Опыт Энрике Пеньялосы обезоруживает скептиков, считающих, что стремительное преобразование города на постсоветском пространстве невозможно, поскольку требует колоссальных средств и долгой эволюции сознания горожан. 

До 1995 года столица Колумбии Богота слыла депрессивным местом: уровень преступности бил рекорды, в бедных кварталах не было воды и электричества, машины часами стояли в пробках. Новый мэр города Антанас Мокус постановил закрывать бары и клубы в час ночи, организовал внутри районов гражданские патрули, создал горячую линию для детей, страдающих от насилия. Эти и другие реформы способствовали снижению уровня преступности на 70 % и настроили горожан на дальнейшие радикальные перемены. 

 

Крайние мэры: 10 мэров, кардинально изменивших свой город

Отчасти благодаря этому преемник Мокуса Энрике Пеньялоса смог всего за три года создать в Боготе совершенно новую городскую среду, ориентированную на потребности большинства жителей. Пеньялоса отказался инвестировать в автодороги и построил на их месте пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парки и скверы, детсады, школы и библиотеки. При нем в Боготе создали одну из лучших в мире систем общественного транспорта, TransMilenio, которая позволила сократить трафик на 40 %.

Сегодня Энрике Пеньялоса возглавляет совет директоров Института транспорта и развития Нью-Йорка, консультирует правительства стран Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки, США и выступает на экологических, урбанистических и университетских форумах. В Киев он приехал по приглашению горадминистрации. За неделю Энрике успел прогуляться по городу, ознакомиться с Генпланом и «Стратегией развития Киева до 2025 года», прочесть лекцию в мэрии, в Доме архитектора и в Киево-Могилянской академии, получить предложение (пока неофициальное) стать постоянным советником Александра Попова по вопросам реформирования городской среды и согласиться на него. 

 

Что блогеры внесли в «Стратегию 2025»?

 

О ПЕШЕХОДНЫХ ЗОНАХ

Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит комфортно и остальным. Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, на первом месте автобусы, а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех.

 

Больше чем на месяц Крещатик станет пешеходным


«Мне говорили: "Мэр, не будь таким упрямым, тут
и так машинам негде парковаться!" Но почему это
должно меня волновать? Вы же не спрашиваете
мэра, где вам хранить свои вещи».