«#Завод34»: Как художники обживают фабрику в Петербурге Еще одно пространство на Кожевенной линии и с видом на залив: его история и резиденты

«#Завод34»: Как художники обживают фабрику в Петербурге

«Во всем мире промышленные территории, особенно полузаброшенные, где нет производства, рано или поздно осваиваются художниками. Где-то этому способствуют власти, а у нас все происходит само по себе», — говорит фотограф Александра Кампински. Несколько лет назад она переехала из Москвы в Петербург, а потом попала «на завод» — в бывшую фабрику имени В. Слуцкой на Васильевском острове. Саша сняла мастерскую на четвертом этаже: «Раньше на этаже находилась химическая лаборатория, тут был пожар. Когда я въехала, его только отремонтировали. Не было даже электричества, все въезжали в бетон, пыль, треш».

К 2017 году стало очевидно, что в здании бывшей фабрики на Кожевенной линии собралось много творческих арендаторов — художников, дизайнеров, ювелиров, архитекторов. Сконцентрировались все они, за редкими исключениями типа «Лаборатории 1.62» (коворкинг для мастеров), на том же последнем, четвертом этаже главного корпуса — здесь нет лифта, и администрация комплекса по умолчанию направляет сюда арендаторов, которым не надо постоянно перемещать тяжелые грузы. В итоге разные мастерские объединились под названием «#Завод34»: запустили паблик во «ВКонтакте» и аккаунт в инстаграме, провели несколько экскурсий и маркетов, сделали мерч — футболки с надписями «Все член» и «Гречу будешь». Коридор на четвертом этаже в ближайшее время планируют преобразовать в выставочное пространство.

Сегодня костяк сообщества — десять мастерских. «Но здесь можно постоянно находить новых интересных арендаторов, — говорит Саша. — Ты можешь выйти ночью, пройти по заводу — видишь, свет горит: „Здрасьте, а что вы тут делаете?“ Обычно все нормально реагируют. Мы так как-то нашли трупы русалки и инопланетянина. Нам открыли девочки в кокошниках, смотрим — а там какие-то головы, руки. Это была бутафория для театров».

Аналогов «#Завод34» в городе, пожалуй, нет: это не креативная бизнес-площадка вроде «Этажей», не коворкинг вроде «Практика» и не коммуна вроде «Дома на Среднем» — в отличие от остальных проектов, на «#Завод34» рабочие функции сочетаются с жилыми. Ближайший пример, который приводят сами резиденты, — завод «Красный треугольник», на котором, впрочем, нет консолидированного оформленного сообщества. По сути, «#Завод34» — отдельный причудливый мир внутри другого необычного мира — фабрики.

Фотографии

Виктор Юльев

Фабрика

Ситценабивная фабрика на Кожевенной линии, 34, появилась в ХIХ веке. Всего здесь 17 корпусов (в том числе более поздних, советского периода), семь из них КГИОП в 2001 году включил в список вновь выявленных объектов культурного наследия.

В 90-е фабрика, как и многие петербургские производства, пришла в упадок, а в 2000 году весь комплекс (он находится в федеральной собственности) арендовало ООО «Торговый дом „Нарвская ярмарка“». Постепенно арендатор привел в порядок все 17 корпусов — это около 60 тысяч квадратных метров.

Помещения сдают в субаренду под производства, склады и офисы. Всего, по словам финансового директора Ирины Лебедевой, здесь около 400 арендаторов (то есть «#Завод34» — это не больше пяти процентов от фабрики как таковой). Квадратный метр на четвертом этаже главного корпуса стоит 360–500 рублей в зависимости от времени года (и, соответственно, платы за отопление). Арендовать может любой, жестких критериев нет.

О будущем Ирина Лебедева говорит так: «Мы планируем экскурсии — может быть, привлечем инвестиции, а может, обойдемся собственными средствами». В остальном компания собирается просто продолжать сдавать помещения в аренду.

Год назад собственники «Нарвской ярмарки» приобрели другое здание на Кожевенной линии — насосную станцию завода Брусницыных 1958 года постройки. Сейчас станция законсервирована, новые владельцы пока не определились, что с ней делать.

Чекуши

Кожевенная линия — часть исторического района Чекуши. До последнего времени он считался эдаким глухим углом Васильевского острова с мрачноватыми промышленными предприятиями и почти полным отсутствием классических достопримечательностей (исключение — особняк Брусницыных). Сейчас Кожевенная преображается.

Первым агентом преобразований стало пространство дизайна InterLoft на Кожевенной, 30. Когда летом 2016 года на крыше бывшей кожевенной фабрики вдобавок открыли музыкальную площадку DOT, сюда потянулась модная публика. «Кожевенную было не узнать — просто Тверская. „Бентли“ приезжали, девушки прекрасные в песцах и на каблуках», — вспоминает Александра Кампински.

DOT закрылся, но команда открыла клуб «КПД» — рядом, в «Порту Севкабель». В 2018 году общественное пространство на территории кабельного завода стало главным новым местом притяжения горожан: сюда приезжали на фестиваль Present Perfect, на барахолку Garage Sale и просто пофотографировать с обустроенной набережной вид на залив и ЗСД («Идеально было бы, если бы все договорились и вслед за „Севкабелем“ сделали одну набережную — у нас ее, по сути, нет», — отмечает Саша). В итоге Кожевенная становится местом сосуществования разных социальных страт: студентов, рейверов, рабочих «Балтийского завода», сотрудников автосервисов, мигрантов, художников.

Здание, в котором находится «#Завод34», расположено между InterLoft и «Портом Севкабель». Жизнь здесь обособленная. «Судя по тенденции, потом такие места становятся элитным жильем», — считает еще одна резидентка завода Софа. Но пока джентрификация Кожевенной кажется маловероятной: строить жилье, тем более элитное, тут не планируют.

Что говорят резиденты «#Завод34»

Лана

киноклуб Bunker

Саша

фотограф

Саша: Когда мы объединились, долго спорили по поводу названия и логотипа — все ведь творческие люди со своим мнением. В итоге решили для начала провести экскурсию (это было прошлой зимой). Многие тогда сказали: «Какая экскурсия, кто захочет платить деньги за тусу в мастерских?» Но в итоге набралось 60 желающих и экскурсию пришлось разбить на два дня. Головокружительный успех, несмотря на то, что мы не вкладывались в таргетинг: видимо, людям интересно, как функционирует творческое комьюнити на заводе.

Из инфраструктуры тут есть столовые — у нас и на «Севкабеле», мы туда ходим. Недавно появилась недорогая узбекская кафешка, есть магазины. На самом заводе так много производств, что можно реализовывать все свои идеи — от мебели до футболок и наклеек — не выходя отсюда. Тут, например, один из самых недорогих в городе мастеров, который варит металл.

Резиденты «#Завод34» очень разные. Есть, например, Илья, который делает кресла в стиле Сэма Малуфа: на одно кресло уходит три месяца, это настоящее произведение искусства. Кто-то украшения делает, кто-то — видео-арт. Один мальчик организовал в другом корпусе лофт и проводит там мероприятия. Еще тут все размыто и пластично: человек может заниматься мебелью, а в свободное время — живописью. Я фотограф, но сейчас готовлюсь к мастер-классу по съемке мультиков из пластилина. Нам всегда приходят в голову интересные идеи.

Помимо людей, тут довольно много других жителей: собаки, куча кошек, рыбки, черепахи, птички. Был даже гусь, но хозяева не выдержали — пришлось отдать его.

Думаю, самое плохое, что может случиться из-за преображения Кожевенной линии, — это повышение цен на аренду. Пока стабильно повышают рублей на 20 за квадратный метр в год. Может, когда здесь откроется метро (станцию «Горный институт» планируют открыть 30 ноября 2019 года. — Прим. ред.), цены подскочат. Но пока все позитивно: люди уже не пугаются типа «Кожевенная? Что это, где это?!»

Лана: Я из Москвы, всю жизнь занималась кино, училась во ВГИКе, потом пять лет работала на «Мосфильме». А потом со мной случился Питер. Я познакомилась с Сашей, приехала сюда потусить и осталась. Первое, что я сделала: села на диван, посмотрела в окно, закурила сигарету и поняла, что никуда отсюда не уеду.

Любовь к кино осталась, особенно к нашему — меня очень раздражает, когда мне говорят, что в России кино нет. Поэтому я организовала киноклуб Bunker. Обычно мы смотрим авторское кино, приглашаем киноведа, обсуждаем фильмы, учимся смотреть правильно. Это безумно интересно. Когда был первый показ — естественно, бесплатный, — я боялась, что сейчас придут люди, начнется обсуждение и все будут молчать. Но были диалоги, споры… Пространство мастерской полностью преображается, когда проходят киновечера: я вешаю на окно экран, расставляю стулья — все камерно и очень прикольно. Собираемся один-два раза в месяц.

На заводе я в режиме 24 на семь. Я здесь всегда, ночую тут каждый день. Вообще у всех здесь примерно один режим: завод начинает жить часов с пяти дня — мы просыпаемся, идет брожение. Мы с Сашей активистки: в числе прочего занимаемся организацией заводских мероприятий. Когда в Питер приезжают друзья, они приходят сюда. Мы отсюда особо никуда не выходим. Мне кажется, что Петербург здесь. Домой в Москву я езжу раз в два месяца максимум. Мама с ума сходит: «Лана бросила работу и живет на заводе».

Даша

Nevsebe

Я занимаюсь керамикой, мой бренд, который называется Nevsebe, существует более полутора лет.

На заводе я сперва работала в студии на втором этаже. Поначалу было очень непривычно: тут много людей, иностранных рабочих, темные коридоры. Со временем я начала находить в этом прелесть и шарм. По прошествии полугода я поняла, что мне комфортнее было бы работать одной. Так случилось, что партнер моего мужа искал помещение — мы решили, что снимем одно на двоих. В отделе аренды показали это помещение на четвертом этаже. Меня немного расстроило, что вид не на залив, а на индастриал, но я его тоже очень люблю. В целом тут все было идеально, так как до нас помещение арендовала фотостудия — обживаться было проще.

У нас есть председатель Лана, она всех новичков вводит в курс дела. Я зашла к ней на 10 минут, а ушла часа в четыре утра. Приехала домой в восторженном состоянии: поняла, насколько это фантастическое место и как мне невероятно повезло. Для меня то, что здесь происходит, — это огромная творческая семья. Правило тут одно: думать о том, кто рядом, за стеной. Помогать друг другу.

Поскольку у меня есть ребенок-школьник, мы с мужем Сашей (он маркетолог и барабанщик) несколько дней живем здесь, а потом уезжаем в город. У нас тут камерная обстановка — особенно по вечерам, когда зажигаются фонари и появляется ощущение оторванности от реальности. Ты не в квартире, не в городе, не на даче — ты в другом мире, и тут так классно.

Юля

Jo.Objects

Все, что мы делаем с Антоном, — в основном из кожи, камней, дерева. Совмещаем материалы и экспериментируем. Когда меня спрашивают, колье это или браслет, у меня нет ответа. Мне хочется, чтобы люди сами нашли применение. Так что это объекты. Сейчас это называется dark fashion — узкая специализация: черное, тяжелое, массивное, брутальное. Это близко мне и Антохе. Мы не про бизнес. Плохо или хорошо, не знаю.

Как мы попали на завод? Я жила долго за границей, потом приехала в Петербург. Какое-то время мытарствовала. И я понимала, что если не найду свое место, обязательно рядом с водой, просто уеду дальше искать. И вот мне попалась мастерская Саши, они с Ланой сдавали ее на месяц. Месяц затянулся на полгода, потом они вернулись. И мы начали искать — как жить теперь? Это помещение освободилось за день до того, как девчонки вернулись. Здесь была пыль, грязь, стояли станки. Мы заехали в январе, спали в пуховиках. Потом Антоха вручную заделал все окна. Антоха — мастер на все руки. Мне очень повезло с человеком.

Это не просто мастерская, а наш дом. Здесь то что надо. Если людям здесь прям сразу что-то не то — чуть-чуть времени проходит, и их нет. А те, кто надо, приплюсовываются, как муравьишки. Здесь комфортно, спокойно и даже чуть-чуть страшно — если вдруг что, то тогда как? Дело же не в заводе — дело в ощущении пространства. Это и люди, и вещи, и коридоры, и утро, и вечер, и ночь, и дождь, и крыша. Все это вместе — хорошо.

Софа

Milk Princess

Мы снимаем эту мастерскую вчетвером, я здесь два года, раньше снимала угол в мастерской на втором этаже. Я отсюда почти не выхожу. Здесь есть все для жизни: мое рабочее и спальное место, магазин и столовая. Иногда я, как сегодня, просыпаюсь в семь утра и работаю. Иногда работаю ночью и сплю днем. Сейчас мне больше ничего не нужно. Какое-то время снимала комнату параллельно с мастерской, но не появлялась там месяцами.

Здесь хорошее соседство, хороший вид из окна. И возможность круглые сутки шуметь, скакать. Я иногда громко включаю музыку и танцую — могу это сделать в четыре утра, если захочется. Никто на меня не пожалуется.

Я архитектор, у меня был диплом по конверсии промышленного здания, потерявшего свою функцию, и про то, что может быть в таком здании: проектировала варианты от жилья до торговли — показывала, что там можно сделать что угодно. Сейчас пытаюсь нарисовать план нашего завода: пока не получается, потому что это лабиринт.

Я была на какой-то встрече архитекторов и урбанистов по поводу будущего Васильевского острова. Там обсуждали, что здесь много университетов, общественных пространств, есть «Эрарта» и «Севкабель» — и, может быть, остров станет центром молодежной тусовки. Это утопичное обсуждение, но все равно прикольно.

Гриша

мастерская Wombat, «Лаборатория 1.62»

Началось все с того, что когда я пять лет назад переехал в Петербург, поселился в большущей квартире с кучей ребят. Потом мы пожили на Блохина в доме под расселение — его сдавали нелегально, и нас оттуда разогнали. Потом мы с другом Мишей жили в доме на набережной: Миша делал ходули из дерева и металла, я — жонглерский реквизит, а вскоре переключился на украшения. В какой-то момент мы поняли, что тяжело, когда нельзя стучать и греметь, все же это неправильно по отношению к соседям внизу.

Мы придумали идею лаборатории — места для творчества и поиска. Хотелось сделать штуку, которая будет доступна таким, как мы; куда можно прийти и творить, не вкладывая в это миллионы. Мы написали манифест, разослали его по друзьям и год вынашивали идею. Потом ко мне пришел Миша и говорит: «Гриха, давай делать». Мы скинулись по 15 тысяч, позвали еще ребят, которых идея захватила. Через месяц нашли это помещение на втором этаже.

Мы здесь уже три года. На данный момент нас тут около 10 человек, сейчас здесь преимущественно столярка. Особенность пространства: тут нет главного — кого-то, кто за всех решает, что делать. Интересно в качестве социального эксперимента посмотреть, как получится о чем-то договориться при горизонтальной организации. Оказывается, получается.

Мне кажется, вид из окна — это очень важно. У меня был опыт аренды помещения на «Красном треугольнике» на Обводном канале: там нет движения воды — и, как следствие, отсутствует движение вообще. Знаете байки о том, как ребята пришли на «Треугольник», чтобы играть солнечное регги, а на третий день скатились до даркушного метала? Это правда. А здесь есть воздух, вода, все это движется, течет, продувается. И мне кажется, это очень важно и приносит много сил и вдохновения.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Заводы стоят: Как в Петербурге проводят рейвы в промышленных зданиях
Заводы стоят: Как в Петербурге проводят рейвы в промышленных зданиях Рассказываем о командах m_division и Roots United, которые организуют музыкальные фестивали на бывших заводах и в газгольдерах
Заводы стоят: Как в Петербурге проводят рейвы в промышленных зданиях

Заводы стоят: Как в Петербурге проводят рейвы в промышленных зданиях
Рассказываем о командах m_division и Roots United, которые организуют музыкальные фестивали на бывших заводах и в газгольдерах

«Мы живем в квартире — общественном пространстве»
«Мы живем в квартире — общественном пространстве» Жильцы шестикомнатной квартиры в петербургской Коломне — о приватном и общественном, соседях, правилах и отличиях от коммуналки
«Мы живем в квартире — общественном пространстве»

«Мы живем в квартире — общественном пространстве»
Жильцы шестикомнатной квартиры в петербургской Коломне — о приватном и общественном, соседях, правилах и отличиях от коммуналки

Дом на Среднем: Социальный эксперимент в одной квартире
Дом на Среднем: Социальный эксперимент в одной квартире История общины и уникальный опыт коллективного быта на Васильевском острове в Петербурге
Дом на Среднем: Социальный эксперимент в одной квартире

Дом на Среднем: Социальный эксперимент в одной квартире
История общины и уникальный опыт коллективного быта на Васильевском острове в Петербурге

Три новых петербургских клуба на бывших заводах
Три новых петербургских клуба на бывших заводах «Клуб», «КПД» и Blank — здесь вы будете танцевать этим летом
Три новых петербургских клуба на бывших заводах

Три новых петербургских клуба на бывших заводах
«Клуб», «КПД» и Blank — здесь вы будете танцевать этим летом

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?