В кафе «Кукушка» на Рождественке не курят, но когда в заведение набиваются любители настольных игр, здесь хоть топор вешай. Справа от меня шестеро режутся в «Активити», разбившись на команды. Три девушки ход за ходом проигрывают и повторяют: «Нет, ну как можно это объяснить языком жестов — Белое Рождество? Или вот это — католический конвент?» Слева компания играет в «Имаджинариум» и проблем не испытывает.

Игру «Активити» производит в Германии и русифицирует компания Piatnik, а «Имаджинариум» — отечественный продукт. Обе party game продаются в магазинах компании «Мосигра». Её основатель Дмитрий Кибкало выглядит мечтателем: на левом ботинке развязан шнурок, ответ на половину вопросов — «Не помню, надо уточнить».

Когда владельца крупнейшей сети настольных игр в России спрашивают, как в эпоху Angry Birds и StarCraft II ему удалось построить бизнес на $11 млн, Кибкало отговаривается: мол, мы удачливые торгаши. Но на деле история «Мосигры» — про умение видеть возможности на загибающихся рынках. Игротеки подтолкнули моду на игры и продажи по всей стране. H&F выяснил, как бывшему ивент-менеджеру удалось провернуть эту операцию.

Ход 1. Кризис и возможности