Ярмарка выходного дня — европейский формат, который успешно приживается в Москве. Маркеты проходят теперь не раз в сезон, а каждые выходные, иногда их даже несколько за один уик-энд. The Village выбрал восемь крупных московских ярмарок и поговорил с их организаторами о том, кто приходит продавать и покупать, что, помимо торговли, должно быть в программе мероприятия, сколько времени занимает организация и окупается ли мероприятие.

 

ЕДА

 

ФЕСТИВАЛЬ МИРОВОЙ ЕДЫ

Посетили: около 30 000 человек
Сад «Эрмитаж», 18­–19 июня 

Фестиваль мировой еды прошел в Москве в первый раз. На два дня сад «Эрмитаж» разделили на несколько тематических зон — «Южная и Северная Америка», «Европа», «Азия» и «Африка» — и постарались воссоздать в каждой из них атмосферу континента, с декорациями, танцами, музыкой и национальными развлечениями. 23 московских ресторана и кафе специально для посетителей готовили блюда разных национальных кухонь: фахитос, бургеры, брускетты, дим-самы, хумус. А главные редакторы журналов «Вокруг света» и «Первое, второе, третье» проводили мастер-классы по приготовлению коктейлей и летних супов.

 
 
Цены:
Нью-Йоркский капкейк — 200 р.
Нормандский тарт
с абрикосом — 1 500 р.
Азиатский салат с уткой — 195 р.

 

Светлана Колосницына, PR-менеджер журнала «Вокруг света»«Идея сделать фестиваль еды родилась после запуска издательским домом журнала о гастрономических путешествиях „Первое, второе, третье“. „Вокруг Света“ решил отпраздновать таким мероприятием свой юбилей — 150-летие. Вдохновившись количеством людей, которые посетили фестиваль, мы решили сделать его ежегодным. Типичный посетитель фестиваля — это городской житель, заинтересованный в путешествиях и гастрономии. Вообще, мы были приятно удивлены количеством приятных и красивых лиц на фестивале. Маркеты — это не только возможность совершить покупку, но и интересное времяпрепровождение, социализация и яркие впечатления. В Европе маркеты выходного дня давно стали частью культуры. Похоже, москвичи приходят к тому же».


Организация мероприятия, по словам создателей фестиваля, дорогостоящая и заняла около полугода. Ей занималось около десяти человек от издательства и привлекалось event-агентство. Провести фестиваль в первый раз помогла репутация журнала «Вокруг Света». В этом году мероприятие не окупилось, но его создатели не ставили себе такой задачи.

СЕЗОННЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ РЫНОК «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЕДЫ»

Посетили: около 10 000 человек (вместе с фестивалем Seasons)
Дизайн-завод «Флакон», 28–29 мая 

В рамках фестиваля Seasons впервые прошел сезонный гастрономический рынок «Теория и практика еды», на котором можно было купить свежие продукты от крупных агропромышленных комплексов России, фермерских объединений, частных хозяйств и компаний, специализирующихся на экопродукции. Всю приобретенную еду можно было тут же приготовить на открытом гриле. Помимо зоны с рынком, на ярмарке действовал лекторий и детская зона. В формате лекций и мастер-классов посетителям рассказывали о правильном питании и экопродуктах. Проект был частью фестиваля, попасть на который можно было, купив входной билет. За это гости получали масштабную бесплатную программу внутри, в том числе и гастрономический рынок. 

 

Цены: 
Камчатские устрицы —
600 р. за 1 кг.
Свежие камчатские крабы — 300 р. за клешню. 
Гребешки — 100 р.
за 1 шт.

 

Анна Бичевская, куратор проекта: «Так как мероприятие проходило впервые, производителей было немного, некоторые не поняли формата. Однако после фестиваля многие просили включить их в список участников на следующий год. Организуя такие гастрономические рынки, мы развиваем культуру осознанного потребления. Не все овощи, как говорят, одинаково полезны. Важно знать, откуда этот овощ появился, кто его вырастил и в каких условиях. Осознанность — это новый тренд. Всё больше и больше людей стремятся осознанно относиться к своей жизни. Еще активно развивается движение DIY (Do It Yourself). На мой взгляд, многие люди уже немного наелись однотипным ресторанным форматом и стараются готовить что-то самостоятельно. История с сезонной локальной едой уже лет двадцать активно развивается на Западе. Свежая клубника зимой — это замечательно, конечно, но только это не здоровое питание. Для того чтобы всё это развивать у нас, надо делать подобные мероприятия чаще. У нас есть некоторые планы, сейчас думаем о том, какой формат выбрать».


Организация мероприятия заняла около трёх месяцев. По словам создателей, первый раз такие маркеты не окупаются, а в этот раз они ушли в минус. 

«ЛАВКА. ФЕРМЕРСКИЙ РЫНОК»

«Стрелка», 3 июля

Рынок выходного дня скоро пройдёт на «Стрелке». Здесь можно будет купить мясо, рыбу, бакалею и молочные продукты от двадцати российских фермеров. 
Развлекать публику организаторы будут «Зоопарком сельскохозяйственных животных» (гуси, куры, перепёлки и другие птицы, бегающие в загоне) и зоной приготовления блюд, где 5 шеф-поваров приготовят купленные на фермерском рынке продукты. Максим Сырников отвечает за традиционные русские блюда, а создатели «Лавки» собираются жарить бургеры и стейки на открытом огне. Если Москва будет готова к такому формату и придёт достаточное количество людей (3–5 тысяч человек), то рынок станет постоянной воскресной фермерской ярмаркой в центре Москвы.  


 

Цены:
Козий сыр на лимонной закваске — 1 250 р.
за 1 кг.
Гусь — 800 р. за 1 кг. Черемша — 200 р.
за 1 шт.
На ярмарке можно торговаться.

 

Борис Акимов, один из создателей фермерского проекта «Лавка»«Идея создания фермерского рынка родилась через увлечение гастрономией. Мы пришли к пониманию того, что вкусный и здоровый продукт мы можем получить только если он будет на 100 % честным. Мы должны знать, откуда он появился и какие технологии использовались. Мы противопоставляем современным московским рынкам, где царят серые схемы, обман и где одинаковыми продуктами с базы торгуют перекупщики, цивилизованный рынок, где сами фермеры продают свою продукцию. Мы лично посещаем фермы и расспрашиваем их владельцев о кормах и удобрениях, так что покупатели почти на сто процентов могут быть уверены в том, что человек, который стоит за прилавком, сам вырастил этих кур, эту репу или чеснок. 
Наш типичный посетитель — это городской житель, который стал задумываться о качестве своей жизни. Он задумывается о собственном здоровье, об экологии и об ответственности перед обществом, в котором живет. У любого действия есть свои последствия. Можно купить говяжью вырезку, которая была при помощи взяток в размороженном виде привезена из Бразилии в Беларусь, где с нее срезали бразильский штамп, поставили белорусский и продали в Москве как парное белорусское мясо, перебивая сбыт воронежских или липецких фермеров. Или можно купить качественный продукт. Он будет дороже, но вы знаете, за что платите и, кроме того, запускаете цепочку положительных явлений, так как изготовитель получает деньги и начинает развивать собственное хозяйство»


Организация фермерского рынка заняла около 3 месяцев. Не считая фермеров и студентов «Стрелки», которые совместно с преподавателями разработали дизайн-концепцию предстоящего события, созданием рынка занималось семь человек. «Лавка» сделает наценку, которая составляет от 30 до 50 % от фермерской цены, и сама платит за аренду. В будущем организаторы планируют убрать наценку, чтобы на ярмарку приезжали фермеры и продавали свою продукцию по той цене, которую считают нужной. Если эксперимент пройдет удачно, то организаторы смогут привлечь информационных партнеров и спонсоров, ввести небольшую абонентскую плату для участников и полностью отказаться от наценки.