В этом году в Пушкинском музее должна начаться масштабная реконструкция, в ходе которой рядом с усадьбами, отданными в распоряжение ГМИИ, могут появиться три новых сооружения по совместному проекту Нормана Фостера и Сергея Ткаченко («Моспроект-5»). Предполагается, что строительство единого музейного городка продлится шесть лет, стоимость проекта оценивается в 22 миллиарда рублей. Против проекта Фостера и Ткаченко неоднократно высказывались градозащитники, их недовольство вызвано несколькими причинами: внедрением несоответствующего по масштабу нового строительства в историческую среду и непомерным количеством подземных пространств, которыми проектировщики предлагают соединить между собой все здания музея. Реконструкцию поддерживают первые лица государства. Российский архитектор Сергей Скуратов предлагает обратить внимание на территорию, которая находится напротив Музея им. Пушкина, с другой стороны Волхонки, и обладает, по его словам, огромным урбанистическим потенциалом. Там нет памятников архитектуры, но в последние годы появилось несколько новоделов сомнительного качества. Скуратов предлагает подумать над возможностью освоения этой эффектной площадки для создания нового комплекса экспозиционных и общественных музейных пространств. 



 

Сергей Скуратов
российский архитектор, президент компании «Сергей Скуратов Architects», член правления Союза московских архитекторов и профессор Международной академии архитектуры.


Когда речь идёт о реставрации московских исторических усадеб и приспособлении их под музейную функцию, я двумя руками за! А о том, что касается создания системы подземных выставочных пространств, я бы очень серьёзно подумал и сделал бы всё по минимуму. Всё это не очень оправдано, новые сооружения вторгаются в исторический уклад и структуру усадеб, деформируют их образ и дух. Вся эта кротовая урбанистика — совсем не уместный сюжет, когда подкоп (в буквальном смысле слова) ведётся под старинные усадебные парки. Парки погибнут, а это невосполнимая потеря.

С функциональной точки зрения было бы хорошо связать под землёй отделения музея и наделить эти коммуникации какими-то минимальными дополнительными функциями, чтобы было не скучно и не страшно перемещаться по этим переходам. Но в первую очередь надо подумать о сохранении всего архитектурно-паркового комплекса усадеб с помощью грамотной научной реставрации.

 

«Вся эта кротовая урбанистика — совсем не уместный сюжет, когда подкоп (в буквальном смысле слова) ведётся под старинные усадебные парки».