28 сентября, понедельник
Москва
Войти
Люди в городе26 августа 2019

«Диковинка приехала»: Владельцы электромобилей в Иркутске Истории автолюбителей о том, как изменилась их жизнь с покупкой машины, которая заряжается от розетки

«Диковинка приехала»: Владельцы электромобилей в Иркутске

Электрокары появились в Иркутске всего пару лет назад и очень быстро набрали популярность. Сейчас их в городе несколько сотен. The Village спросил у троих иркутян, каково ездить на автомобиле, который заряжается от розетки.  

Фотографии

дмитрий дмитриев

Сергей

сотрудник транспортной компании 

Розетки есть везде 

Я долго думал о покупке электромобиля. Прочитал об этом в первый раз ещё в году 2013-2014-м, когда электрокары только начали возить в страну. Информации, отзывов было мало. В 2017 году посмотрел японские аукционы, увидел, что поколение Azeo от Nissan подешевело. Раньше такая машина стоила от 900 тысяч и выше, но со временем цена упала до приемлемых для меня 500 тысяч. Правда, получилось в итоге 575, но всё равно это неплохо.

Покупал совершенно вслепую, полагаясь на свою интуицию, в итоге не пожалел ни разу. В ГИБДД проблем при регистрации не было, для них это обычный автомобиль. Первой поездкой стала вылазка на Ольхон. Выехали в восемь утра, финишировали в 23 часа. Шесть часов сидели в Баяндае на автозаправке, заряжались. Нам там были рады, спрашивали, что это за диковинка приехала.

Я брал электромобиль как основную и единственную машину в семью. Аргументов «против» не было. Сразу продал свой бензиновый вариант и больше не вспоминаю о нём. 


Шесть часов сидели в Баяндае на автозаправке, заряжались. Нам там были рады, спрашивали, что это за диковинка приехала 


По сельскому тарифу

Всё приходит с опытом, и нам удалось его быстро получить. Появилось понимание, что проблем никаких нет, и уехать можно куда угодно.

Я оборудовал заранее зарядное место, провёл в гараж электричество на 220 вольт, выводил из квартирного щитка. Немного заморочился с двухтарифным счётчиком: посчитал, что это окупится меньше, чем за год, так как машина будет заряжаться в основном ночью, а дома у нас газовая плита, и большого потребления электроэнергии днем нет. Сам счётчик обошёлся в 1750 рублей, плюс 750 рублей стоила его перепрошивка на наш часовой пояс. Ночью он считает по пониженному сельскому тарифу, а днем — по чуть повышенному коэффициенту с обычного тарифа. В месяц счет выходит от 500 до 800 рублей, в зависимости от интенсивности езды на авто.

У меня разъездная работа на автомобиле, и машина покупалась во многом под неё. Я знал, что выгода будет очень большой по сравнению с бензиновым двигателем. Маршрут на день я не планирую, по всему городу есть розетки, где я могу подзарядиться. Везде есть знакомые, друзья или лифоводы. В конце концов, можно просто договориться в кафе, на автозаправке. Подходишь со своим удлинителем и говоришь, что надо машинку подзарядить. Разрешают. Еще есть специальное приложение PlugShare, на котором можно отметить публичную розетку, которую согласилась предоставить какая-либо организация.


Маршрут на день я не планирую, по всему городу есть розетки, где я могу подзарядиться. Везде есть знакомые, друзья или лифоводы. В конце концов, можно просто договориться


В Листвянку на «электричках» 

Отказывают в зарядке редко. Так случилось в первую нашу поездку на Ольхон. На первой турбазе, в которую мы постучались, хозяйка встретила с распростёртыми объятиями, а её муж прогнал за её спиной с матами. Мол, вы мне всё электричество потратите. А на следующий турбазе нас дружелюбно приняли и закидали вопросами, людям было интересно, что это за автомобиль. Чтобы хоть как-то отблагодарить хозяев, купили у них дрова, потому что, как правило, деньги отказываются брать в таком случае.

На рабочее время мне всегда хватало зарядки, только в первое время бывало, что недостает на вечер. Это решилось тюнингом, и я сейчас заряжаюсь в два раза быстрее с помощью американского зарядника. За 2-3 часа заряжается полный «бак». Блок обошелся в 50 тысяч рублей, еще пять тысяч стоит установка, и 20 тысяч — новый зарядный кабель на 32 ампер (наша зарядка поддерживает только 16 ампер).

Сообщество единомышленников-электроводов в Иркутске собралась еще на этапе ожидания машин. Мы создали группу в июле 2017 года, первый совместный выезд прошёл осенью, поехали в эко-пробег в Листвянку на семи «электричках». Сейчас на встречу сообщества в среднем собирается 30-40 машин.


Хозяйка турбазы встретила с распростёртыми объятиями, а её муж прогнал за её спиной с матами. Мол, вы мне всё электричество потратите


Сделай сам

У нас есть инициативная группа в 12-13 человек. Однажды мы собрались, пообщались и решили, что нужно движение как-то официально зарегистрировать. Создали Межрегиональную ассоциацию по развитию экологичных видов транспорта. На энтузиазме участвовали в выставках, круглых столах. Нам немного надо: хотели добиться установки экспресс-станций на ключевых трассах и нескольких обычных по городу.

Мы вели переговоры с различными организациями, но безуспешно. Например, «Иркутскэнерго» не видят в развитии электротранспорта никакого потенциала, им это неинтересно. Властям тема интересна только с точки зрения пиара, нас зовут везде только потому, что тема классная и прикольная. А делать никто ничего не хочет, переговоры ни к чему не привели. В конце концов мы перегорели. Решили: хочешь сделать хорошо — сделай сам. И втроём поставили первую станцию в Иркутске.


Мы решили: хочешь сделать хорошо — сделай сам. И втроём поставили первую зарядную станцию в Иркутске


С обслуживанием автомобиля проблем нет. У Nissan Leaf, Tiida, Juke, Note взаимозаменяемая подвеска, совместимые запчасти. За два года не было никаких поломок, литр масла только поменял в редукторе. За два года у меня уже 65 тысяч километров пробега.

Я покупал Nissan Leaf, исходя только из соображений экономии. Но сейчас для меня важна и экологическая составляющая. Теперь садишься в среднестатистическую машину после «электрички», и тебе нечем дышать.

Электромобилей в Иркутске становится всё больше, но мне от этого грустно. Больше нет ощущения, что едешь на чем-то уникальном.


Антон

предприниматель

Экономия и экология

В 2009 году, когда Nissan презентовал на выставке свой Leaf, я прочитал об этом в интернете и подумал, как классно ездить на электричестве, но у нас в Сибири это будет целая проблема, так как на обогрев уйдёт львиная доля зарядки. В начале 2017 года решил поменять машину, планировал купить себе Mitsubishi I-Miev, чтобы ездить на ней по городу, при этом оставить «бензинку» для дальних расстояний. Но посмотрел аукционы, и за деньги, которые у меня были, можно было взять Nissan Leaf.

В гараже перед получением автомобиля я поменял всю проводку. Чем выше напряжение в сети, тем машина быстрее заряжается. Также поставил устройство, чтобы за два часа можно было машину зарядить с двадцати процентов до ста.


В год тратил на бензин больше 100 тысяч рублей. А в первые 12 месяцев владения «электричкой» на «топливо» ушло 5700 рублей


Если в обед на пару часов поставить машину на зарядку, то летом на электрокаре в день можно проехать до 300 километров. На бензиновой машине я теперь езжу только в июле на Байкал и в деревню к бабушке, потому что туда проехать можно лишь на полном приводе. В остальное время она стоит, я второй год планирую её продать.

До покупки электромобиля я ездил на двухлитровом Subaru Legacy, и в год тратил на бензин больше 100 тысяч рублей. А в первые 12 месяцев владения «электричкой» на «топливо» ушло 5700 рублей. Проехал 25 тысяч километров.

Когда у меня была бензиновая машина, я старался себя ограничивать в езде по городу, больше ходил пешком, потому что потребление топлива в городе было больше. Теперь на электромобиле можно съездить и в булочную за хлебом, если он там на пять рублей дешевле. Я на эти пять рублей могу проехать до 40 километров.

Экстремальная зима

Первая зима на электромобиле была очень экстремальной. Были две или три поездки, когда я приехал замёрзший: завис в пробке, хотя в навигаторе ее ее не было. А у меня зарядки хватало только чтобы доехать без пробки. Пришлось отключать обогрев. После этого я решил поставить дизельный отопитель салона. Он увеличивает пробег, с ним я могу отключить печку, чтобы не тратить электричество. Зимой на штатном обогревателе двигателя хватает на 40-70 километров, а с этим устройством я могу не заморачиваться и до 100 километров в день проезжать на одном заряде. Обошлось в 20 тысяч рублей с установкой.

А в остальном машина очень комфортная, никакой вибрации в сравнении с тем же «Субариком», едешь — балдеешь. Я не трачу никакого специального времени в ожидании зарядки автомобиля. Подъезжаю куда-либо, ставлю на зарядку, даже на 20-30 минут, в это время могу заниматься делами. Машина заставляет планировать своё время только зимой, когда много поездок.

Я был одним из первых в Иркутске, у кого появился электромобиль. Люди спрашивали: «Что, совсем без двигателя?», видимо, имея в виду бензиновый двигатель. Я объяснял, что здесь электродвигатель. Для 90% людей, которые спрашивают о пробеге на одной зарядке, 120 километров — это мало: «Ой, а как ехать на Байкал?» Задаёшь вопрос: «Вы часто ездите на Байкал?» Ответ: «Летом два раза». Но в сущности людям, которые ездят по городу и так редко выбираются на Байкал, вполне хватит электромобиля даже с самой малой емкостью батареи. Просто человек привык к комфорту, а электромобиль выбивает его из этой зоны.

Зарядка для «Теслы»

Если бы в Иркутской области были станции быстрой зарядки на трассах, можно было бы спокойно «заправить» за полчаса машину и ездить на дальние расстояния без проблем. К сожалению, у нас их нет. Мы запустили первую зарядную станцию в Иркутске, я сам её собрал за свой счет, запрограммировал (я инженер-программист по образованию) и создал Telegram-бота, который ей управляет. Помог также владелец компании ZontCard, он вывел подключение из здания на улицу за свой счёт, договорился с собственником здания и поставил ящик. Общая стоимость устройства составила около ста тысяч рублей.

Если у вас модифицированный Leaf, то станция зарядит её за два часа. Она рассчитана даже на то, чтобы заряжать Tesla. Реализовывали проект около года, и в ближайшее время она точно будет бесплатной. Ей может воспользоваться каждый, кто установит Telegram-бота. Уже есть заинтересованные компании, которые планируют установить себе подобные станции на коммерческой основе.

Также сделал на здании своего офиса «умную» розетку, потому что в какой-то момент мне надоело постоянно тянуть кабель в помещение. Написал программу, сделал розетку управляемой, так как оставлять на фасаде ее включенной небезопасно.


Ульяна

домохозяйка

Это подарок

Покупка электромобиля была чистой авантюрой. Два года назад муж пришел и сказал: «Как думаешь, может, нам купить электромобиль?» «В смысле? Гибрид, что ли?» Для меня это была новость такого же порядка, как если бы человек впервые полетел в космос. Он начал мне объяснять, что автомобиль заряжается от розетки, я толком не вникла, но сказала, что, если ты считаешь нужным — покупай. Думала, что мы продадим имеющуюся машину и купим электромобиль. Но тема забылась, и через какое-то время я нашла в шкафу ключ от Nissan Leaf, и сначала не поняла, что это. Потом муж мне признался, что это был сюрприз, и вторая машина в семью — это подарок мне.

На эмоциях, что мне подарили автомобиль, мне было всё равно — электрокар это или нет, не важно было, какой цвет. А для мужа эта покупка была из любопытства. Такая новая игрушка — электрическая машинка.

Когда я увидела авто, убедилась, что он очень оригинальный, неформатный. Кому-то не нравятся его фары, говорят, что он уродец, но мне кажется, что это его фишка. Все остальные машины — как по шаблону.


Начальник мужа говорил ему: «Ты дурак! Что ты купил?» Прошёл год, и сам шеф вместе с женой ездят на «Лифах»


Первое мое знакомство с машиной было не совсем удачным. Поставила на зарядку и не до конца воткнула шнур. Мне к семи утра на работу, я прихожу в гараж, а машина не заряжена. Ехала на такси, материла мужа и говорила, какую он купил ерунду.

В первую зиму были проблемы: машина мало проезжала из-за мороза. Однажды я съездила на работу, поехала на маникюр в центр, простояла в пробках, потом захотела съездить в магазин, но не смогла уже этого позволить себе, потому что батарея садилась. Обернули всё это в шутку: машина вдвойне экономичная — не даёт потратить лишних денег в магазине. В целом мне хватало, чтобы доехать до работы и обратно, ещё и отвезти ребёнка к логопеду. Муж установил систему обогрева, и следующую зиму мы проездили прекрасно.

Когда мы взяли электромобиль, их было всего около десяти в городе. Окружающие крутили пальцем у виска. Начальник мужа говорил ему: «Ты дурак! Что ты купил? Она у тебя заглохнет где-нибудь». Прошёл год, и сам шеф вместе с женой ездят на «Лифах».

Был случай

Сейчас в Иркутске стало очень много электромашин, 300 или 400. Продавцы начали «шаманить» с батареями, обманывать покупателей. Мы рады, что мы тогда успели «урвать», когда это ещё не было таким популярным. Сейчас, возможно, мы бы не решились на покупку, потому что сложно выбрать и не нарваться на мошенников.

Когда были ливни, у нас от дождя намокла и сгорела зарядка — мы сами виноваты. Заказали новую, она через неделю пришла.

Еще был случай. Мы тогда жили в Хомутово. Муж уехал в командировку, оставил мне удлинитель — моток проводов, чтобы подключать в дом. Я звоню ему и говорю, что у меня не подключается машина. Вставляю в розетку, авто заряжается 15 минут, и потом перестает. Сказал, чтобы я ничего не трогала до его приезда. Но я так тыкала полдня и зарядила. Муж приезжает и говорит: «Ульяна, машина оказалась умнее тебя. Ты вообще физику в школе учила? Слышала про катушку индукции?» А я взяла провода, вытянула, сколько смогла, остальное скомкалось, затянулось проводами. А так нельзя было делать, провода просто сплавились. Машина сообщала, что идет перегрев.


Муж приезжает и говорит: «Ульяна, машина оказалась умнее тебя. Ты вообще физику в школе учила


Когда я работала, у нас было четкое разделение: «твоя» — «моя» машина. Потом уволилась, и электромобиль стал основным. Несмотря на то, что бензиновое авто стоит под окном, если нужно куда-то ехать, проще сходить в гараж за «Лифом» и не тратиться на бензин.

У машины много плюсов. Она не шумит, музыку намного приятнее слушать. Хотя бесшумность движения — она же и минус: тебя не слышат пешеходы. Человек идет по двору или парковке и не слышит, что за ним едет автомобиль, и потом подскакивает от неожиданности.

В бензиновом авто зимой я иногда езжу в варежках. А электрокар не надо греть, там почти сразу тепло. Все коллеги сидят по 15 минут в холодных машинах, а ты сел и поехал.

Когда половина машин будут электрическими, тогда, возможно, наши власти и задумаются о какой-нибудь инфраструктуре. На энтузиазме таких людей, как Сергей, возможно, что-то хорошее получится, но не в таких масштабах, в каких хотелось бы. 

Бензиновая машина — это средство передвижения, а электрокар доставляет удовольствие. Вот мотоциклисты считают, что четыре колеса возят тело, а два колеса — душу, и для меня электромобиль — это нечто такое же. Мне приятно в нем находиться, нравится, что он быстрый: нажала чуть-чуть туфелькой, и он стартанул с места. Раньше был кайф, что ты едешь, и на тебя все смотрят. Один раз меня даже останавливали ДПС-ники и спрашивали: «Сколько проезжает? А где заряжаетесь?»

К тому, что электромобилей на дорогах становится всё больше, отношусь не очень хорошо. Хотелось иметь какой-то эксклюзив, выделяться. Еще появился страх за безопасность. Потому что раньше, когда их было десять в городе, мы даже не ставили сигнализацию — кому она нужна? А сейчас начинаешь напрягаться, думать: спрос растет, «Лифов» будут угонять из-за батареи? И сейчас даже в чате электроводов активно обсуждают сигнализации.

Читайте нас там, где удобно:

Facebook

VK

Instagram

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в России
Люди в городе
Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в РоссииПокидающие Россию мигранты обсудили с The Village российскую полицию, то, кому предстоит строить Москву вместо них, и почему на родине лучше
Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в России
Люди в городе

Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в России Покидающие Россию мигранты обсудили с The Village российскую полицию, то, кому предстоит строить Москву вместо них, и почему на родине лучше

Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву
Люди в городе
Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в МосквуThe Village познакомился с людьми, которые проводят в пути от трёх до восьми часов ежедневно, и расспросил их о жизни, работе и отдыхе
Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву
Люди в городе

Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву The Village познакомился с людьми, которые проводят в пути от трёх до восьми часов ежедневно, и расспросил их о жизни, работе и отдыхе

Коренные москвичи
Люди в городе
Коренные москвичиЛюди, чьи предки поколениями живут в Москве, рассказали The Village об истории своих семей, изучении генеалогии и отношении к «понаехавшим»
Коренные москвичи
Люди в городе

Коренные москвичи Люди, чьи предки поколениями живут в Москве, рассказали The Village об истории своих семей, изучении генеалогии и отношении к «понаехавшим»

Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе
Москвичи с татуировками на лице«Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»
Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе

Москвичи с татуировками на лице «Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»

Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в России
Люди в городе
Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в РоссииПокидающие Россию мигранты обсудили с The Village российскую полицию, то, кому предстоит строить Москву вместо них, и почему на родине лучше
Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в России
Люди в городе

Дома лучше: Мигранты — о том, почему они больше не хотят жить в России Покидающие Россию мигранты обсудили с The Village российскую полицию, то, кому предстоит строить Москву вместо них, и почему на родине лучше

Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву
Люди в городе
Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в МосквуThe Village познакомился с людьми, которые проводят в пути от трёх до восьми часов ежедневно, и расспросил их о жизни, работе и отдыхе
Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву
Люди в городе

Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву The Village познакомился с людьми, которые проводят в пути от трёх до восьми часов ежедневно, и расспросил их о жизни, работе и отдыхе

Коренные москвичи
Люди в городе
Коренные москвичиЛюди, чьи предки поколениями живут в Москве, рассказали The Village об истории своих семей, изучении генеалогии и отношении к «понаехавшим»
Коренные москвичи
Люди в городе

Коренные москвичи Люди, чьи предки поколениями живут в Москве, рассказали The Village об истории своих семей, изучении генеалогии и отношении к «понаехавшим»

Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе
Москвичи с татуировками на лице«Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»
Москвичи с татуировками на лице
Люди в городе

Москвичи с татуировками на лице «Бабушка все время повторяет: „Отлепи эту фигню у себя со лба“»

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Вредно ли носить стринги?

О чем компании врут в вакансиях

Как современные пары убираются дома:

13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди

Как живется в доме на колесах

Первая полоса

Вредно ли носить стринги?
Есть вопрос
Вредно ли носить стринги?А пользоваться ежедневными прокладками?
Вредно ли носить стринги?
Есть вопрос

Вредно ли носить стринги? А пользоваться ежедневными прокладками?

О чем компании врут в вакансиях
Рабочий вопрос
О чем компании врут в вакансияхКакие виды обмана используют мошенники и обычные работодатели
О чем компании врут в вакансиях
Рабочий вопрос

О чем компании врут в вакансиях Какие виды обмана используют мошенники и обычные работодатели

Как современные пары убираются дома:
Спецпроект
Как современные пары убираются дома:И что любят делать, а что нет
Как современные пары убираются дома:
Спецпроекты
Спецпроект

Как современные пары убираются дома: И что любят делать, а что нет

13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди
Гид The Village
13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди
13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди
Гид The Village

13 мест для завтрака, коктейля и ужина в одиночестве: Советуют самодостаточные фуди

Как живется в доме на колесах
Видео
Как живется в доме на колесахИ сколько это стоит
Как живется в доме на колесах
Видео

Как живется в доме на колесах И сколько это стоит

Как распознать фейк-ньюс
Книга недели
Как распознать фейк-ньюсИ как перепроверить информацию из соцсетей
Как распознать фейк-ньюс
Книга недели

Как распознать фейк-ньюс И как перепроверить информацию из соцсетей

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»
Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы»
Премьера

Секс, эмо и взросление на новом альбоме «Зарницы» Московская панк-группа возвращается с записью «На самый главный вопрос ответ»

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters
Открытия недели

Новая «Кофемания», дни Грузии на Центральном рынке, пицца и паста от основателей Kebab Masters

Гид по острову Сахалин
Путешествия
Гид по острову СахалинПосмотреть на вулканы, искупаться в Охотском море и объесться икрой
Гид по острову Сахалин
Путешествия

Гид по острову Сахалин Посмотреть на вулканы, искупаться в Охотском море и объесться икрой

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать
Дом

Instagram назвал самые популярные комнатные растения. Рассказываем, где их покупать и как за ними ухаживать

Что случилось со Сбербанком
Ситуация
Что случилось со СбербанкомНовый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки
Что случилось со Сбербанком
Ситуация

Что случилось со Сбербанком Новый бренд, три виртуальных помощника и платные подписки

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идтиВыбор редакции The Village
Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти
Гид The Village

Пятый Российский Ресторанный Фестиваль: Куда и зачем идти Выбор редакции The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village
Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку
Лучшие настольные игры — без «Монополии»
Гид The Village

Лучшие настольные игры — без «Монополии» А также их виды и советы, как выбрать подходящую настолку

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень
Гид The Village

Челси, грубые ботинки и другая неубиваемая обувь на осень

Как получать удовольствие от учебы
Проще простого
Как получать удовольствие от учебы6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее
Как получать удовольствие от учебы
Проще простого

Как получать удовольствие от учебы 6 простых советов о том, как сделать обучение проще и эффективнее

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Планы на сезон

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Подпишитесь на рассылку