Гринпис посчитал, сколько товаров без упаковки продается в российских магазинах. Для этого 715 добровольцев оценили не менее трех магазинов разных сетей в 64 регионах. Они проверяли возможность купить на развес 45 наиболее популярных у покупателей продуктов (овощей, фруктов, бакалеи и выпечки). Продукт считался найденным, если встречался в 2/3 проверенных точек. На основе этих данных составили рейтинг, разделив розничные сети на три категории: гипермаркеты, супермаркеты и магазины шаговой доступности. The Village первым публикует результаты исследования и рассказывает, почему важно покупать товары без упаковки.

Что удалось выяснить

В магазинах почти всегда можно купить на развес некоторые виды фруктов и овощей, а вот неупакованные крупы, макароны, орехи, сухофрукты, сахар и хлеб найти проблематично. Также без производственной упаковки сложно найти брокколи, грибы и зелень.

Где продается больше товаров без упаковки*

Торговая точка

Количество товаров без упаковки


Гипермаркеты

«Ашан»

43

«Глобус»

35

«Лента»

30

«Окей»

29

«Карусель»

29

«Мегамарт»

28

Супермаркеты

Eurospar

37

«Ашан»

31

«Атак»

30

«Мария-Ра»

29

«Виктория»

27

«Перекресток»

27

«Магнит»

27

Магазины у дома

«Мария-Ра»

30

«Пятерочка»

27

«Дикси»

26

«Мой Ашан»

26

«Вкусвилл»

26

«Верный»

25

«Магнит»

25

«Магнолия»

23

Spar

23

* Приводим торговые точки, занявшие места в первой пятерке 

Почему продукты без упаковки так важны


Александр Иванников

эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения Гринпис

37 % всех продуктов упаковывают в пластик. Причем часто объем упаковки не соответствует размеру товара, и домой из магазина мы приносим больше пластика, чем еды. Большинство пластиковой упаковки используется лишь однажды, 95 % оказывается потерянной для глобальной экономики, а это более 100 миллиардов евро в год. Стоимость пластика, используемого в пищевой промышленности, для природного капитала (выбросы парниковых газов, использование воды и земли, загрязнение воды и океана) оценивается в 15 миллиардов евро. На упаковку уходит 26 % всех производимых полимеров, или 100 миллионов тонн пластика. При этом в мире перерабатывается только 14 % производимого пластика.

В пластик заворачивают даже те продукты, у которых есть своя природная упаковка, — фрукты и овощи. Отказ от излишней пластиковой упаковки может значительно снизить мировое пластиковое загрязнение. В Европе становятся популярны Zero waste-магазины, где все продукты и товары продаются без упаковки в многоразовую тару покупателя. В России работает уже шесть магазинов без упаковки.

Широкий выбор продуктов на развес в российских супермаркетах поможет избежать образования тысяч тонн пластиковых отходов. Конечно, покупка продуктов на развес несет экологический смысл, когда покупатель использует многоразовую тару, экомешочки или (в случае с фруктами и овощами) вообще не использует упаковку. Опрос «Левада-центра» показывает, что 29 % россиян готовы отказаться от одноразовой упаковки, если им станет удобно пользоваться многоразовой тарой в супермаркетах и кафе.

Мы составляли этот рейтинг в том числе для того, чтобы в принципе сообщить людям: вы можете покупать достаточно много товаров на развес и снизить количество мусора, которое мы приносим из магазинов. Конечно, для этого требуется использование многоразовых альтернатив. Не обязательно их покупать — можно сшить самим или приспособить под покупки подходящую тару, которая уже есть дома.