Уже месяц в Петербурге пытаются запустить  общественный велопрокат от Банка Москвы. На днях в город наконец-то прибыли велосипеды, однако система их выдачи заработает не раньше следующей недели. Трое из велоактивистов, тестировавших их, рассказали The Village о плюсах и минусах нового средства передвижения.

Старт велопроката ориентировочно намечен на конец июня. Тогда же начнёт работать сайт, аналогичный московскому Velobike.ru, на котором любой желающий сможет зарегистрироваться, оставив данные банковской карты. Пользователю выдадут код: придя на станцию велопроката, нужно будет ввести цифры в специальном терминале (работает от солнечных батарей), после чего можно брать велосипед и ехать. Сдать велосипед можно на любой другой станции проката. 

Сперва в городе запустят более 20 точек, в течение лета к ним добавят ещё не менее десятка. Уже существующие находятся рядом со станциями метро в центре и основными достопримечательностями: у «Площади Восстания», «Адмиралтейской», «Василеостровской», Александринского театра, БКЗ «Октябрьский».

Велосипеды изготовлены по антивандальной технологии. Например, у них невозможно снять сиденья: они фиксируются тросом. Колёса нельзя проколоть, так как они сделаны из непробиваемой резины. 

Поток

Координатор общественного велопроката — о судьбе проекта в Петербурге
и Москве

Бесплатного тестового периода, о котором говорил вице-губернатор Марат Оганесян, не будет. Это было одно из обещаний перед Экономическим форумом, но из-за срыва сроков запуска прокат сразу сделают платным. Стоимость аналогична московской: первые полчаса — бесплатно, с 31-й минуты до часа — 30 рублей, до двух часов — 90 рублей, до трёх — 400 рублей. После 48 часов велосипед считается украденным и с пользователя взимается его стоимость, пока неизвестно какая, в Москве это 30 тысяч рублей. Для тех, кто собирается пользоваться прокатом часто, но для краткосрочных поездок, введут систему абонементов: от 100 до 950 рублей. Впрочем, тарифы, как и список станций, сейчас согласуют с городской администрацией: возможно, они незначительно изменятся. Но принцип останется прежним: чем дольше поездка, тем больше платишь, а велосипеды выгодно использовать лишь для коротких переездов. 

Принципиальное отличие петербургского велопроката от московского образца 2014 года: поездку нельзя будет оплатить картой «Подорожник» (в столице с этого года принимают карты «Тройка» — аналог «Подорожника»).

Велопрокат будет работать до первых серьёзных холодов: ориентировочно до конца сентября — октября. Это долгосрочный проект: в следующем сезоне (вероятно в мае) велопрокат снова откроют.

Велосипед

Изготовлен в Чехии по спецзаказу
для велопроката в Петербурге

   

Вес: 16 кг

Диаметр колёс: 28 см

 

 

Алексей Проворов

студент, велоактивист

Велосипед выглядит очень надёжным. Мне нравится крепление для вещей на руле: можно поставить сумку или что угодно ещё, причём достаточно большого размера, не ограничиваясь форматом простой корзинки. У него очень удобное седло. Соблюдены все требования ПДД по фонарям, катафотам. Ещё мне нравится, что велостанция работает на солнечных батареях: это экологично. Из минусов: мне велосипед показался не очень маневренным. В первой поездке было немного непривычно, так как довольно высокий руль, но, думаю, это дело привычки. Велопрокатом я буду пользоваться очень редко, потому что у меня есть собственный велосипед — это моё основное транспортное средство. Но бывает, что нужно приехать в центр на достаточно длительный срок, при этом боишься потерять свой велосипед, в таком случае имеет смысл пользоваться прокатом. Мне кажется, основной потенциал этой идеи — привлечение туристов к новому средству передвижения, а также простых горожан, которые нуждаются в альтернативе метро: прокат позволит созерцать не только подземку, но и архитектуру. Спрос, думаю, будет большой. Тут ещё нужно учитывать благоприятный ландшафт Петербурга: город плоский, можно кататься на велосипеде целый день, не чувствуя особой усталости. 

 Плюсы:

Удобное крепление для вещей

Удобное седло

Есть фонари и катафоты

Велостанции работают на солнечных батареях

   

 Минусы:

Не очень маневренный

Высокий руль

 

 

Ольга Мнишко

координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга»

У велосипедов суперкрасивый цвет: мы боролись за то, чтобы они были синими. Классно, что есть ножной и ручной тормоз. Есть переключатель скоростей. Минусы пока неочевидны, поскольку мы не очень много проехали (от гостиницы «Октябрьская» до БКЗ). Для передвижения на короткие расстояния из пункта А в пункт Б это отличная альтернатива общественному транспорту. Если сравнивать с другим популярным велопрокатом St. Petersbike, там простые велосипеды, без скоростей, у них есть багажники и корзинки, что здорово. У этого велосипеда, впрочем, тоже есть подставка для сумки. Везти на плече тяжёлую сумку небезопасно, потому что можно потерять равновесие, со мной как раз недавно такое случилось. Думаю, прокатом больше будут пользоваться в основном горожане: для туристов это немного сложная система. 

 Плюсы:

Красивый цвет

Ножной и ручной тормоз

Переключатель скоростей

   

 Минусы:

Нет

 

 

Александр Кожанов

руководитель проекта «Велошкола»

Велосипедисты-«тротуарщики» будут недовольны: очень больно ездить по плитке и съезжать с поребриков. Я этому безмерно рад, потому что наконец-то у нас появился велосипед, предназначенный для передвижения только по проезжей части. Приятно, что велосипед по компоновке близок к традиционному дорожному: на нём может ездить любой, кто когда-либо учился кататься на велике, — привычный вариант советского «дедушкиного велосипеда». Такими же пользуются в Европе. Здесь низкая рама: я, будучи сегодня в деловом костюме, смог забраться без неудобств. Он соответствует всем основным требованиям, включая противовандальность: руль точно никому не захочется украсть — он большой и тяжёлый, предназначен также и для перевозки сумки, невозможно украсть заднее колесо. При желании некоторые детали всё же можно свинтить: педали — они довольно неплохие, возможно, крыло и рукоятки руля. Но в целом велосипед крайне сложно разобрать по винтикам, делать это придётся очень долго.

Из минусов: это не гоночный велосипед, нормальная скорость на третьей передаче — около 20 км/ч. Но зачем на велосипеде гонять? Он предназначен для поездки от одной станции проката до другой. Не очень удобное седло, оно впивается. Это тоже связано с тем, что велосипед не предназначен для дальних поездок.

 

Мы доехали от одной станции до другой, стало ясно, что нелишними будут буклеты с ПДД на каждой станции — впрочем, они в планах. Вполне вероятно, что я буду пользоваться прокатом в дождливые дни, потому что не очень хочется мочить собственный велосипед. Я не знаю, насколько прокат будет популярным среди местных жителей, но среди туристов — однозначно. Интерес уже есть: у меня иностранцы спрашивали, когда запустят проект. Хочется верить, что те, кто приезжают в центр на автомобиле, а потом вынуждены перемещаться на короткие дистанции, со временем оценят пользу проката, тогда он разгрузит и дороги, и личное время автомобилиста: ему не нужно будет искать место для парковки.

 Плюсы:

Сложно ездить по тротуарам

Низкая рама

Антивандальность

   

 Минусы:

Небольшая скорость

Не очень удобное седло

 

Фотографии: Дима Цыренщиков