В конце 2014 года открылась скоростная трасса М-11 «Москва — Санкт-Петербург»: сперва заработал объезд Вышнего Волочка, а затем и отрезок около Химок. Именно второй участок — с 15-го по 58-й километр — всего пару лет назад был в центре общественного внимания. Жители Химок встали на защиту леса, который новая трасса должна была разрезать на две части. Противостояние вокруг Химкинского леса началось ещё в 2007 году — с общественными акциями, дежурствами в лесу, борьбой с бульдозерами, нападениями на активистов и их арестами. 22 августа 2010 года на Пушкинской площади даже прошёл пятитысячный митинг в защиту леса, после которого президент Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить строительство скоростной дороги. Правда, уже в декабре стройка возобновилась.

Спустя пять лет после событий августа 2010 года лидер протестов Евгения Чирикова живёт в Эстонии, а скоростная трасса готовится стать платной. The Village спросил у бывших защитников Химкинского леса, как им живётся рядом с открывшейся магистралью и пользуются ли они ею после всего, что было.

 

   

Александр Глибин

защитник Химкинского леса 

Я принимал участие в борьбе за сохранение леса с 2007 по 2013 год. Я живу недалеко от лесного массива, и мне было бы удобнее, чтобы его сохранили. Теперь, чтобы туда попасть, приходится идти по тоннелю: дорога разрезала лес на две части. Стало труднее дышать, а в самом лесу слышен гул машин. Кроме того, рядом с трассой начали строить высотные дома. Раньше там была деревня, а теперь её методично застраивают. Никакого особого возмущения по поводу новой дороги в городе нет. Пока денег за проезд не берут, автомобилисты говорят, что им удобно по ней ездить, но пространство, где можно погулять, конечно, сузилось.

 

Даниил

защитник Химкинского леса, пожелал остаться неизвестным

Проект предполагал полную вырубку леса под строительство жилых комплексов и складов, но, благодаря нашим действиям, этого не произошло. Я не пользуюсь трассой, поскольку на неё, слава богу, нет въезда в Химках — хотя его, скорее всего, сделают, когда запустят в действие строящиеся бизнес-центры. После того как часть леса вырубили, чувствуется кислородное голодание: даже в Москве воздух чище, а ведь раньше Химки считались лёгкими столицы. Теперь, видимо, всё наоборот. Местные жители до сих пор переживают за лес с его обитателями: лосями, зайцами и лисами. Местному населению нужен лес, а не трасса, но найдутся и те, кто за строительство магистрали.

 

Сергей Агеев

защитник Химкинского леса

Я принимал участие в защите Химкинского леса с первого до последнего дня. Трасса ужасна, но мы это всегда говорили — была даже проведена независимая экспертиза, которая всё разложила по полочкам. Так что ничего нового нет: лес рассечён, фрагментирован, эти фрагменты в ближайшие годы деградируют, уникальное болото погублено, как и вся экология в районе. Воздух около трассы очень плохой, и, если идти вдоль обочины, дышать становится тяжело. Вокруг пыль и гул на сотни метров. Но мы — солдаты, потерпевшие поражение. Мы хотя бы сделали всё, что могли, а вот пассивному населению с этим жить. Трассой я не пользуюсь и никогда пользоваться не буду из принципа. Ни одной моей копейки они не получат.

 

Дмитрий Мышкин

житель Химок

Я не защищал Химкинский лес, но то, как трассу построили, меня не устраивает. Дорога прошла прямо через наш Левобережный микрорайон, и он оказался полностью отрезанным от цивилизации. Из района нет выезда на трассу, мы должны выезжать на неё через кольцевую дорогу и Ленинградское шоссе. Мы не бузотёры, поддерживаем Владимира Путина и говорим, что трасса нужная, но она сделана кривыми чиновничьими руками. Когда М-11 только открылась и нам закрыли проезд на Зелёную улицу, люди чуть дорогу не перекрыли, требуя исправить ошибки. Мы хотим, чтобы этот заезд вернули, установили шумозащитные экраны на МКАД и съездах и сделали пешеходный переход к будущей станции метро.

   

фотографии: Наталья Шавкунова