«Твоя полка» — пространство, объединяющее галерею изделий handmade, антикварную лавку и барахолку: этого слова здесь не стесняются, вынося на вывеску и поддерживая лучшие традиции европейских блошиных рынков. Владелец иркутского магазина сети Никита Чибисков рассказал The Village, откуда здесь появляются товары и приходят покупатели, почему такое пространство невозможно в интернете и что чаще всего покупают мужчины и туристы.

Фотографии

Дмитрий Дмитриев

Идея подобных магазинов пришла с Запада, там, наряду с блошиными рынками, стали появляться магазинчики, в которых были собраны разные интересные вещи — ретро, винтаж, а рядом с ними — хендмейд и необычные современные товары. Суть в том, что никогда точно не знаешь, что удастся здесь найти. Это всегда интересно. И таких магазинов становится все больше.

Наш магазин мы с подругой Еленой открыли в декабре прошлого года по франшизе, ее создатель — Вадим Балашов из Брянска, первый магазин был открыт там в 2013 году. Сегодня, включая наш, открыто десять магазинов. Мы выбрали франшизу, потому что решили, что это проще, чем изобретать все с нуля. Есть готовая концепция, подход — работать в первую очередь с людьми, с мастерами ручного творчества, с теми, кто хочет продавать свои изделия и не умеет работать с интернетом. Таких людей много, и для них эта площадка отлично подходит. Также здесь можно выставить на продажу какие-то личные вещи.

За восемь месяцев, учитывая, что мы никогда раньше не занимались бизнесом и не имели понятия, что такое торговля, я считаю, у нас все получилось очень хорошо.


Приходит владелец кафе или ресторана, и заказывает определенное количество керамической посуды — был у нас такой случай


Любой желающий может арендовать у нас полку и выставить любые вещи. Стоимость аренды от 250 до 350 рублей в неделю, цена зависит от расположения полок и характера товара – перепродажа или личные вещи. Вешала для одежды — 50 рублей в неделю для одной вещи.

Мы принимаем любые вещи, главное, чтобы они были в хорошем состоянии. Конечно, мы не выставляем табак, курительные смеси, алкоголь и тому подобные товары. Ценники могут быть наши, либо продавец может сделать свои: например, на изделия из кожи мастер повесил крафтовые ценники, они поддерживают стиль полки. Каждая полка — как отдельная витрина, которую продавец оформляет, заботится о ее привлекательности и эффективности. Мастера часто размещают визитки и таким образом получают дополнительные заказы. В том числе крупные, например, приходит владелец кафе или ресторана, и он заказывает определенное количество керамической посуды — был у нас такой случай.


Мы довольны, люди, которые к нам приходят, довольны. Да, мы работаем каждый день, это тяжело. Но мы знаем, что делаем это для себя


Арендаторы к нам идут, почти все полки заняты. Кто-то приходит, уже зная, что его товар продается, он в этом уверен. Кто-то пробует, исследует нишу, меняет цену, меняет товар. А покупателей привлекаем посредством рекламы, главным образом VK и Instagram. Ну и в этом помещении у нас хорошая проходимость: Урицкого все-таки отличное место для торговли. Мы не планируем пока делать интернет-магазин, но практически 90% товара, который у нас представлен, фотографируем и выкладываем в соцсети, отвечаем на вопросы, если они появляются, и покупатель приходит в магазин. Таким образом мы продвигаем если не каждый товар, то каждую полку точно. Поэтому максимально подробно стараемся расспросить арендатора о материалах, из которых он изготавливает свои изделия, в какой технике работает, выясняем все нюансы, как это использовать и чем можно дополнить. И эту информацию доносим до покупателей, как здесь в магазине, так и в соцсетях.

Изначально мы открылись в центре, на Российской. Но проходимость там была невысокая, и мы семь месяцев искали новое место. Конечно, с нашим форматом аренду в торговых центрах не потянуть. Поэтому большая удача, что мы нашли это помещение. Здесь большая проходимость и много туристов — они к нам заходят каждый день. Посетителей с улицы привлекает витрина: у нас там стояли отличные советские сифоны — их забрали. Кто-то хочет купить радиолу, но она не продается, мы ее сами нашли и холим и лелеем, она нам нравится.

Чаще всего покупают изделия мастеров, ретро-вещи и винтаж. Это не антикварный магазин, но у нас есть довольно редкие старые вещи, например, вот стоит цветочная ваза царских времен. Вообще, ассортимент хорош тем, что здесь практически каждый может для себя что-то найти. Раньше у нас была проблема, что предложить покупателям-мужчинам, потому что большая часть ассортимента была для женской аудитории. Сейчас мы пригласили арендаторов, которые поставили на полки оловянных солдатиков, изделия из кожи, разную литературу, тельняшки появились, значки советского периода, деревянные часы. И теперь около 30% наших покупателей — мужчины, которые выбирают что-то для себя или в подарок.

Я до этого не занимался никаким бизнесом. Я рабочий, инженер. Мы с Еленой просто думали-думали, хотелось делать что-то интересное, что-то большее. Не искали определенный формат, не думали о магазине обязательно. И просто наткнулись в интернете на этот формат, на магазин в Питере. Решили, что это интересно — почему бы не попробовать. Списались с владельцами магазина, они рассказали, что аудитории это интересно, люди тянутся, и в этом бизнесе есть куда расти. Поэтому вышли на франшизу и открылись. Мы довольны, люди, которые к нам приходят, довольны. Нет тех, кто не понял бы формат магазина — всем нравится. И мы не потеряли от этого решения. Да, мы работаем каждый день, это тяжело, но это необходимо. Я уволился с работы и здесь пока не зарабатываю столько, сколько на должности инженера. Но здесь работа приносит удовольствие, и мы знаем, что делаем это для себя. Те магазины, которые открывались до нас, показывают, что развитие возможно, даже в маленьких городах. Нам есть куда двигаться, куда расти, и никто не остановит — все зависит от тебя.