Посетителей сайтов компаний, предлагающих товары и услуги, в углу страницы часто встречает онлайн-консультант. С довольно неприятным и громким звуком открывается окно с вопросом: «Чем я могу вам помочь?» Вдобавок посетитель видит фото улыбчивого консультанта, но кто это на самом деле, лицо из фотобанка или менеджер компании, мы не знаем. Иногда из угла страницы посетителей приветствует сам директор фирмы или главный врач клиники. Хочется верить, что именно он ждет вас на сайте в два часа ночи.

Окошко можно закрыть одним кликом, но при переходе в другие разделы сайта онлайн-консультант появится снова, причем с тем же звуком и назойливым вопросом. Очень напоминает продавца из обычного магазина, которому приходится несколько раз повторять, что вполне справляешься в одиночку, но он то и дело снова возникает перед тобой с предложением помощи. Но если такое поведение в офлайн-магазине понять можно (продавец еще и следит, чтобы товар не украли, и надеется уболтать на покупку), то зачем онлайн-помощник ходит за посетителем сайта по пятам, непонятно. Самое неприятное в этом то, что эти консультанты часто оказываются совершенно бесполезны. Как правило, в ответ на сообщение они просят позвонить или перенаправляют вопрос специалистам. После окончания рабочего дня окошко просто болтается в углу экрана, на заданные вопросы не отвечает. По опыту сотрудников редакции, реальную помощь от таких сервисов можно получить в одном из десяти случаев.

The Village узнал у компаний, предлагающих системы онлайн-консультирования, почему они считают свои сервисы эффективными и принимают ли во внимание жалобы пользователей. Вопросы мы направляли через онлайн-консультантов на сайтах сервисов.

JivoSite

В течение трех минут оператор переключил на маркетолога сервиса. Маркетолог Ксения отправила комментарий на электронную почту через 20 минут.

Онлайн-чаты в наше время удобны, так как клиенты привыкли к общению в мессенджерах: динамичному, быстрому, со смайликами. Мы мгновенно и без затрат можем связаться с любым нужным человеком и ожидаем того же от компаний и бизнеса. Благодаря соцсетям, мессенджерам и таким сервисам, как JivoSite, чат в правом нижнем углу воспринимается как стандартный элемент интерфейса сайта.

Одно из самых важных действий, которые бизнес может сделать для потенциального клиента, — это доказать свою открытость и готовность прийти на помощь здесь и сейчас, без ботов и отложенных ответов. Вы всегда должны помнить о том, что у клиента в соседней вкладке открыт сайт вашего конкурента, и ему достаточно сделать один клик, чтобы уйти от вас. А если ваш сотрудник быстро и по делу отвечает на вопросы или помогает решить проблему, тогда будет вау-эффект и бонус в карму. Лояльность клиента после решения его проблемы будет выше, чем до ее возникновения. На английском этот эффект называется service recovery paradox. Мы всегда старались сделать наш продукт как можно более надежным, простым и понятным. Все пожелания клиентов круглосуточная техподдержка фиксирует, рейтингует и передает продакт-менеджерам и бизнес-аналитикам.

Onicon

Оператор Анна ответила в течение двух минут и сразу же прислала комментарий, который, видимо, подготовлен заранее. 

Мы учитываем пожелания пользователей и передаем их разработчикам. Сервис удобен тем, что Onicon автоматически вовлекает клиента в диалог. Посетителям сайтов не нужно ждать письма или звонка, а можно получить информацию, не уходя с сайта. В нашем сервисе чат отображается, только если операторы онлайн и готовы ответить на вопрос. В нерабочее время отображается только форма обратной связи. Это сделано специально, чтобы посетители всегда могли получить ответ.

RedHelper

Сначала в окошке онлайн-консультанта появилось предложение написать на электронную почту. В течение четырех минут оператор ответил, но потом почему-то отключился. Другой оператор, Анастасия, ответила еще через минуту и сразу же прислала скопированные из инструкции ответы про функционал для бизнеса. На вопрос, чем сервис отличается от других и удобен именно пользователю, готовой копипасты не оказалось. После чего Анастасия отключилась, а мне пришло сообщение, что все операторы ушли в офлайн, и мои вопросы остались без ответов.

Наш сервис минимально давит на клиентов и не мешает знакомиться с сайтами. Он поможет как минимум в оперативном консультировании по нужному вопросу. Звук клиент может отключить прямо в чате самостоятельно.

LiveTex

Мое обращение попало в очередь, но операторы оказались заняты. Мне предложили воспользоваться одним из других каналов связи. Кнопка с изображением телефонной трубки оказалась неактивной. Комментарий получить так и не удалось.