багаутдинова

Оператор: Татьяна Колядко

VR-драма про семейные отношения показывает историю четырех семей одновременно в разные этапы их жизни: от свадьбы до развода.

Юлия Рузманова

Здесь режиссер не старался впечатлить зрителя, максимально включив его в сюжет, а оставил наблюдателем условных сцен из супружеской жизни. Видно сразу несколько комнат — наподобие того, как это сделано в «Догвилле» Триера. Поворачивая голову по часовой стрелке, ты переходишь из комнаты в комнату, из одного этапа отношений в другой, как бы наблюдая классические ситуации, через которые проходят влюбленные: от свадьбы до расставания. Надо признать, задумка не всем сразу стала понятна, и мы пересматривали фильм второй раз после комментариев режиссера. В целом меня эта история затронула, правда, не думаю, что этому помогли технологии VR — скорее, дело в узнавании сюжетов.


Аня Долуханян

Это был мой первый опыт VR, я посмотрела два фильма и могу сказать, что «История одного шута» мне понравилась гораздо больше. «В кругу семьи» требует включить голову, крутиться, быть внимательными. Здесь есть полноценный сюжет, со смыслом. Нужно либо пересматривать, либо 10 минут напряженно вертеть головой и понимать, что происходит. Это скучно.


Линара Багаутдинова

режиссер-постановщик VR360-фильма «В кругу семьи»

У нас бездиалоговая история. Это пока одна из проблем VR в мире - как выстраивать речь в кадре 360, когда все герои технически должны говорить одновременно. С актерами была отдельная работа и репетиции - мы поставили перед собой задачу донести суть происходящего языком тела.


Валентин Рогатин

автор идеи и продюсер фильма «В кругу семьи»

Нюансов в съемках такого кино много. Первое — вам обязательно нужен консультант по VR на площадке. Без него вы просто спустите деньги в трубу — либо у вас ничего не склеится на посте, либо вы получите ужасное качество, либо актер подойдет слишком близко и в итоге расплывется на весь кадр. Постарайтесь в своем первом фильме минимизировать монтажные склейки, движение камеры — это все требует очень точного расчета, и тут легко все испортить. Снимайте длинными кадрами, чтобы зритель успевал привыкнуть к новому пространству, осмотреться. Используйте все пространство вокруг, помните, что зритель в любой момент может посмотреть в любую точку. Актеры большую часть времени должны находиться перед объективом камеры. не сбоку, иначе могут возникнуть проблемы при сшивании видео — вы просто порежете его пополам либо склейка будет видна.


обложка: Russian VR Seasons