Московский дизайнер, арт-директор «Студии Лебедева» Эркен Кагаров в конце 2011 года предложил своим коллегам разработать логотип Москвы. Однако не простой, а определённый: эмблема должна состоять из слова Moscow, написанного в две строки, и читаться слева направо и справа налево. Сама надпись должна вписываться в квадрат, повёрнутый на 45 градусов, или в круг. Концепция такого лого, по мнению Кагарова, хорошо бы отражала положение дел в Москве и в России в целом, где всё немного «с ног на голову». Кроме того, разделять Mos и Cow Кагарову кажется забавной отсылкой к прошлому: слово «Москва» в переводе с финно-угорских языков означает «коровья речка».

За полтора года интерес дизайнеров к такому типу логотипа Москвы не угас — Кагарову до сих пор присылают работы. Мы попросили Эркена выбрать семь новых вариантов эмблемы, которые нравятся ему больше остальных, и предложить своё видение.

  

Эркен Кагаров

арт-директор «Студии Лебедева»

В конце 2011 года у меня появилась идея сделать «вращающийся» логотип Москвы, такой, чтобы даже перевернув его, все читалось. Чуть позже я вспомнил, что, видимо меня на эту мысль натолкнула работа Алексея Михайлова. Логотип, где Москва «крутилась» делал мой, на то время студент, Михаил Губергриц, да и я сам делал логотипы-перевертыши. А ещё раньше, в начале 90-х, почти зеркальное слово «Moscow» я видел у Сергея Новикова. Необходимо упомянуть и Александра Герасименко — он сделал переворачивающийся логотип Москвы за год до меня, но узнал я об этом позднее. 

Почему вверх ногами? Да ведь это Москва — upside down town! В Москве всё так быстро крутится, вертится, меняется. Это не застывший город, он никогда не спит. Не случайно даже эксперты говорят, что Москву можно описать только одним словом (скорее даже восклицанием) — «wow!». Она, как русский характер, как ванька-встанька, не бьётся, не ломается, а только кувыркается. А потом я понял, что по этой схеме можно делать разные логотипы — со старостильными шрифтами и, наоборот, футуристические. Ведь город большой и разный, и одного логотипа, даже самого хорошего, для него может оказаться мало. Значит, кроме основного логотипа, стоит использовать много других, которые отразят все темы. Важно, что любой человек сможет предложить идею, поучаствовать в создании бренда города. 

Логотип может быть написан любым шрифтом, главное, чтобы две его половины были симметричными. Эта схема работает в одну строчку, в две строчки, в три строчки и по вертикали.

По русской традиции вертикально расположенные строки принято читать снизу вверх. Так же делают немцы, французы, итальянцы. В англосаксонских странах направление чтения обратное, сверху вниз. Предлагаемый логотип могут комфортно читать все.

 

Выбор Эркена Кагарова

Андрей Кокорин

Декоративный вариант Андрея Кокорина схож с традиционными народными орнаментами. Его так и хочется вырезать на деревянной доске.

  

Артём Ермолаев

Весёлый и разноцветный вариант Артёма Ермолаева легко представить на афише циркового представления или развлекательного шоу.

  

Динара Фролова

Вариант Динары Фроловой может использоваться для технологичных продуктов или научных организаций.

  

Дмитрий Маконнен

Вариант Дмитрия Маконнена — самый загадочный. Он одновременно похож на кованый орнамент и секретный знак хипстеров.

  

Илья Юдин

Вариант Ильи Юдина напоминает о русском авангарде, самом известном в мире художественном стиле, рождённом в России. Такой логотип может стать идентификатором выставок и культурных событий.

  

Марат Амарей

Марат Амарей сделал логотип из элементов схемы метро. Этот знак вполне мог бы обозначать транспортную информацию.

  

Сергей Новиков

Сергей Новиков сделал, пожалуй, самый простой и чистый вариант, в котором тем не менее можно увидеть и купола, и Кремлёвскую стену.