Сергей Волков

Учитель литературы

Зимнее итоговое сочинение позади. Время оценивать сделанное и думать, куда плыть дальше. Потому что сочинение — не разовая акция, не «провели-отчитались-забыли», сочинение надолго и хотелось бы, чтобы всерьёз.

Зачем оно вообще было нужно? За долгие годы существования ЕГЭ по русскому языку учеников приучили создавать текст определённого типа. В первом абзаце ставишь проблему («В предложенном нам тексте ставится/поднимается/рассматривается проблема... того-то и того-то», в зависимости от текста), во втором её комментируешь (коротко пересказываешь текст), дальше говоришь: «Автор текста считает, что... Я согласен с ним в этом» — и подтверждаешь позицию двумя аргументами. Сама эта структура заложена в критерии проверки текста, потому что чем тексты единообразнее, тем легче их проверить и соотнести по всей стране. ЕГЭ создал мощный и единственный шаблон. Постепенно этот шаблон оккупировал головы учеников: школьник брал ручку — и из-под неё автоматически выливался текст ЕГЭ. Даже на олимпиаде по литературе, куда съезжались самые-самые литературно одарённые дети страны, многие работы оказывались структурно и стилистически написаны в едином егэшном ключе.

Но тексты на свете бывают не только такие. И надо обучать детей писать по-разному, в разных жанрах, используя разные стили. Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ. А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать это они вполне могут каждый по-своему.