Амстердам стоит на двух реках: одна из них, Амстел, дала ему название; другая — то ли пролив, то ли длинная бухта Эй — до сих пор главная морская магистраль столицы. Сейчас берега Эя — центр новой архитектуры Амстердама: за последние пару лет здесь сложился разнообразный и очень эффектный ансамбль. В отличие от других европейских городов, перекраивающих свои бывшие портовые и промышленные зоны, Амстердам вернул себе не только заброшенные территории у самого центра, но и утерянное в течение всего XX века ощущение морского города.

 

 

Потрясающий вид на широкий и загруженный кораблями Эй был визитной карточкой Амстердама, пока между проливом и центром не проложили железную дорогу. Открытый в 1889 году Центральный вокзал работы архитектора Питера Кёйперса — не только одна из достопримечательностей города и шедевр неоготики, но и главная градостроительная ошибка за всю историю столицы Нидерландов. Решение было настолько же противоречивым, насколько и практичным: оно позволяло связать в один узел все существовавшие транспортные линии, но город потерял выход к проливу. Вокзал стал главным хабом, кардинально изменившим коммуникацию: каналы постепенно утратили своё транспортное значение, город перестал быть морским — и стал континентальным.

После создания в начале 1930-х годов искусственного озера Эйсселмер на месте бывшего залива Зёйдерзе Северного моря порт Амстердама сместился на запад, и всю вторую половину XX века исторические районы доков за центральным вокзалом постепенно приходили в упадок. К 1980 годам ситуация стала патовой, и после нескольких десятилетий бездействия бывшие доки превратились в трущобы, в которых активно создавались сквоты. Тогда же и начались первые шаги по возвращению Амстердама к морю. До перехода к постиндустриальной экономике обслуживания Амстердам был небогатым по голландским меркам городом. Начиная со Второй мировой войны Нидерланды испытывали дефицит недвижимости, и решением обеих проблем могло быть создание масштабного рынка привлекательного жилья для среднего класса. Экстенсивное расширение модернистских районов, разросшихся вокруг исторического Амстердама в 1950−1960-е годы, вряд ли оказалось бы эффективным, и в 1984 году городские власти впервые задумались о реконструкции берегов Эя.

К 1992 году бюро OMA подготовило проект перестройки портовых районов. Рем Колхас предложил потратить девять миллиардов долларов и почти двадцать лет на создание десятикилометрового района с офисными небоскрёбами, культурными центрами и жилыми домами. Предложение поражало своими масштабными постройками, не вполне уместными поблизости от центра: высота зданий могла достигать сотни метров. Также оно запустило волну критики: новый район мог убить очарование уютного старого города, оттянув на себя культурные и общественные функции.

Впрочем, через пару лет от проекта отказались, признав нецелесообразным. Центром офисного строительства стал Зюйдас на юге города, а берега Эя решили застраивать по частям, поделив на небольшие участки. И это лишь пошло на пользу Амстердаму: в бывших доках теперь живут несколько десятков тысяч человек, там можно найти новый Дворец правосудия, главную городскую библиотеку и филармонию. А Нидерландский институт кино на северном берегу Эя и вовсе стал символом обновлённого города. Если будете в Амстердаме, пройдите за вокзал к проливу: там есть что посмотреть. Амстердам снова стал морским городом.

 

Национальный центр науки и технологии

 

Одна из первых построек в бывшем портовом районе. Открытый ещё в 1990-е научный музей Nemo — работа классика хай-тек и автора Центра Помпиду Ренцо Пиано. Иконическое здание в виде субмарины должно было привлечь в город новых туристов, и это ему удалось. Менее чем за десятилетие Nemo вошёл в пятёрку самых популярных музеев Нидерландов. Кстати, экспонаты внутри научного музея не только можно, но и нужно трогать.

год постройки

1997

 

  Музыкальный зал на Эе

 

До середины 2000-х годов южный берег и острова у пролива Эй постепенно застраивались жильём. Зал классической музыки авторства датских архитекторов 3XN должен был стать доминантой и якорем района, привнеся в него культурную жизнь. Рядом разместилась высотная гостиница и круизный терминал.

год постройки

2005

 

Остердокс 

 

Справа от центрального вокзала находится самый масштабный проект реконструкции. Остердокс — это необычно плотный и разнообразный район: в 1998 году на месте бывших восточных доков Эрик ван Эгераат придумал небольшой город, включающий гостиницу, жильё, национальную библиотеку и амстердамскую филармонию (у каждого здания свой автор). От Остердокса к музею Nemo перекинут пешеходный мост.

год постройки

2012

 

 Нидерландский институт кино

 

Долгое время северный берег Эя пустовал, с 1970-х годов его единственной доминантой была высотка офиса Shell. Пару лет назад строительство перешагнуло и пролив, теперь там находится самое известное и эффектное из новых зданий города. Музей кино с говорящим названием Eye — работа австрийского бюро Delugan Meissl. Здание напоминает большую устрицу из алюминия. Внутри разместилось четыре кинозала и архив с 40 тысячами кинолент.

год постройки

2012

 

 IJDock

 

IJDock — самый показательный пример современной архитектуры Нидерландов: то, каким мог бы быть центр Амстердама, если бы его застраивали в XXI веке. На большом насыпном острове архитекторы Дик ван Гамерен и Бьярне Мастербрук из бюро SeARCH переосмыслили исторический опыт и создали квартал с жильём, гостиницами, офисами и Дворцом правосудия. Изломанная форма зданий позволила сохранить существующие панорамы на Эй. Район выглядит разнообразно и в то же время воспринимается как единое целое.

год постройки

2013

 

 Жилой дом Silodam и высотка IJ Tower

 

В открытом в 2002 году жилом доме Silodam бюро MVRDV напомнило о недавнем прошлом: здание словно сложено из портовых контейнеров. Это не единственная характерная постройка в доках: восточнее Музыкального зала на Эе над проливом возвышается высотка IJ Tower.

год постройки

2002

 

 

Фотографии: Renzo Piano Building Workshop, ArchDailyStewart LeiwakabessyMarco Derksen, Thomas Schlijper, Delugan Meissl Associated Architects, YourCaptain Luchtfotografie, Rene den Engelsman, Frank Stahl, MVRDV, Pedro Kok.