Георгий Полтавченко отправил в отставку ещё одного чиновника, пришедшего в Смольный при Валентине Матвиенко. Экс-главе Комитета по транспорту Станиславу Попову немного за 30, он заведовал петербургскими трамваями и троллейбусами, метро, автобусами и аквабусами чуть больше двух лет. Карьеру он начинал инженером в «Пассажиравтотрансе» в 1999-м, спустя четыре года ушёл в Комитет по транспорту и до 2008-го возглавлял там информационно-аналитический отдел. После стал заместителем председателя, и, наконец, в 2011-м возглавил сам Комитет. The Village вспомнил обещания, достижения и провалы чиновника.

 

Упрощение проездных

сделано

Совершенствование системы оплаты проезда — главное детище Попова. С 1 января в Петербурге упразднили обычные проездные, а с марта бумажные проездные льготников заменили на электронные, которые не нужно обновлять каждый месяц. Попов запустил и активно продвигал электронную карту «Подорожник». Сейчас деньгами с этого электронного кошелька можно расплатиться не только в автобусах, метро, трамваях и троллейбусах, но и во многих маршрутках и на аквабусах. Карта позволяет постоянно получать скидки: чем больше поездок, тем дешевле они становятся. Проезд на аквабусах по «Подорожнику» и вовсе стоит 75 рублей вместо 100. 

  

Штрафы за безбилетный проезд

сделано

До Станислава Попова штраф за безбилетный проезд в Петербурге составлял 100 рублей. Чиновника эта цифра возмущала: в Москве «зайцы» платят в десять раз больше, а в Европе штрафы и вовсе достигают 80-100 евро. Вместе с Законодательным собранием Комитет подготовил поправки в закон «Об административных правонарушениях». Теперь проезд без билета в Северной столице может обойтись в 1 000 рублей.

  

Замена кондукторов контролёрами

В процессе

Попов считает, что общественный транспорт должен отказаться от услуг кондукторов. Продавать билеты за наличные будут только водители, как и в большинстве европейских стран. Входить в транспортное средство придётся через переднюю дверь. Следить за безбилетниками должны контролёры, штат которых серьёзно увеличат. Пока в Петербурге только изредка можно попасть в автобус без кондуктора, хотя во всех салонах уже установлены валидаторы. Недавно такие устройства появились в городских троллейбусах, а вскоре ими оборудуют и трамваи. 

  

Пересадки за десять копеек

не сделано

Новую систему оплаты проезда, которая бы позволяла не переплачивать за пересадку, должны были запустить ещё в начале 2013 года. По ней в течение часа или полутора можно было бы пересаживаться с одного вида транспорта на другой не за полную стоимость проезда, а примерно за 10 копеек. Внедрить повременную оплату собирались на базе «Подорожника». 

  

Ночной транспорт

сделано

Уже год в Петербурге по выходным работают ночные автобусы. Дважды в неделю с 01:00 до 05:00 они курсируют по пяти маршрутам, дублирующим ветки метро. Они перевезли уже около 200 000 пассажиров. C началом навигации и разводом мостов заработал и ночной поезд-челнок в метро — между «Спортивной» и «Адмиралтейской». Эту инициативу приписывают губернатору Полтавченко, который решил откликнуться на многочисленные просьбы петербуржцев, но на самом деле запуском проекта занималось именно ведомство под руководством Станислава Попова.

  

Общественный транспорт, доступный
для инвалидов

в процессе

В марте Комитет внёс поправки в действующие Правила пользования наземным транспортом, обязав водителей общественного транспорта помогать инвалидам-колясочникам заезжать в салон. Теперь за неоказание помощи инвалидам Комитет имеет право наказать перевозчика. Раньше это регулировалось только должностными инструкциями. Кроме того, Смольный недавно принял постановление «Доступная среда», по которому в будущем в город можно покупать транспорт исключительно с подъёмниками для инвалидов.

  

Обновление транспортных парков

Не сделано

Где-то в транспортных депо государственных перевозчиков стоят восемь низкополых трамваев-челноков, девять легкорельсовых трамваев, а вскоре туда привезут ещё 94 современных троллейбуса. И если троллейбусы, скорее всего, сразу выйдут на линии, то челноки берегут на чёрный день и используют во время ремонта дорог, чтобы не обрывать трамвайный маршрут. Трамваю-челноку не нужно кольцо для разворота: кабины машиниста в нём расположены с двух сторон.

Зачем чиновники закупили легкорельсовые трамваи — вовсе непонятно. Их коллеги из Комитета по развитию транспортной инфраструктуры строить специальные пути для таких трамваев в ближайшем будущем не планируют — нет таких статей в городском бюджете. При этом «Горэлектротрансу» собственной прибыли на обновление трамвайного парка не хватает. По данным компании, в ремонте нуждаются 60 % трамваев. Чиновники, тем временем, хотели сократить субсидии в электрический транспорт, перекинув их на строительство метро и покупку автобусов. Против выступили горожане и урбанисты, и дальнейшая судьба поправок в транспортную стратегию города пока неизвестна.

  

Водный общественный транспорт

Не сделано

В период расцвета любви чиновников к водному такси в Петербурге работало пять линий. К началу сезона навигации их было уже четыре. Сейчас работает всего одна. Перед началом сезона Комитет по транспорту закрыл Невскую. Перевозчик, работавший на этом маршруте, обиделся — отказался выходить на Центральную линию, распродал свои аквабусы на сайте Avito.ru и подал в суд на ведомство. Решил не работать и перевозчик, обслуживающий Курортную линию. Тем временем Приморская линия набирает популярность. В этом году ею воспользовалось вдвое больше пассажиров, чем в прошлом. Перевозчик готов купить аквабусы ещё для одной линии, но в эту навигацию новых маршрутов уже не появится. Конкурсы на сезон 2014 года опубликуют осенью, однако, как много линий планирует Комитет по транспорту, неизвестно.

  

Украшение автобусов

Не сделано

Сейчас на автобусах можно увидеть только рекламу. Станислав Попов анонсировал появление на стенах общественного транспорта шедевров живописи – из собраний крупнейших музеев Северной столицы, созданных приглашёнными стрит-арт-художниками на специальном фестивале. Первые результаты сотрудничества с Русским музеем появились на мониторах «ПTV» — в передаче «Культпросвет». Фестиваль стрит-арта, в рамках которого сотню требующих покраски трамваев и троллейбусов раскрасили российские и зарубежные художники, должен был пройти ещё в мае. Комитет от него пока не отказался, но и точную дату мероприятия до сих пор не назвал.

Фотографии: Shutterstock