Сегодня, 5 сентября, запустилось интернет-издание о книгах «Горький». Среди его создателей — основатель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов и бывший редактор журнала «Афиша», а ныне главный редактор «Горького» Нина Назарова. На сайте планируют публиковать материалы как о новинках, так и об известных всем произведениях. Сейчас на главной странице можно увидеть материал «Что и как читают уральские рабочие», отрывок из новой книги Виктора Пелевина и интервью с поэтом Сергеем Гандлевским о его любимых авторах. Создатели «Горького» также собираются рассказывать о важных событиях в мире литературы и вести раздел «Книжная полка», где рассортируют по категориям все книги, о которых писали на сайте.

The Village узнал у главного редактора проекта Нины Назаровой, для кого предназначено издание и чем оно отличается от книжных разделов привычных медиа.


Нина Назарова

главный редактор сайта «Горький»

Идея создать «Горький» возникла у Бориса Куприянова, основателя магазина «Фаланстер», около года назад; к запуску мы готовились последние пять месяцев. Сейчас о книжках пишут все издания, освещающие культурную и городскую повестки, но очевидно, что едва ли для кого-то из них это приоритетное направление. Никто не готов жертвовать силы и ресурсы, чтобы экспериментировать и создавать новые форматы. Ну а мы, так как пишем только о книгах и чтении, можем себе это позволить.

У нас очень амбициозная задача — писать о сложных вещах по возможности просто. Так, чтобы быть открытыми для всех, вне зависимости от образования — гуманитарного или технического. Мы хотим, чтобы «Горький» был доступен всем в хорошем смысле слова, чтобы не было лишних барьеров между редакцией и аудиторией.

Сейчас все российские медиа освещают почти исключительно литературные новинки. Но на самом деле ведь мы все читаем книжки, совершенно не ориентируясь на ассортимент в магазинах. Часто берем их у друзей, в библиотеке — где угодно. Это и старые, и новые книги — и я думаю, что старые мы читаем даже чаще. Именно поэтому мы хотим писать и о том, и о другом, в том числе о совсем очевидной классике. Рецензии на переводные книги тоже будут, разумеется. И на нон-фикшн тоже. Редакция у нас очень маленькая, поэтому мы планируем заказывать как можно больше текстов внешним авторам, чтобы контент был максимально разнообразным.

Монетизировать сайт мы планируем всеми легальными способами, какие только придут нам в голову. При этом «Горький» — это некоммерческая организация, и перед нами не стоит задача получения прибыли.

Мы хотим использовать все возможные журналистские жанры для разговора о книгах: рецензии, интервью, репортажи и так далее. И, вопреки привычному представлению, даже внутри формата рецензии можно многое себе позволить. Это не обязательно должен быть текст на 1 500–2 000 тысяч знаков, где сначала немножко пересказывается книга, а потом обсуждается идея, придуманная об этой книге рецензентом, после чего все и заканчивается. Можно предложить авторам рассказывать не только о конкретной книге, но и о проблемах и сюжетах, в ней освещающихся, и советовать, что на этот счет можно прочитать еще в старых или новых произведениях.
В общем, чтобы рецензия переставала быть узкой сервисной вещью, с помощью которой ты просто принимаешь решение, читать книгу или не читать, и становилась текстом, из которого можно узнать что-то новое о мире и получить рекомендации дальнейшего чтения. Допустим, что еще прочитать про Дягилева, кроме новой книжки из серии «Жизнь замечательных людей». Или понять, что тоненькая книжечка статей Лооса о моде может рассказать об одном из ключевых направлений в архитектуре XX века.