27 июня, понедельник
Москва
Войти

Павел Алёхин о набережной Федоровского, воцерковленной юности и сотне сбывшихся желаний

Павел Алёхин о набережной Федоровского, воцерковленной юности и сотне сбывшихся желаний

The Village продолжает рубрику «Любимое место», в которой интересные нам люди рассказывают о своих любимых местах в Нижнем Новгороде. Для нового выпуска мы прогулялись с артистом «Снежного шоу» и актером международного театра DEREVO Павлом Алёхиным по набережной Федоровского и поговорили о роли нижегородских видов в судьбе студента духовной семинарии, массовых ряженых шествиях по Покровке и о том, как кумир из газет, Слава Полунин, стал его живым учителем и наставником.

The Village продолжает рубрику «Любимое место», в которой интересные нам люди рассказывают о своих любимых местах в Нижнем Новгороде. Для нового выпуска мы прогулялись с артистом «Снежного шоу» и актером международного театра DEREVO Павлом Алёхиным по набережной Федоровского и поговорили о роли нижегородских видов в судьбе студента духовной семинарии, массовых ряженых шествиях по Покровке и о том, как кумир из газет, Слава Полунин, стал его живым учителем и наставником.

О духовной семинарии у Канавинского моста

Я родился в Кстове, а в Нижнем учился, закончил тут нижегородскую семинарию, и попал туда, когда она только зарождалась из руин, это 1993-1998 годы. Раньше там кругом был лес, и было очень интересно стать первопроходцем: ты входил туда, как в некое сказочное пространство с монастырским комплексом. Тогда все еще только возрождалось, и я помню, как мы, будучи студентами, спали там на раскладушках, даже одеял не было, укрывались какими-то листами линолеума.

С набережной Федоровского у меня особенно много теплых воспоминаний. Тут с друзьями катались на велосипедах в юности, в студенчестве приходили сюда, ложились колбаской и катились вниз по откосу, это было очень весело! Кажется, можно даже сейчас повторить.

У нас была большая компания, вот, например, Саша Ивасенко — фотограф, мы с ним до сих пор дружим, он тоже учился в семинарии, а сейчас стал известным фотографом. У нас вообще забавно получилось: одна половина группы семинаристов стала священниками, а другая — в какие-то творческие профессии двинулась. Кто-то стал преподавателем, кто-то на дипломата в МГИМО поступил учиться, Сашка вот стал фотографом, а я — клоуном.

Наш ректор в семинарии, когда узнал, что я хочу в театральное поступать, говорил, что жалко, ты же хорошо в семинарии отучился. Но мне все-таки хотелось освоить актерскую профессию. Помню, на вручении дипломов наш ректор упомянул, что я хочу учиться на актера, и когда митрополит Николай вручал диплом, то благословил меня на поступление в театральное.

Учеба на филфаке

К сожалению, многочисленные театральные вузы, которые я пытался поразить своими песнями и стихами, меня не приняли, и я решил для начала хорошенько выучить русский язык и литературу и поступил на филфак ННГУ. Когда учился, моим постоянным занятием было всех удивлять. Например, я часто показывал пародии на педагогов. Однажды сделал собирательный образ преподавателя старославянского языка с большой прической, строгую такую — все ухохатывались. Помню, в стиле робота выходил на сцену и из баллончика на огромном плакате писал букву «ять». Еще постоянно и других провоцировал на подобные штуки, и мне все говорили: «Паш, а что ты у нас делаешь? Тебе нужно в театральный вуз поступать».

Даже строгие педагоги относились ко мне хорошо. Я приходил на экзамены в образе Чарли Чаплина с воздушными шарами. Вокруг все тряслись, а я прихожу такой спокойный, веселый. Говорили мне: «О, Паша пришел нас порадовать, ну давай на один вопрос ответишь, скидку тебе сделаем, раз ты такой нарядный пришел». Я отвечал на один вопрос, получал оценку и уходил довольный. Я никогда не боялся экзаменов, всегда что-нибудь придумывал.

С Чаплиным была связана одна замечательная история. Я вдохновился фильмом, где он чистил памятник и уснул на нем перед официальным открытием. Договорился с ректором, что хочу проявить инициативу, помыть памятник Боголюбову у главного корпуса филфака. Нарядился Чаплиным, взял много мыла, пены, пузырей и позвал всех однокурсников на это дело. Мы сначала прошли шествием по Покровке с барабанами и литаврами, а потом стали дружно и весело мыть памятник. Такой вот перформанс. Жители домов вокруг подумали, что это вандализм, и вызвали полицию. О настолько комичном, в стиле чаплиновских фильмов, исходе можно было только мечтать. Полицейские приехали, постояли, поняли, что мы ничего плохого не делаем, поулыбались и уехали. А мы, натерев памятник до блеска, нарядили его шарами и читали под ним стихи классиков.

Мне нравится, что можно подняться на такую высокую точку, как набережная Федоровского и посмотреть вдаль, подумать. Что у тебя за судьба? К чему ты призван?

О набережной Федоровского и Нижнем Новгороде

Нижний Новгород я очень любил и люблю, обожаю его месторасположение: две реки сливаются в одну, а сам город стоит на холмах. Мне нравится, что можно подняться на такую высокую точку, как набережная Федоровского и, посмотрев вдаль, задуматься: Что у тебя за судьба? К чему ты призван? Нижний вдохновляет на какие-то философские мысли и помогает быть романтиком. В студенческие годы мы тут гуляли, играли на гитаре. Когда на филфаке учился, с девушкой приходил сюда, мы целовались, а потом поднимались по этим склонам, и нам аплодировали какие-то ребята, стоящие наверху.

В этих местах прошли студенческие годы, первая любовь и уличные фестивали. А в 2014 году в Нижнем Новгороде будто ниоткуда объявилось множество интересных людей, стали делать фестивали, зародилось сообщество «Арт-завода», первый WAFEst. Тогда же появилась «Рождественская сторона», она поддерживала уличные мероприятия, а до этого выбить у государства какую-то площадку было просто невозможно, ты на свой страх и риск шел на Покровку, и тебя могли оттуда прогнать. А тут вдруг местные власти пошли навстречу, и мы смогли, как и в Питере, делать уличные выступления. Например, у меня появилась идея, как мой клоун на трамвае с огромным флагом мчится по городу, но нужно было раздобыть такое разрешение. Все дружно подсуетились, и нам дали открытый трамвай.

Настоящее чудо, обучение и главные наставники

Началось все со студии пластики и пантомимы «Малиновая гряда». Моим педагогам я говорил, что хочу быть клоуном, а мне отвечали: «Паша, клоунада — это высший пилотаж. Сначала нужно овладеть основами танца и пантомимы, но мне не терпелось, и я стал импровизировать с выступлениями на улице. Сначала наряжался все в того же Чаплина, ходил по Покровке туда-обратно, смотрел как люди реагируют. То в очередь какую-нибудь встану за квасом, то в трамвай зайду.

Потом познакомился с музыкантами — гитаристом Гришей и скрипачом Ильей, они играли в переходах и на Покровке. Я стал выступать с ними и потихоньку пробовать клоунаду. И случилось чудо — мы стали собирать зрителей вокруг себя! Это был первый и интересный опыт: я то технику стеночки сделаю, то волны по телу, то походку Марселя Марсо (французский актер-мим, который вдохновил Майкла Джексона на создание «лунной походки» – прим. ред.), либо брал зонтик, к которому приклеены оригами, раскрывал его над людьми и предлагал загадывать желания. Подобного на улице никто ещё не делал, и это было ново. Мне нравилось это самому, а людям было приятно.

Однажды к музыкантам приехала одна очень хорошая подруга, Настя Табачникова, которая стала приходить к нам на каждое выступление и помогать во всем. Оказалось, что мама у нее работала исполнительным директором у Вячеслава Полунина. Один раз мы разговорились с ней, и я рассказал, что мечтаю попасть к Славе Полунину на «Снежное шоу», что он мой кумир! А Настя говорит мне: «Так в чем проблема?». Она позвонила маме и рассказала про меня. В Москве в это время проходил «Всемирный конгресс дураков», и им были нужны волонтеры. Так меня пригласили туда, и я увидел клоунов со всего света. Я почувствовал, что попал в родную среду, как в семью. Понял окончательно — вот кем мне надо быть! Хочу быть как Слава Полунин и эти удивительные люди — клоуном!

И такое чудо произошло. Когда-то я только вырезки из газет, да из журналов собирал о Славе Полунине, а тут познакомился с ним лично. Он позвал меня в «Снежное шоу», и я стал обучаться как техник, смотреть, как все это работает. Там такое правило, чтобы стать клоуном, надо этот путь пройти. Сначала я смотрел и учился, как пускать дым, как кулисы вешать — всё это изучал.

В один момент Полунин говорит: «Слушай, все классно, но тебе нужно театральное образование». Я поступил на курс режиссуры Пластического театра в Москве к Илье Григорьевичу Рутбергу и учился там 2,5 года. Илья Григорьевич, конечно, уникальный и высокой культуры человек: он и Великую Отечественную войну застал, и общался со многими известными актерами, написал книги о пантомиме. Ему около 80 лет было. Он ровесник французского мима Марселя Марсо, встречался с ним и обменивался опытом в области пантомимы. Через Рутберга и Марсо эта нить традиции перешла ко мне, и я стал её изучать.

Я попал в какую-то родную среду, как в семью. Понял окончательно — вот кем мне надо быть! Хочу быть как Слава Полунин, как вот эти вот клоуны

Когда я заканчивал обучение у Рутберга на режиссерском курсе, услышал, что в Питере Антон Адасинский, руководитель театра DEREVO, будет проводить мастер-класс, а театр DEREVO на тот момент гремел как андеграундный театр по всей Европе, попасть туда считалось очень круто! Я сразу поехал на эти мастер-классы и хорошо себя показал. Понял, что система этого театра мне очень нравится, она о том, что актер должен быть как сверхмарионетка, как пластилин — очень пластичным. Было еще важное условие — чтобы начать новый путь, нужно полностью отказаться от старого, обнулиться, не только внутренне, но и внешне. Каждый участник, не важно, девочка ты или мальчик, должен был расстаться с волосами. Когда отказываешься от волос, ты понимаешь, что уже вступил на этот путь, пожертвовал чем-то важным и тут уже халтурить нельзя.

У нас были очень красивые, мощные спектакли. Мы просыпались в семь утра, бежали тренироваться, фантазировать, постоянно танцевали. Я участвовал во всех знаковых спектаклях театра DEREVO: «la divina», «Once», «Острова», «Кецаль», а также мы создавали и новые спектакли. Для меня это была очень хорошая и серьезная школа: я научился управлять своим телом, понял современную хореографию, стал смелее в экспериментах и импровизации. Мы выступали в Голландии на острове Терсхеллинг, на фестивалях в Индии и Шотландии, благодаря этому я поездил по свету и напитался культурами разных стран.

О расширении границ «своего» города

Сначала я жил в Нижнем и постоянно ездил в Питер и Дрезден, где базируется DEREVO, потом решил, что нужно переехать. До этого прожил еще два года в Москве, но понял, что Москва — не мой город, а вот Петербург мне понравился. Чтобы развиваться дальше, нужно было выбрать одну из столиц. Когда ты живешь в Нижнем Новгороде, порой не понимаешь, какие горизонты у тебя есть.

Я для себя такую философию придумал, что не бросаю Нижний Новгород, а растягиваю его до других границ, до того места, куда уезжаю. Мы даже как-то нарисовали рисунок с Катей Мамаевой — железную дорогу в виде сердца, которая объединяет Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Дорогу всегда можно проложить и дальше. Благодаря театру DEREVO я понял, что не нужно бояться отрываться от своего города, но и в тоже время нельзя про него забывать, ведь это твои корни. В Нижнем Новгороде я придумал свои первые спектакли: «Клоун Авабука», «Пьеро», «Корабли, рыбы и птицы» с ProJazz.Group Тони Карапетяна, и «0,5-к/5» с Полиной Зыряновой, основательницей театра «Инверсия», в котором мы осмыслили культуру страдания. Здесь я обрел многих союзников и сделал с ними множество проектов. Всего сейчас и не вспомнишь.

Клоун Авабука он такой, солнечный, любит похулиганить, он своеобразный домовой Нижнего Новгорода, у которого есть ключ от сердец местных жителей

О клоуне Авабука

Мне нравится говорить, что я — клоун. По-моему, в слове клоун есть что-то такое звенящее, радостное. Один из моих главных учителей — Антон Адасинский, основатель театра DEREVO, в графе профессия всегда писал «Арлекин». Мне эта идея понравилась — не просто актер или артист, а именно Арлекин.

В собственных спектаклях я стараюсь отражать свои переживания на данный момент и выбираю язык: танец, пантомиму, либо клоунаду. Если хочу поделиться радостью, открытостью, то это легче всего сделать в клоунаде. Клоун Авабука солнечный, но любит похулиганить. Он своеобразный домовой Нижнего Новгорода, у которого есть ключи к сердцам местных жителей — для каждого особенный.

У меня есть выступления не только в образе Авабуки, а также Пьеро, Магритта, Кобника. Например, спектакль «Пьеро» — это размышление о современном человеке, таком тусовщике и разгильдяе, у которого вдруг начинает щемить в душе. Когда он видит что-то красивое, в нем просыпаются новые чувства, но он борется с ними. Я называю такое явление «пробуждение Пьеро». Это история преображения человека, которая мне интересна. Мне захотелось по-современному взглянуть на образ Пьеро и соотнести его со своим поколением.

Мне интересно говорить на современные темы. Анна Марковна Гор меня единственного пустила к себе в Арсенал заниматься современной хореографией и делать спектакли, потому, что ей нравился мой язык пластики и танца, который я использую в своих работах. Именно там я показывал спектакли «Пьеро» и «0,5-к/5».

О росте, постоянном присутствии духовности и необходимой паузе

В какой-то момент мне открылось множество дверей в Питере, и пошли проекты один за другим. Например, всех участников театра DEREVO пригласили сниматься в фильме «Викинг» с Данилой Козловским в главной роли. Это был мой первый опыт в кино, о котором я с детства мечтал.

Я состоял в объединении DIPP WERBER из четырех парней, в котором мы искали новый язык танца и актерской игры физического театра. Могли ночами не спать и сочинять номера. Тогда были созданы перформансы на природе, Невском проспекте, на Пушкинской, 10, в фонде Михаила Шемякина и цирковой проект «ОФИС» с японским хореографом Шусаку Такеучи.

Потом выступил в цирке на Фонтанке, туда еще приехал Олег Попов, и я увидел его легендарный номер «Луч». У меня было ощущение, что я попал в фильм Федерико Феллини: мальчиком он очень любил клоунов и ходил смотреть в цирк, как они репетируют. Я представил себя этим мальчиком и был заворожен тем, как живая легенда репетирует свой трогательный номер «Луч».

Такие разные пазлы одной большой мозаики у меня в жизни постоянно пересекаются складываются во что-то несоединимое. С самого начала — с одной стороны семинария, а с другой — театр. В последнее время так же: то я хожу в храм и пою в церковном хоре, то бегу на репетицию в театр или на арену цирка. Были и смешные ситуации, когда мои друзья-клоуны меня срочно вызывают на репетицию, а я на отпевании в храме. Я отпрашиваюсь и бегу туда, а мне артист наш говорит: «Блин, а вдруг у меня на том свете спросят, ты зачем забрал у нас клоуна? Он должен был человека отпеть, а ты помешал. И сделают мне а-та-та!». Мы смеялись, но уважали работу друг друга.

К концу 2015 года я почувствовал какое-то театральное перенасыщение и подумал — вдруг есть что-то более важное, чем театр? Я долго размышлял и испытывал себя, затем принял решение — собрал рюкзачок и уехал жить на остров Валаам, где прожил три года. Я много чему там научился: рано вставать на молитву, рубить дрова, таскать воду из колодца, топить печь, работать на огороде. До этого у меня не было такого опыта, это была новая школа жизни.

С Валаама Слава Полунин позвал меня в «Снежное шоу». Сделав паузу и два шага назад в творчестве, я набрался новой силы. Сначала съездил к нему в Париж на фестиваль, а сейчас гастролирую со «Снежным шоу» по всей стране и за рубеж, продолжаю делать свои проекты. В прошлом году «Снежное шоу» впервые приехало в Нижний Новгород — мозаика опять соединилась. Ведь раньше я тут как уличный клоун выступал на шляпу, а теперь с мировым шоу приехал в свой родной город, и меня селят в пятизвездочный отель. Словно маленький Чарли Чаплин, я прошёл путь от бродяги до признания и успеха, и все, о чем когда-то мечтал уличный мим с Покровки, сбылось.

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Новое и лучшее

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

6 причин, почему разваливаются отношения

Первая полоса

Мошенники рассылают письма от имени The Village

Рассказываем, что об этом известно

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»
6 причин, почему разваливаются отношения

6 причин, почему разваливаются отношения
Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****» The Village начинает публиковать литературные тексты
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
The Village начинает публиковать литературные тексты

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние Собрали лучшие кадры астрономического явления
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Собрали лучшие кадры астрономического явления

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

Подпишитесь на рассылку