Организаторы «Драма_talk» — о том, как камерный театральный проект стал важным городским событием
Проект «Драма_talk: между текстом и театром» в 2021 году отмечает свой юбилей — десять лет назад, в октябре 2011 года, в литературном кафе «Безухов» прошла первая читка современной драматургии. За прошедшие годы проект сменил множество пространств — от упомянутого уже «Безухова» до Литературного музея имени Горького, нижегородского Острога, летней веранды закрытого ныне «Мокроусова» и даже парковок отеля Sheraton и бизнес-центра Corner Place, в его организации успели поучаствовать самые разные культурные деятели города, а свободные места в зале, как и десять лет назад, разлетаются буквально в день анонса. Формат проекта остается неизменным — это всегда читка, поставленная театральным режиссером, и последующее ее обсуждение со зрителями.
The Village Нижний Новгород пообщался с арт-директором «Драма_talk» Львом Харламовым, куратором проекта Александром Курицыным и автором идеи Ольгой Лукиновой о жизни и выживании «Драмы_talk», о сложностях с финансированием и юбилейном сезоне.
Лев Харламов
арт-директор проекта «Драма_talk»
О запуске проекта
Проект начался с идеи Ольги Лукиновой, которой она поделилась с Александром Курицыным — на тот момент он был арт-директором компании «Еда и культура» и там, в ресторане «Безухов», началась «Драма_talk». Меня пригласили в качестве консультанта — как человека, который может придумать и разработать формат, так и того, кто может коммуницировать с режиссерами. Собственно, я до сих пор, в том числе эту функцию и выполняю.
Когда десять лет назад мы начинали проект «Драма_talk», в нижегородских театрах почти не было современной драматургии, в том числе и российской, а формат читок был абсолютно новым для местного зрителя. В профессиональной среде было несколько попыток проведения читок в рамках различных фестивалей, устраиваемых москвичами, но это были разовые внутрицеховые мероприятия, которые не превратились в систему. Мы оказались первыми, кто сделал читки в формате постоянного проекта и как особый, новый жанр в театральном искусстве. Жанр зарождался по всей стране, хотя в Нижнем Новгороде мы, конечно, отставали.
Первый сезон был посвящен русскоязычной драматургии — начиналось все с лекции о новой драме, а потом стартовали читки самых смелых режиссеров города. С самого начала проект произвел огромное впечатление на нижегородцев — это было нечто совершенно новое для широкого зрителя, и немаловажной частью было, конечно же, обсуждение пьес.
Про обсуждения и мат
Главное, чему мы научились в течение всех десяти лет — обсуждениям. Это не менее важная часть проекта «Драма_talk», чем сами читки, активное участие зрителей в обсуждениях — это очень важно. И если поначалу, в первый сезон, обсуждалось скорее то, как сделана сама читка, а также режиссерская и актерская работа, то постепенно мы уводили зрителей к обсуждению текста пьесы, а сейчас, на десятом году, очень часто обсуждению подвергается поднятая в тексте проблема. И мне кажется, это хорошо, потому что в таком случае пьеса и читка становятся поводом, чтобы обсудить нечто важное.
Первые несколько сезонов обсуждения шли туго скорее всего потому, что публика была непривычна к самой возможности открыто и смело говорить о такой специфической вещи, как пьеса. Очень хорошо помню, что в первом сезоне бесконечно обсуждался вопрос мата — дозволен ли он на сцене и в пьесах. Это удивительная история — когда в других городах, уже после нас, начинались читочные проекты, то коллеги всегда рассказывали о том, что после первых читок на обсуждениях всегда поднимался вопрос мата, как будто бы он становился центральным.
В нашем случае этого уже давно не происходит, ну и мата стало меньше, потому что пьесы иноязычные и переводные, да и к самому факту наличия нецензурной лексики в произведениях современной драматургии все привыкли. А после запрета мата на сцене у нас его не стало совсем — мы просто не берем пьесы, где он есть, хотя, если бы нам очень захотелось взять такую пьесу, ничто бы нас не остановило.
В читках использовалась музыка, живые инструменты, диджей, видеопроекции, вокал и, в общем, все что угодно. Это, наверное, тоже особенность нашего проекта — мы не ограничиваем режиссеров средствами выражения
О режиссерских решениях
Первые читки проходили в ресторане «Безухов» — это непривычное для театра пространство, многоуровневое, без фронтальной посадки зрителей, то есть, совсем не похожее ни на традиционную, так называемую, «итальянскую коробку», ни на black box, ни на амфитеатр Древней Греции. Зрители развернуты в разные стороны, они сидят за столиками, и режиссерские решения в течение тех шести сезонов, когда «Драма_talk» проходила в основном в «Безухове», были абсолютно потрясающими — каждый новый режиссер решал пространство особым образом, это было отдельным счастьем и отдельным эстетическим достижением проекта. Но и через это мы тоже перешагнули, потому что какие-то режиссеры — например, Александр Ряписов, уходили в абсолютную лаконичность и ставили небольшой подъем, микрофон и артиста, который не двигался.
В читках использовалась музыка, живые инструменты, диджей, видеопроекции, вокал и, в общем, все что угодно. Это, наверное, тоже особенность нашего проекта — мы не ограничиваем режиссеров средствами выражения, как это бывает в некоторых других проектах. Мы не говорим о том, что можно только читать на стульчиках, не вставая, и все режиссерские ходы запрещены — нет, напротив. Мы имеем дело с текстом пьесы, которую выбирает сам режиссер и с его видением этого текста, выраженном через режиссерское решение, воплощенном с помощью актеров и того, что режиссеру нужно — музыки, света, элементов декорации, костюмов.
Но все это не значит, что читка — это недоделанный спектакль, ни в коем случае. И даже то, что актер обычно находится с пьесой в руках и читает текст с листа — тоже не принципиально, у нас было и по-другому. Например, актриса Наталья Кузнецова выучивала огромные монопьесы наизусть, потому что ей это казалось важным — например, в читке «Дельфин», поставленной Вадимом Данцигером.
О переходе к иноязычным пьесам
После очень удачного первого сезона мы решили продолжать и стартанули на второй сезон, в начале которого Ольга Лукинова, извинившись и раскланявшись, сказала, что выходит из проекта из-за переезда в Москву. Мы даже поссорились с ней и не разговаривали полгода, но потом благополучно помирились! Второй сезон немного провалился, потому что Александр Курицын, конечно же, не мог в одиночестве вытащить эту очень сложную оргструктуру и на третий сезон он предложил мне стать арт-директором этого проекта. Я спросил: «Руль у меня в руках?», он ответил «Ну да», и я тут же предложил сменить курс и перестать делать исключительно читки русскоязычных пьес, потому что за два года качественная русскоязычная драматургия как будто бы подисчерпала себя и мы перешли к немецкоязычной.
После этого было совершенно разумно пригласить в качестве партнеров Центр немецкой культуры, который впоследствии стал Центром немецкой и европейской культуры под руководством Павла Милославского, и, соответственно, продолжил сотрудничество с нашим проектом, который стал бродить по странам Европы. Мы делали сезоны польской, скандинавской, французской драматургии, а однажды провели эксперимент — «Панъевропейский сезон», когда каждый режиссер мог выбрать читку одной страны, но другой режиссер к этой стране уже обращаться не мог.
Я думал о том, что заниматься режиссурой до 40 лет это неправильно, потому что для этого не хватает жизненного опыта, ну и так далее. И тогда Лукинова с Курицыным обратили внимание на то, что мне уже 39 и пора, собственно, заняться режиссурой. Я боялся так, как не боялся никогда в жизни, честное слово!
О режиссерах и зрителях
Кстати, я, как режиссер, впервые сделал что-то в сознательном возрасте именно в проекте «Драма_talk» — до этого у меня было две постановки в Кстовском театре кукол, ну и в театре «Zooпарк» мы делали с Олегом Шапковым спектакль «Клаксон и Ластик». Потом у меня была большая пауза — я думал о том, что заниматься режиссурой до 40 лет это неправильно, потому что для этого не хватает жизненного опыта, ну и так далее. И тогда Лукинова с Курицыным обратили внимание на то, что мне уже 39 и пора, собственно, заняться режиссурой. Я боялся так, как не боялся никогда в жизни, честное слово! После той читки по пьесе Германа Грекова и Юрия Муравицкого «Необыкновенные приключения Юли и Наташи» на обсуждении был скандал с разбитой посудой, возмущением и уходом человека из зала. Это было круто, приятный скандальчик, многие помнят эту читку до сих пор.
Конечно, у нас есть режиссеры, которые с нами до сих пор, все это время — кроме меня, это Александр Ряписов и Елена Фирстова. Периодически появляется и пропадает из проекта Александр Сучков, не с первого сезона, в силу своей молодости, к нам зашел Павел Ушаков, но сейчас он один из самых активных участников «Драма_talk». Кроме того, мы не ограничиваемся Нижним Новгородом — в наших читках участвуют и московские режиссеры, в частности, Вадим Данцигер сделал у нас несколько очень ярких и заметных читок, за что ему отдельное спасибо.
В какой-то момент мы начали приглашать в читки совсем молодых людей, в частности, свои режиссерские силы пробовала Анастасия Пантелеева, которая сейчас живет и работает в Новосибирске. Уже в нынешнем, десятом сезоне делал читку выпускник нашего с Александром Сучковым курса Иван Чигасов, который учится в Санкт-Петербурге на режиссера. Мы стараемся расширяться и географически, и по возрасту — это тоже кажется нам очень важным. Кроме того, некоторые нижегородские актеры тоже пробуют свои силы в режиссуре — кто-то пробует один раз и говорит: «Нет, спасибо, я попробовал и больше не буду», кто-то берет паузу и говорит, что он хотел бы еще, но через несколько лет. В общем, все по-разному, и пускай мне кажется, что ротация очень важна, но при этом я очень благодарен режиссерам, которые делают читки в течение всех десяти лет.
У нас есть и постоянные зрители, которые приходят в течение всех десяти лет — я знаю и вижу их. Ну, может быть и нет людей, которые посмотрели абсолютно все читки — да и я сам не посмотрел абсолютно все, но много таких, кто с нами в течение десяти лет, это очень активные участники обсуждений и такой вот пул активных спикеров, сложившийся вокруг «Драма_talk», это тоже какая-то отдельная заслуга и достижение.
Кстати, в профессиональной среде проект широко известен за пределами Нижнего, я часто встречаю на каких-то профессиональных театральных тусовках людей, которые мне не знакомы, но которые подходят и спрашивают — «Вы Лев Харламов? Арт-директор проекта „Драма_talk“? Мы так много о нем слышали и читали!».
О площадках и финансировании
В какой-то момент нам сказали, что «Еда и Культура» и ресторан «Безухов» больше не нуждаются в проекте. Мы и раньше предпринимали вылазки на другие площадки — например, в Арсенал или Литературный музей им. Горького, и, расставшись с «Безуховым», с которым наши зрители напрямую связывали проект, стали искать другие пространства. Поначалу, летом, читки происходили во дворе кафе «Мокроусов», а потом Дмитрий Володин нас пригласил воспользоваться отелем Sheraton, где мы благополучно и счастливо просуществовали весь восьмой сезон.
Один сезон мы попробовали просуществовать на free donation, то есть, на пожертвования зрителей, но, к сожалению, это оказалось невозможным. Хочу обратить внимание — для нас принципиален бесплатный вход на читки.
С девятым сезоном у нас случилась беда — сначала возникли серьезные проблемы с тем небольшим финансированием, которое необходимо для реализации этого проекта, а потом, когда мы начали решать эту проблему, наступил карантин. В итоге, мы прожили весь 2020 год без проекта «Драма_talk», и наш девятый, австрийский сезон получился крайне куцым — в рамках него мы провели только лекцию об австрийской драматургии и одну читку по пьесе «Черное молоко или экскурсия в Освенцим», которая прошла в рамках дочернего проекта «Драма_talk идет в школу». Пьеса была специально выбрана с большим количеством персонажей-школьников, и в читке участвовали дети, отобранные на кастинге. Это была коллаборация проектов «Драма_talk» и «Культурный район» — думаю, это был хороший опыт!
Один сезон мы попробовали просуществовать на free donation, то есть, на пожертвования зрителей, но, к сожалению, это оказалось невозможным. Хочу обратить внимание — для нас принципиален бесплатный вход на читки, за этот принцип очень правильно и жестко держится руководитель этого проекта Александр Курицын. Он отстаивает такую позицию и в этом прав, но это вынуждает нас искать спонсорские средства, потому что некоторое (небольшое) количество денег для воплощения проекта необходимо. Free donation покрыл, к сожалению, меньше 50% наших затрат, и нас спас швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» — они, так сказать, добили необходимые средства, за что им большое спасибо, иначе все закончилось бы очень и очень плохо.
О юбилейном сезоне и выживании
Вряд ли юбилейный сезон будет принципиально отличаться от предыдущих в силу того, что мы сейчас постепенно, вместе со всей страной и миром выходим из карантина, и сушим перышки, промокшие от безделья. Единственное, что мы пытаемся сделать сейчас — это менять локации. Режиссер, выбрав пьесу, делает запрос относительно того, где он хотел бы, чтобы проходила его читка, и организаторы ищут площадку, которая соответствует запросу. Это совсем не простой процесс в Нижнем Новгороде — какие-то площадки не понимают, почему надо пускать нас бесплатно, а кто-то опасается «Драма_talk» боясь, может быть, какой-то крамолы. В общем, не все нас встречают с распростертыми объятиями, но, например, первая январская читка прошла в очень оригинальном месте — на недостроенной парковке недостроенного, на тот момент, бизнес-центра Corner Place. Это было очень здорово, чуть прохладно, непривычно, но я был бы рад, если бы у нас продолжились перемещения по разным локациям и культурное освоение локаций посредством жанра театральной читки.
Проект, конечно, выживает год от года. Конечно, нам хотелось бы внимания со стороны тех людей, которые способны финансировать этот зарекомендовавший себя культурный проект и взять на себя его постоянное финансовое обеспечение не на уровне выживания, а на уровне качественного существования, при котором и организаторы, быть может, будут получать гонорар. Все это было бы неплохо, потому что идей по расширению проекта в разные стороны у нас очень и очень много, многие из них абсолютно уникальны, оригинальны и очень жаль, что пока они лежат в столе.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.