В одной компании

В апреле 2013 года спокойствие коллектива одной крупной интернет-компании нарушил новый генеральный директор, назначенный около месяца назад. Он задумал глобальную оптимизацию. Начать перестройку CEO решил со службы поддержки пользователей, где работали около 40 человек — примерно половина всего личного состава компании. Реформатор столкнулся с мощным сопротивлением коллектива, который саботировал внедрение инструментов автоматизации работы службы поддержки, уменьшающих нагрузку на саппорт в разы.

После продолжительной позиционной борьбы реформатор победил. При поддержке внешних экспертов отдел поддержки пользователей сначала сократили до 20 человек, потом до десяти, а потом и до четырёх. Большая часть того, что ранее делалось силами 40 человек, было автоматизировано, лишние процедуры исключены. Штат компании, который в марте 2013 года насчитывал 85 человек, к настоящему моменту сократился до десяти. Оборот компании за два года вырос в полтора раза, EBITDA превышает 60 %. У организации появились финансовые резервы: к кризисам она готова как никогда ранее. Руководитель, затеявший и проведший реформы, сделал для себя парадоксальный вывод: «сплочённый коллектив», которым гордилась интернет-компания, выступил главным агентом противодействия реформам и мешал организации меняться.

Советское наследство

Декларируемые рыночные отношения между сотрудником и работодателем — в подавляющем большинстве случаев декорация. Основная масса работников по своему менталитету ничем не отличается от членов советских трудовых коллективов. Они так же рассматривают организацию как кормушку, так же они зависят от неё, так же не готовы признавать бессмысленность своих функций внутри компании и так же недолюбливают коллег, которые работают лучше. Но главное — «советские» люди не готовы вливаться в состав деятельностной структуры, которая заточена на достижение целей бизнеса. Вместо этого в компаниях сохраняются «сплочённые коллективы» — социальные структуры, ориентированные на совместное выживание и кормление за счёт компании.