Петербургские краеведы — новые рок-звезды The Village поговорил с авторами знаковых блогов о парадных, квартирах, плитке и витражах

Петербургские краеведы — новые рок-звезды

За последний год в Петербурге (и не только) заметно вырос интерес к дореволюционному прошлому города, в частности к истории быта: от домов и квартир до печей и кирпичей. В соцсетях — особенно в инстаграме — появляется все больше околокраеведческих проектов с тысячами подписчиков. Благодаря их авторам заметно изменился образ горожанина, который активно интересуется петербургской историей и делится своими изысканиями с публикой: вместо пенсионера-энтузиаста — молодой человек, о котором когда-нибудь напишет Юрий Дудь.  

Мы попросили авторов наших любимых инстаграм-проектов (как уже давно популярных, так и совсем молодых) объяснить, почему краеведение стало «новым черным»,  рассказать о вдохновляющих открытиях и показать свои любимые места. 

Интервью

Юлия Галкина

Фотографии

Виктор Юльев

Ксения Сидорина

@mettlachtile

О чем: честный рассказ о домах и парадных, с акцентом на метлахскую плитку

Год: с 2018


Ажурная лестница

Для съемки я выбрала место, которое мне кажется очень петербургским. Мы на черной лестнице одного из самых помпезных особняков города. Дворовый флигель барского дома, темная парадная, предназначенная для слуг, и тут же — уникальная ажурная металлическая лестница сложного рисунка. Вероятнее всего, лестница появилась около 1885 года, когда архитектор Максимилиан Егорович Месмахер был приглашен модернизировать флигель. Примерно в то же время появились металлические лестницы системы «Жоли», которые было так удобно привозить на место монтажа и собирать силами буквально пары мужчин — «Икея» конца XIX века. Есть у этой лестницы одна довольно драматичная особенность: в случае пожара спуститься по ней будет сложно — металл от температуры, как известно, плавится.

«Великий петербургский миф»

Я родилась в Петербурге, но я из тех горожан, которые не считают, что Питер — самый классный город на земле. Тут грязно, везде заборы какие-то, тут все немного раздолбанное. Я не чувствую в Петербурге правильного для меня лично течения времени — оно течет урывками: есть дореволюционный период, потом советский, они между собой не дружат. Мой любимый город — Одесса: там время воспринимается очень правильно — оно непрерывное.

Я завела инстаграм про Петербург, потому что для меня нет проблемы завести инстаграм про не самый любимый город. Мне хотелось бы привести людей к мысли о том, что «Великий петербургский миф» пора, наконец, бросить. Все обожают Питер — «лучший город на планете». Неправда. Каждый город на планете классный. Везде свои плюсы и проблемы. Мне бы меньше всего хотелось, чтобы мой инстик воспринимали как продолжение мифа места. Такая же плитка, как в Петербурге, есть много где еще — надо просто обратить на нее внимание.

Меня иногда шеймят носители петербургского мифа, причем даже ребята гораздо моложе меня. Для меня инстаграм — еще и платформа для экспериментов в SMM. Я свободно использую методы из серии «не поставил лайк — не получишь следующий пост» или кликбейтные заголовки, публикую бесконечное количество сторис, чтобы поднять себе количество просмотров и охваты. Для меня инстик — плейграунд. А есть настоящие петербургские краеведы, которые любят город сердцем, душой, «живут старым Петербургом» (это цитата). Как-то один такой краевед сказал, что я занимаюсь только дешевым самопиаром и хайпом, полностью забыв, что я, по сути, его коллега по цеху.


Мне хотелось бы привести людей к мысли о том, что «Великий петербургский миф» пора, наконец, бросить


Появление блога кое-что изменило в моей жизни. Промежуточных результата два: меня пригласили эксперткой в фонд «Внимание» и я не откинулась от грусти. В сентябре 2018 года меня бросил жених — он просто ушел, пока я была на работе, оставив на столе записку «Прощай». Спустя два месяца вернулся, но тогда я думала, что все, конец. В то же время меня уволили с работы, потому что я две недели сидела на транквилизаторах: приходила в офис и рыдала.

Я не могла бросить блог — сказался азарт маркетолога и эсэмэмщика: на тот момент у меня уже было семь тысяч подписчиков, и мне было жалко их терять. Два дня я делала вид, что все ок. На третий честно написала пост о том, что меня бросили и мне очень хреново. Написала, что не знаю, будут ли дальше силы на посты. Недели полторы после этого разбирала директ. С самого утра и до вечера, как раз в освободившееся от работы и молодого человека время. Люди писали: «Держись, все будет хорошо, ты классная». Это было суперкруто. Я не ожидала, что полторы недели общения с незнакомыми людьми могут помочь, — обычно я скорее избегаю общения.

Cлучаи, когда мой инстаграм делал что-то полезное:

1. Арт-парадная, которую я снимала для The Village. Несколько телеканалов сделали про нее сюжеты, а на меня вышел сын человека, расписавшего парадную, и сказал: «Спасибо, будет что дочери про деда показать».
2. Мы вместе с краеведом Лешей Шишкиным обнаружили, что пропала фрамуга с травленым стеклом на Гороховой, 24. Леша сделал пост, о ситуации написали СМИ, КГИОП возбудил дело, фрамугу нашли.
3. Пропавший витраж в доме на Тележной. Я написала в КГИОП — они разбираются.
4. Еще мы нашли мраморную музу комедии Талию в обычном дворе. Я надеюсь, что горожане, узнав о таких находках, сами станут внимательнее смотреть по сторонам и обязательно что-нибудь обнаружат.

Краеведческий гэнг

В ведении инстаграма мне очень помогает профильное образование: я окончила кафедру музейного дела и охраны памятников философского факультета СПбГУ. Другой важный источник теоретической информации — это Алексей Шишкин (петербургский краевед, автор инстаграма @stadter. — Прим. ред.). Леша умеет работать с архивами и книгами лучше, чем я. Мы начали общаться с Лешей в мой самый депрессивный период. Мы живем в соседних домах на «Приморской» — познакомились после того самого поста, стали ходить с ним по парадным, тогда-то и начали появляться самые интересные находки. Я выходила из дома с отсутствующим взглядом, мы брали кофе и просто шли вперед. Мне кажется, чтобы вести краеведческий аккаунт, важно не выбирать локации заранее. Если ты узнал о локации из интернета, значит, скорее всего, в ней уже нет ничего интересного. Просто иди вперед и внимательно смотри.

Как-то раз мы с Лешей Шишкиным гуляли по городу. Как обычно, заходили во все парадные подряд. В одной меня привлекла популярная плитка с флоральным рисунком в необычном сеттинге из очень разухабистой настенной лепнины. Мы поднялись повыше, чтобы сделать пару кадров, и тут из квартиры вышла дама в огромной меховой шапке. Она начала нас выгонять, угрожая полицией и спрашивая, не стыдно ли нам. У нас есть правило: если выгоняют, мы уходим. Вышли. Дама — за нами. Зашли в небольшой выставочный зал, провели там полчаса. Вышли — нас встретили уже четыре дамы в огромных шапках. Одна сходу с огромным интересом спросила: «Вы кто, наркоманы?» Я ответила, что мы не наркоманы, а краеведы. «Вот видишь, Алла, это, похоже, приличные люди», — разочарованно протянула дама и пошла домой. Алла смущенно попросила прощения и тоже ушла.


Я ответила, что мы не наркоманы, а краеведы.


У нас есть небольшая тусовка краеведов. В сентябре я поняла, что с краеведами надо дружить, потому что один в поле не воин — особенно в случае с большим Петербургом, где слишком много всего крутого и интересного. Пришлось перебороть социофобию — на транках это было не так сложно. Помимо нас с Лешей, в гэнге состоит Даня: он известен тем, что его семья отремонтировала парадную на Большом проспекте Петроградской стороны.

Кстати, меня раздражает, когда пишут: «Петербуржцы молодцы, потому что реставрируют все своими руками». Кто-то и правда молодец: например, Данина семья при реставрации обращалась к специалистам. А кто-то другой, будь он хоть трижды хорошим человеком, не обладает нужными знаниями, пулом знакомств и суммой денег — он сделает плохо, и мы потеряем памятник. Памятники лучше просто мыть — тут не прогадаете. С нами Макс Косьмин, Даша oldoorspb и Маша, которая расследует истории старых открыток. Я надеюсь, со временем на наших маленьких понедельничных встречах будет больше людей — а значит, больше крутых историй и находок.

У меня есть пул из примерно десяти блогов, которых я читаю постоянно. Среди них — неочевидные: например, инстаграм классного петербургского архитектора Ивана Савченко. Когда я хочу поднять настроение, захожу к Ване. У него в инстаграме нет страданий, он не постит драматичные истории про утраты. Там семья и детали архитектуры. Смотришь на фотографии — жить становится легче.

Еще я читаю @ceramic_izrazez — аккаунт сотрудницы краеведческого музея, в котором она выкладывает фото предметов из фондов. Мы бы их не увидели, возможно, никогда, но есть Юля — спасибо ей. Цоп-цоп-цоп — богиня из Москвы: она, среди прочего, занимается урбанистической археологией — спускается в какие-то ямы, копает; все, что она там находит, атрибутирует, фотографирует и выкладывает, рассказывая о находках адекватным языком.

Часть моих подписок — британцы, которые занимаются такой популярной штукой, как мадларкинг: ждут отлива Темзы и копаются в грязи. Осенью мы с Лешей пытались заняться мадларкингом в Смоленке: у нас было две газовые лампы, мы полезли в резиновых сапогах в реку в минус один. Почти ничего крутого не нашли, только осколки фарфора — в основном ЛФЗ. Подождем, когда наступит сезон.

Dropbox с плиткой

Больше всего я пишу о плитке. Сейчас я уже такой уроборос — мне неоткуда брать знания о метлахе в Рунете, я варюсь сама в себе. Когда я начинала, знала три завода, которые поставляли плитку в Петербурге, — сейчас знаю 20. Для того чтобы написать пост про плитку, мне приходится, например, обратиться к заводу в Германии, который закрыли в 2011 году, дождаться ответа, перевести его с немецкого. Я очень не люблю, когда пишут голословную ерунду, и люблю, когда пишут проверенную информацию. Я суперзапариваюсь с фактчекингом — и это позволяет мне уверенно говорить, что в плитке я эксперт.

Я отвечаю на все сообщения в директе, поэтому знаю, кто меня читает и кто мне пишет. 77 % — женщины, только 40 % подписчиков — из Петербурга. Одна подписчица рассказала, что меня ей посоветовал жилец в доходном доме Дехтеринского. Девушка фотографировала плитку, а он в это время вышел покурить из квартиры. Увидел ее и сказал: «А вы на mettlachtile подписаны? Подпишитесь».

Мне пишут абсолютно разные люди — от работниц музеев до плиткоукладчиков. Некоторые люди пишут, чтобы поныть: «Расхерачили такой город, все плохо, все потеряно». А когда ты отвечаешь «Чувак, пойдем просто помоем парадку» — они пишут: «Нет, это должны делать КГИОП, ЖЭК — кто угодно, но не я». Еще есть категория людей, которые про тот самый петербургский миф: «великолепные витражи», «уникальную лепнину». Восхищающиеся люди не совсем мое, красивое любить просто. Есть классные ребята, которые присылают фотографии с плиткой, — они думают, что я такой dropbox. Это очень круто, потому что я одна никогда не увижу все то же самое, что видят мои 17 тысяч подписчиков. Благодаря им я напитываюсь экспертными знаниями.

Всегда приятно, когда пишут профильные специалисты — музейщики, реставраторы, археологи, плиточники, строители. Я невероятно бешусь из-за того, что краеведение — область знания с нулевым порогом вхождения. Любой человек может сказать «я краевед», и все поверят. Потом он напишет что угодно — и в это тоже поверят. Информацию никто не проверяет, особенно если она про утраты и сносы. Все сразу начинают выть — часто на пустом месте. Но если ты пишешь о плитке, а тебя прораб зовет заценить ремонт — ты на верном пути, ты пишешь дельные вещи. Прорабы в плитке разбираются.

Свалить из инстаграма

Мне кажется, у краеведческого бума три основных причины. Первая — о краеведении в принципе стали писать. И тут, думаю, Макс Косьмин сыграл очень большую роль. Вторая — в России история циклична. Мы очень любим страдать: «Нет империи, дома разрушаются». Краеведческий взлет связан со стыдом за революцию. Третий фактор — вымерло поколение, которое органически было связано с дореволюционным наследием. Мы оторвались от этой истории. А когда ты от чего-то отрываешься, а потом находишь — оно для тебя совершенно новое. Девятнадцатилетние парни, которые активно ведут краеведческие блоги, — для них же это суперновая история, терра инкогнита.

Если говорить о том, к чему по-хорошему должна привести вся эта краеведческая волна: все должны свалить из инстаграма и любить то, что у них есть под ногами, прямо сейчас. Я пристально слежу за финскими инстаграмами. Мне казалось, уж у них-то должны быть крутые блоги. Дудки! Почти ничего нет. А все потому, что им не нужно дополнительно утверждать ценность наследия через блоги.

Денис и Маша

@paradnye

О чем: фотофиксация красивых дореволюционных парадных (с адресами)

Год: с 2016


Любимое место

Мы в особняке Щигельского (улица Глинки, 6). История дома началась в 1836 году. Архитектор — Людвиг Людвигович Бонштедт. В этом доме жил Александр Николаевич Бенуа, о чем даже есть небольшое повествование. Мы выбрали именно это место из-за его необыкновенной красоты. Это незаслуженно один из наименее популярных адресов у наших подписчиков.

Другие адреса, которые нас в свое время поразили: Тележная, 9, — эта парадная практически недоступна, не многие в ней бывали, но она точно самая красивая из всех, что нам приходилось встречать. Переулок Ульяны Громовой, 4, и Басков, 26, — те места, где начинаешь чувствовать время. Невский, 134, — замечательный адрес, который отлично походит для того, чтобы начать знакомство с парадными Петербурга: доступ туда не ограничен, она отлично подойдет для того, чтобы сделать пару фотографий для своего инстаграма. Свежая, светлая, со множеством фотогеничных декоративных элементов.

Девушка Маша и город

Меня зовут Денис, я из Беларуси. В 2016 году приехал на выходные в Петербург. Влюбился за один день дважды: в девушку Машу и в город. Закончил отработку по контракту (трудился несколько лет в шахте) и уже в 2017-м переехал в Петербург, поступил в аспирантуру, ушел в продажи.

Проект в инстаграме был создан с целью аккумуляции людей и последующей трансформации аккаунта в коммерческую страницу: я вынашивал идею открытия небольшого семейного кафе. Поначалу события развивались именно по такому сценарию. А потом мы вместе с Машей попали под убористый летний дождь, до метро добирались перебежками через парадные у «Чернышевской», некоторые были открыты — и тогда мы поняли, что может быть интересно людям. Мыслей о трансформации аккаунта, как задумывалось изначально, сегодня уже нет и близко: жалко своих трудов и самой идеи. А вот над кафе начали работу, но параллельно истории про парадные.


Те места, очарование которых сами жильцы или их гости в суете не замечают, показались нам наполненными эстетикой


Ни наше образование, ни профессиональная деятельность никаким образом не связаны с тем, что сегодня можно увидеть на странице @paradnye. Просто сложилось так, что те места, очарование которых сами жильцы или их гости в суете не замечают, показались нам наполненными эстетикой. Мы это показали в интернете, и многие с нами согласились. Рост аудитории был равномерный, без каких-либо скачков; последние пару месяцев, правда, начали подписываться активнее — до 200 человек в день. Мы сейчас посмотрели на статистику инстаграма: 44 % подписчиков — в возрасте 25–34; 64 % — девушки. В директ часто пишут взрослые люди — может быть, даже чаще, чем молодежь.

Некоторые снимки мы делали сами, что-то искали в Сети. Потом, когда мы стали побольше, нам начали присылать часть адресов и фотографий. Не могу сказать, что у нас какая-то постоянная команда; просто есть активные подписчики. Многие потом «отваливаются»: мы не монетизируем аккаунт — возможно, в этом проблема. Реклама у нас была лишь однажды, хотя заявки постоянно приходят в директ: подписчиков, несомненно, раздражают рекламные публикации, поэтому мы против.

50 тысяч культурных людей

Примерно 40 % адресов в инстаграме — входящие заявки от подписчиков, остальные 60 % — Машина активность в социальных сетях и на форумах. Мы уже достаточно подогрели интерес к теме, поэтому в одном только инстаграме по отдельным хештегам ежедневно появляются десятки постов. Все снимки сделаны на iPhone 8, 10 или Xiaomi Mi 6x. Многие опубликованные у нас авторы справляются теми же средствами, насколько мне известно.

В парадные попадаем очень просто: никаких универсальных ключей или списка кодов у нас нет — ждем, когда кто-то откроет дверь, или просим по домофону открыть. В среднем три человека из четырех охотно открывают. Мы не говорим, что пришли фотографировать парадные, и тем более не говорим, что звонит почтальон — у нас свои работающие истории. Жильцы чаще всего на нас вообще не реагируют. С агрессией мы ни разу не встречались, честное слово (хотя не раз читали об этом на некоторых страницах). Любопытство бывает, недоумение, скепсис — но не более того.

Зато иногда мы сталкиваемся с непониманием и легкой агрессией со стороны отдельных блогеров и хранителей старого фонда — это связано с тем, что мы открыто публикуем адреса. Мы много рассуждали на эту тему (и даже анализировали количество посещений адреса в течение двух суток после публикации в аккаунте) — пришли к выводу, что открытые адреса не навредят ни самим жильцам, ни парадным. Не устаем повторять, что на @paradnye подписаны больше 50 тысяч очень культурных и воспитанных людей.


Иногда мы сталкиваемся с непониманием и легкой агрессией со стороны отдельных блогеров и хранителей старого фонда — это связано с тем, что мы открыто публикуем адреса


Нельзя не отметить, что тиражируемость парадных в инстаграме за последние полтора года выросла в разы, а мы этому в некоторой степени поспособствовали, чем очень гордимся. Теперь даже за пределами Петербурга знают, какие у нас в городе есть парадные (не подъезды), спрашивают перед посещением города, можно ли туда попасть и «куда с детьми посоветуете сходить».

Общее состояние парадных мы бы оценили как стабильно тяжелое. В этом есть своеобразный балабановский шарм, но продолжаться бесконечно так не может, и чем больше адресов мы посещаем, тем очевиднее становится острота этого вопроса. Едва ли вам удастся найти во всем городе хотя бы несколько парадных, в которых не были бы исписаны стены, поколот кафель, отбиты куски лепнины, погребены под слоями краски тончайшие детали, завалены мусором оконные проемы или балки.

На фоне существующих в стране и городе проблем вопрос состояния парадных не кажется существенным, поэтому на уровне городской администрации эта ситуация разрешится, увы, не скоро. Важно, чтобы люди это осознавали и не уничтожали собственноручно то, что уцелело.

Маршруты с адресами

Сложно сказать, чем объясняется сегодняшний краеведческий бум. Хотелось бы объяснить его ростом общего уровня образованности, но предположение сомнительное. Может быть, бум происходит на фоне прогрессировавшей десятилетиями архитектурной деградации в строительстве жилых домов. А может, просто ценность старого фонда с годами увеличивается: он превращается в «очень старый», и люди это осознают.

Из аккаунтов-ветеранов можем рекомендовать @nekolesnik, @vezenin, @syndrom__stendalya. Нравится относительно недавний аккаунт @mettlachtile. Из тематических ресурсов читаем только citywalls — это наша самая большая рекомендация.

Хотелось бы организовать в отдельных частях города несколько маршрутов со свободным и бесплатным доступом ко всем адресам. Чтобы любой желающий мог скачать себе на телефон приложение, выбрать для себя ближайший и наиболее интересный маршрут со списком действующих кодов и прогуляться в свое удовольствие. Добавить интересные описания, перевести их на разные языки. Подключить инструменты донатирования — тогда любой пользователь сможет сделать перевод в фонд капитального ремонта понравившейся парадной. Вырастем еще на несколько десятков тысяч подписчиков и, может быть, станем ближе к реализации проекта.

Александр Горностаев

vitrazhi_spb

О чем: рассказы о петербургских витражах

Год: с 2019


Витраж с лилиями

Одно из моих любимых мест — доходный дом купца Смирнова на Васильевском острове. В детстве я часто бывал в этом доме у своих знакомых, и мое первое знакомство с витражом произошло именно здесь. Мне очень нравились эти лилии, и лишь спустя много лет, когда стала доступна всемирная Сеть и появилось огромное разнообразие литературы по краеведению, я узнал, что архитектор этого дома Федор Федорович фон Постельс возвел и мой дом на улице Большая Зеленина, что стало для меня большим открытием.

Осколки былого величия

Я родился в Лениграде в 1988 году. С самого рождения и по настоящее время живу на Петроградской стороне. Мои детство и юность прошли в доме герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского — это настоящая жемчужина стиля модерн. Днями напролет я рассматривал уникальную мозаику Сергея Тимофеевича Шелкового, и, видимо, тогда во мне и проснулась неудержимая любовь к городу. Витраж как элемент декора поразил меня своей роскошью и таинственностью, особенно восхищало, как эти хрупкие осколки былого великолепия смогли выжить в городе трех революций, красного террора, блокады и капремонта 1970-х годов.

После школы я долгое время занимался музыкой, у меня педагогическое музыкальное образование, но профессиональным музыкантом так и не стал. Сейчас работаю в Петербургском метрополитене, в службе безопасности. У меня идеальный график 2/2, поэтому я могу две недели в месяц уделять любимому занятию.

Идея создать отдельный блог, посвященный витражам, появилась на фоне регулярных печальных событий, связанных с демонтажами. Окончательно решил, что надо действовать, когда краеведы Ксения Сидорина и Алексей Шишкин обнаружили очередную пропажу — она случилась еще в 2011 году — в доме на Тележной улице.


Сейчас работаю в Петербургском метрополитене, в службе безопасности. У меня идеальный график 2/2, поэтому я могу две недели в месяц уделять любимому занятию


300 фрагментов

Обычно я выбираю улицу и начинаю ее изучать дом за домом. Каждая улица в историческом центре Петербурга таит в себе много интересного, а каждый дом хранит свою историю. Внутрь попасть иногда очень просто, а иногда очень сложно. Чаще всего использую связку универсальных ключей, но есть много интересных объектов, где они не подходят, — тогда приходится идти на контакт с жильцами. Отношение жильцов разное: часто сталкиваюсь с негативом, но приветливых и интересующихся все же больше.

Довод о том, что адреса с витражами не следует «светить» из-за потенциальных краж, считаю несколько надуманным. Тот, кто хочет совершить кражу, и так найдет информацию, сейчас ее хватает. Я никогда не пишу конкретных адресов — только сведения о домовладельце и архитекторе. Этой информации достаточно, чтобы самостоятельно найти конкретный дом. На проблему можно взглянуть и с другой стороны: если постоянно утаивать адреса, многие артефакты уйдут в прошлое. А ведь большинство витражей и прочих архитектурных деталей требуют срочной реставрации — без огласки они, как правило, никому не нужны.

Состояние исторических витражей в городе в основном удручающее. По моим подсчетам, в Петербурге сохранилось около 300 фрагментов, из них больше половины требуют реставрации. Многие витражи замазаны ужасной краской, многие — наполовину разбиты.

Виртуальный архив витражей

Пока сложно сказать, что за люди следят за моими публикациями, — блогу всего пара месяцев. Я очень надеюсь, что нас с подписчиками объединяет любовь к Петербургу. Благодаря одной из подписчиц меня пригласили в квартиру на Петроградской стороне, где на кухне уцелел замечательный витраж — думаю, скоро расскажу об этом подробнее в блоге. Иногда люди пишут мне о витражах, которые были в домах, где они провели детство, это очень приятно и трогательно. Я не уверен, что смогу исследовать абсолютно все витражи, поэтому с радостью получаю сообщения от подписчиков с фотографиями из их парадных.

Рост интереса к краеведению сейчас большой. В первую очередь это связано с развитием социальных сетей: люди могут находить единомышленников, делиться информацией. Развитие цифровых технологий — также одна из главных причин так называемого краеведческого бума. Еще 15 лет назад о витражах или каминах в парадных знали только жители старого фонда и маленькая кучка краеведов-исследователей, а сейчас в два клика можно взглянуть на весь мир.

Мой топ-5 рекомендаций краеведческих блогов:

1) Ксения Сидорина @mettlachtile. Ксюша знает все о метлахской плитке и музеях Петербурга, а еще умеет фантастически подать практически любую информацию.

2) Максим Косьмин и его блог, посвященный красоте старого фонда @maax_sf, комментарии тут излишни.

3) Алексей Шишкин @stadter знает все о каждом доходном (и не только) доме Петербурга.

4) Ника Артемьева @nika_artemyeva — прекрасные архитектурные детали Петербурга, Прибалтики и Скандинавии. Ника — волонтер проекта «Открытый город», она делает много хорошего для Петербурга.

5) Дарья @oldoorspb изучает старинные петербургские двери: их массово демонтируют, в то время как они требуют трепетного внимания.

Моя цель — влюблять людей в Петербург. Учить беречь культурное наследие. В идеале мне бы хотелось зафиксировать все имеющиеся в городе витражи, ведь, насколько я знаю, даже у КГИОП они никак не каталогизированы. Хочу сделать свой профиль в инстаграме архивом витражей.

Максим Косьмин

@maax_sf

О чем: рассказы о дореволюционном фонде Петербурга — отдельных и коммунальных квартирах

Год: с 2016


В доме Бака

Эти подсобные помещения с овальным окном находятся в доходном доме Юлиана Бака на Кирочной улице. Они часть бывшей огромной квартиры, где несколько лет в 1900-х жил военный министр Редигер. Здесь работали его писари, отсюда когда-то вела лестница в основную часть квартиры (остатки лестницы есть и сейчас). Эти низкие комнатки упоминаются в мемуарах Редигера, хотя, казалось бы, ничего особенного, кроме овального окна, здесь нет. В этом особенность старых домов: любая неприметная комнатушка хранит истории, а в Петербурге таких комнатушек больше, чем где-либо. Дому Бака в этом смысле повезло: силами замечательной команды инициативных жильцов здесь изучен почти каждый уголок, и все равно они умудряются узнавать о доме что-то новое. Такое нужно пожелать каждому дому.

Квартиры на сайтах недвижимости

Я сам не до конца понимаю, петербуржцем в каком поколении являюсь. Моя семья — выходцы из крестьян; одна бабушка родилась в Петербурге, но ее родители какое-то время жили в Латвии; вторая бабушка родилась в деревне на Вологодчине и приехала сюда ребенком с родителями. А недавно я узнал, что прапрадедушка по линии первой бабушки в начале ХХ века жил в Петербурге, работал на Апраксином рынке, был управляющим посудной лавки «Кузнецовского фарфора» и покончил жизнь самоубийством в 1906 году: судя по тому, что я нашел в газетах, он, «лежа в кровати, лишил себя жизни двумя выстрелами в голову». Причем с утра он передал своему коллеге по магазину немаленькую сумму денег и оставил записку, где попросил у семьи прощения. Причину этого поступка я не знаю.

Я работаю в судостроении на инженерной должности. Не очень любою называть себя краеведом, потому что как минимум у меня нет соответствующего образования. С другой стороны, такая идентичность — самая емкая из существующих. Краеведением я увлекся несколько лет назад, когда искал квартиру на сайтах недвижимости. Квартиру нашел, но продолжал раз в неделю заходить на сайты и открывал все новые объявления о недвижимости в центре города: мне было интересно рассматривать интерьеры. В какой-то момент подумал, что, возможно, это интересно еще кому-то, — и создал паблик во «ВКонтакте». В общем, все начиналось с интерьеров, но сейчас мне не менее интересны жильцы и их истории.

Затонувшая Атлантида

В России все, что было до революции, ощущается как совершенно иной мир. На Западе такого разрыва люди не чувствуют, а у нас кусочки старого быта воспринимаются как остатки затонувшей Атлантиды, хотя большинство интерьеров, которые я публикую, были созданы всего 100–120 лет назад — ничто в масштабах истории. При этом многое из созданного после революции — например, архитектура авангарда — по мировым меркам гораздо круче, я это прекрасно понимаю. Это тоже интересно, но мне все же интереснее изучать именно дореволюционный фонд и судьбы тех, кто в этих домах жил.

Как я попадаю в старые квартиры? Раньше часто заходил просто с улицы. Конечно, каждый звонок в дверь волнителен. Не сказал бы, что у меня была методика, говорил жильцам все как есть: что я интересуюсь старым городом. Я никогда не вру, чтобы напроситься внутрь. Часто отказывали, что вполне понятно. Сейчас меня в основном приглашают или я сам напрашиваюсь в гости, но не с улицы. Я заметил такую странную вещь: когда подписчиков было не так много, как сейчас, меня чаще приглашали. Люди мотивируют это тем, что «ты столько всего видел — тебя трудно удивить». Кроме того, думаю, жильцы боятся показывать свои дома на большую аудиторию.

За последнее время у меня поменялось отношение к старому фонду. Раньше, видя на сайтах недвижимости все эти советские перегородки, проходящие прямо по лепнине, я нередко, как и многие, думал: «Шариковы, все угробили». Но собирая истории тех, кто строил эти стенки, стал по-другому воспринимать ситуацию. Представьте: была семья — две молодые пары и мама, — которую вселили в огромную комнату 40 метров. Любой бы в такой ситуации поставил перегородку — это не вандализм, а жизненная необходимость. Нередко те, кто ставили эти стенки, на своей половине ухаживали за лепниной, а другие, у кого остались целые комнаты или даже квартиры, наоборот, все ломали.

Больше всего меня поразила одна квартира, я много о ней рассказывал, но показывал только однажды в сторис. Это бывшая мастерская, сейчас там живет одна бабушка. Квартира состоит из единственной комнаты 50 метров; потолок — метров шесть, окно во всю стену. Ты входишь: слева — ванная огорожена занавесками, справа — кухня, тоже за занавеской. А потом попадаешь, по сути, на тропинку, и остальное пространство заставлено всевозможными вещами: антикварные шкафы, телевизор, кровать, календарики из 2000-х, старинные картины, деревянная статуя какого-то святого, самодельные росписи на потолке. Очень много всего, а по центру комнаты — рабочая буржуйка времен блокады, сделанная из корпуса торпеды. Там нет архитектурного наследия, но есть материальные наслоения — сейчас меня это впечатляет больше, чем лепнина и камины. Когда-нибудь я выложу фотографии оттуда, просто пока не нашел нужные слова для публикации.

Конструктивная критика

На улице меня никто в лицо не узнает, так что новая публичность особо не напрягает. Недавно мне написал Юрий Дудь: рассказал, что пиарит интересные инстаграмы, задал несколько вопросов и сделал пост. После этого число подписчиков увеличилось примерно на 70 тысяч. Подписалось много людей не из Петербурга или Москвы, но не могу сказать, что аудитория как-то качественно изменилась. У меня в инстаграме фактически нет неадекватных комментариев — хотя бы по сравнению с пабликом во «ВКонтакте» (отчасти из-за агрессивной аудитории я на время закрывал комментарии). В инстаграме обычно конструктивная критика, диалог идет в нормальном ключе.

Правда, недавно был случай, когда на меня захотели подать в суд за пост про старинный унитаз. Кто-то из жильцов коммуналки, в которой сохранился этот унитаз, прочитал историю в СМИ (я, кстати, всегда удивляюсь, по какому принципу наши медиа делают инфоповоды из моих постов) и написал в агрессивной форме, что, хоть я и не вор, а «гид» (притом что я не гид), они все равно подадут на меня в суд, так как я не спросил у них разрешения на публикацию (удалить публикацию они при этом не попросили). Спросить разрешения у всех собственников комнат в коммуналке физически невозможно, тем более что адрес я не публиковал, а фото этого унитаза можно спокойно найти сайтах недвижимости (с адресом). В общем, будет любопытно почитать их исковое заявление. Но вообще, если меня спокойно просят что-то удалить — всегда удаляю (это было два раза за почти три года, что я веду инстаграм).


Недавно был случай, когда на меня захотели подать

в суд за пост про старинный унитаз


Ткань города

Мне кажется, причина краеведческого бума в том, что Петербург (впрочем, как и любой другой город) не исследован. Когда каждая парадная изучена, каждая плитка атрибутирована, все отреставрировано и доступно — нет новизны и потенциала для собственного расследования. Всегда интересно показать то, что еще никто не показывал, и быть по-своему первооткрывателем.

Многие исследователи ограничиваются только фотофиксацией обычно уже известных мест — это скучновато. Другими движет лишь желание заработать деньги на экскурсиях — в этом нет ничего плохого, но иногда их нежелание особо вникать ведет к тому, что они рассказывают своим читателям и экскурсантам непроверенную и неправдивую информацию, а это нехорошо.

Мне же в первую очередь интересны люди, увлеченные искренне и с безобидным задором. Почему с безобидным — потому что некоторые задорные исследователи города к этой сфере относятся ревностно и огрызаются в иных постах на своих коллег, которые будто бы не соответствуют их идеалистическим представлениям об эталонном краеведе. Я лично стараюсь уважать любого интересующегося — кроме, конечно, сторонников «допетровского Петербурга»: таких замечаю последнее время все больше, в том числе среди своих подписчиков. Еще рекомендую исследователям не сильно унывать по поводу утрат прошлого и настоящего, потому что уныние делу никак не поможет, а энергию лучше направить на конструктив.

Не всякая лепнина или печь — произведение искусства, это надо понимать. Но всякая лепнина и печь составляют ткань города, которую очень хочется сохранить. И важно, чтобы люди хотели это сделать не отдельными «кусочками», а целиком, со всеми видимыми деталями. В городе они ощущаются боковым зрением и делают даже банальную прогулку по улицам куда более приятной. А если вы нацелены на изучение города — это интересно вдвойне.

При этом я люблю фактуру и не вижу ничего плохого в интеллигентных трещинах, потертостях, пыли — здорово, когда ощущается, что здесь поработало время. Но нужно найти баланс: между полной разрухой и тотальным восстановлением «под новодел» есть некая середина, которую достичь не так-то и просто. В этом смысле мне очень жалко Новую Голландию: ее «копченая» и одичавшая фактура создавалась десятилетиями и полностью пропала при реконструкции, хоть и признаю, что пространство получилось отличное. С другой стороны, примеры сбалансированного восстановления я знаю, в том числе в квартирах, — и это замечательно.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в коммуналке как во дворце
Я живу в коммуналке как во дворце The Village поговорил с обитателями самой красивой коммунальной квартиры Петербурга
Я живу в коммуналке как во дворце

Я живу в коммуналке как во дворце
The Village поговорил с обитателями самой красивой коммунальной квартиры Петербурга

Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации
Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации Световой и картинный залы, ресторан и росписи: Витебский вокзал в Петербурге после первого этапа реставрационных работ
Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации

Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации
Световой и картинный залы, ресторан и росписи: Витебский вокзал в Петербурге после первого этапа реставрационных работ

Архитектор Максим Атаянц — о Новой Голландии как идеальном городском саде
Архитектор Максим Атаянц — о Новой Голландии как идеальном городском саде «Это сооружение и по характеру, и по масштабу, и по фактуре поверхностей наиболее похоже на древнеримские руины»
Архитектор Максим Атаянц — о Новой Голландии как идеальном городском саде

Архитектор Максим Атаянц — о Новой Голландии как идеальном городском саде
«Это сооружение и по характеру, и по масштабу, и по фактуре поверхностей наиболее похоже на древнеримские руины»

Как петербуржец реставрирует исторические квартиры
Как петербуржец реставрирует исторические квартиры А его жена собирает архив обмерных чертежей мебели, лепки, исторических дверей и окон
Как петербуржец реставрирует исторические квартиры

Как петербуржец реставрирует исторические квартиры
А его жена собирает архив обмерных чертежей мебели, лепки, исторических дверей и окон

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?