Городской съём: Как создаются «Яндекс.Панорамы» Корреспондент The Village присоединился к экипажу команды, которая создаёт «Яндекс. Панорамы», и узнал, как устроен процесс съёмки улиц в Петербурге и других городах России.
«Яндекс.Панорамы» — российский аналог зарубежной технологии street view. Он появился в 2009 году и позволяет совершать виртуальные прогулки по городам России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Турции в 3D- формате. На панорамах отображаются дороги, дома, улицы и даже такие мелкие детали, как лица прохожих. Каждая фотография привязана к координатам GPS, что позволяет узнать, как выглядит конкретное место. Сервис постоянно обновляют: снимают пригороды, небольшие города, посёлки — и постепенно обновляют старые материалы.
The Village присоединился к петербургскому экипажу команды и узнал подробнее о том, как идут съёмки.
60
км/ч максимальная скорость автомобиля
20
метров — шаг снимка
1
месяц на съёмку центра Петербурга
Экипаж и оборудование
Съёмкой улиц, которые потом можно будет просматривать на «Яндекс.Панорамах», занимается сторонняя компания Neq4. Команды из двух человек (водитель и оператор) на специально оборудованных автомобилях отправляются из Москвы по городам России и Украины. На крыше каждой машины установлена камера с четырьмя фишай-объективами, которая делает широкоформатные снимки во всех направлениях.
Задачи у членов экипажа разные, хотя каждый из них знаком с законами оптики и умеет обращаться с фото- или видеокамерой. Водитель должен постоянно соблюдать определённую скорость (не более 60 км/ч) и, следуя подсказкам напарника, выбирать наиболее удачный маршрут. Оператор, с ноутбуком на коленях, запускает съёмку, следит за её процессом, качеством снимков и ситуацией в целом.
Правила съёмки
Работа начинается с получения трек-задания от компании «Яндекс. Карты» с отметкой улиц, которые необходимо снять. Ориентироваться нужно по линиям: чёрные — то, что уже отсняли; зелёные, синие и голубые — то, что еще предстоит. Цвет определяет шаг съёмки — промежуток, через который сменяются кадры. Центр города снимают с шагом в 20 метров, окраины и спальные района — в 50, так как там значительно меньше деталей. Отдалённые районы могут и вовсе снимать по принципу «один снимок через каждые 150 метров».
Экипажу недостаточно один раз проехать по городу и сразу отправить материал на сервера «Яндекса». Съёмка только центра города может занять месяц при ежедневной работе.
Пешеходные улицы снимают вручную со штатива, а большие площади вроде Дворцовой или парки — с помощью трёхколёсного велосипеда, на котором установлена камера.
Юрий Логвин
оператор
Важно следить за тем, чтобы все люди и машины помещались в один кадр, а не выпадали за его пределы. Снимки склеиваются в единую панораму, и, согласитесь, половина автомобиля, зависшего в воздухе, будет смотреться попросту смешно. Чтобы избежать этого, можно сделать дополнительный снимок — для более детальной съёмки на перекрёстках или в других важных точках города.
Снимать центр сложнее, чем окраины. Узкие улицы, больше теней и неравномерное освещение. Но в то же время панорамы центра всегда более востребованы, поэтому на него мы тратим больше времени.
Требований к готовым кадрам не слишком много: они должны быть качественными, без пересветов и глубоких теней. Для этого нужна ясная погода. Небольшой дождь — оборудование сворачивают и уезжают. Работать в пасмурные дни бессмысленно: печальная картинка никому не нужна, и к тому же, оборудование нельзя мочить.
Обработка отснятого материала
После нескольких уровней проверки снимки отправляют в главный офис. Там их обрабатывают и вручную склеивают в панорамы и только после этого отдают заказчику. Когда обновлённые улицы появятся на сайте, предугадать сложно — до этого момента может пройти и два месяца, и полгода. Постоянно панорамы не обновляют: город не слишком меняется за короткие промежутки времени.
Реакция прохожих
Почти каждая съёмка сопровождается ажиотажем: люди видят на улицах машину с лого «Яндекса» и камерой на крыше и хотят попасть в кадр. Кто-то внимательнее поглядывает на дороги, кто-то пытается разыскать машину или водителей и сделать что-то фееричное. В основном люди просто машут руками и улыбаются. Во всяком случае, в больших городах.
Сергей Поворознюк
оператор и водитель
В маленьких городах дети обычно всё понимают, а взрослые недоумевают, думая, что мы делаем какую-то фигню. Спланированная шутка вышла лишь единожды, в 2009 году, в Петербурге. Ребята сами как-то вышли на меня и сказали, что очень хотят сделать что-то весёлое. Мы сообщили, где будем в определённое время. Так появилась известная пешеходная пародия на The Beatles.
«Яндекс» спокойно относится к подобным акциям. Более того, они и сами не прочь пошутить. В процессе обработки снимков в панорамы нередко оказываются «зашиты» пасхальные яйца.
Фотографии: Егор Рогалёв, Анна Латухова