Главный редактор Wired Крис Андерсон, автор теории «длинного хвоста», в 2009-м опубликовал книгу Free: The Future of a Radical Price, в которой речь шла главным образом о том, что бесплатные товары и услуги — будущее мировой экономики. Новая экономическая модель, описанная Андерсоном, начинает приживаться в музыкальном бизнесе — Radiohead, Nine Inch Nails или «Мумий Тролль» распространяют свои альбомы совершенно бесплатно, предлагая заплатить ровно столько, сколько пожелает слушатель. На страницах «Фрикономики» Стивена Левитта приводится пример того, как человек стал миллионером, используя эту систему и оставляя бесплатные булочки в американских офисах. С утра он приезжал в офис с булочками, ставил радом с ними коробочку для пожертвований, уезжал и таким образом разбогател.The Village решил проверить, действует ли новая экономическая модель в России.

 

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

      
           
      
Осенью 2010 года на одном из столичных маркетов сотрудник газеты бесплатно раздавал собственноручно приготовленные маффины. За выпечку предлагалось заплатить ту цену, которую назначат сами покупатели. По окончании эксперимента были подсчитаны расходы и выручка, а результаты оценил кандидат экономических наук.

Траты: 2 500 рублей (молоко, мука, сахар, яйца, сметана, сода, лимон, изюм, маргарин на 50 маффинов, 4 формы для кексов, 2 подноса, салфетки). Ход эксперимента контролировался двумя корреспондентами The Village за прилавком. Деньги предлагалось оставлять в коробке с надписью «Коробка для денег. Заплатите столько, сколько считаете нужным».

Ход эксперимента комментирует Александр Легчаков, кандидат
экономических наук, преподаватель РГГУ: