Прокат электросамокатов появился в Москве в конце мая. Новый вид транспорта поначалу вызвал такой ажиотаж, что возле парковок стояли очереди из желающих покататься. Но и число компаний, сдающих самокаты в аренду, тоже быстро увеличивалось. Вслед за «Делимобилем» свой проект представил другой каршеринг, YouDrive. В июне ожидается запуск третьего сервиса «Самокат Шеринг».

По словам сооснователя и гендиректора YouDrive Бориса Голикова, самокатами компания занялась потому, что ее изначально планировалось развивать как маркетплейс транспортных услуг. Сейчас в приложении есть не только машины сервиса, но и партнерские. «YouDrive может стать универсальным инструментом для разных видов транспорта, и самокат — это элемент структуры», — говорит он. Самокат в компании рассматривают не как городское развлечение, а как решение проблемы последней мили. Чем дальше автомобиль, тем сложнее его взять клиенту. Двухколесный транспорт может помочь пользователям добраться и от метро до офиса, и до машины, находящейся в нескольких километрах. The Village узнал, как запускали сервис и как он теперь работает.

Фотографии

Анна Марченкова

Идея

Андрей Куприков

директор по развитию и сооснователь YouDrive


Когда вышла новая модель самоката Ninebot by Segway, я сразу купил его — он понравился мне внешне. В ноябре прошлого года я начал активно ездить на нем — доезжал до метро по дороге на работу. Я понял, что самокат может быть самостоятельным средством передвижения внутри Кольца с высокой скоростью и комфортом.

Поскольку мы ко всему пытаемся приложить модель шеринга, то продумали и обсудили идею создания шеринга для самокатов. Потом посмотрели рынок и увидели, что есть другие проекты: сначала изучали опыт Bird, потом узнали про Lime и Spin. Мы смотрели, как у них все устроено, но сами сделали по-другому — у нас много отличий, в основном технических.

Запуск

Окончательное решение о запуске мы приняли в начале декабря. В апреле поехали изучать зарубежный опыт в США и Китай, в середине мая все заработало. Больше всего времени мы потратили на концепцию и осознание того, как это должно работать, а потом все пошло быстро. Мы сначала пытались проектировать свою станцию, но потом отказались от этой идеи. Разработка приложения заняла два-три месяца. Закупка самокатов — около месяца и еще месяц ушел на их доработку к шерингу.

На запуск мы потратили 20 миллионов рублей, но потенциал большой, и мы будем тему дальше развивать и инвестировать в нее. Первые деньги ушли на исследовательские работы, технические решения, разработку приложения, зарплаты специалистов, сами самокаты и их доработку, закупку дополнительного оборудования.

Ночь перед стартом

Кирилл Курашев

директор по маркетингу YouDrive


В пятницу 18 мая, за день до тестового запуска для журналистов и блогеров, мы разослали им письма и ссылку на приложение. Чтобы они смогли воспользоваться шерингом, надо было расставить самокаты и расклеить стикеры с QR-кодами на парковки.

Вечер пятницы. Я знаю, что в городе ходит человек и расклеивает стикеры, команда расставляет самокаты. Мы с Андреем и другим топ-менеджером едем в центр на Пушкинскую площадь, чтобы проверить, как это работает. Берем самокат в аренду, сканируем стикер, чтобы сдать его, но код ведет не на ту ссылку! Чувствуем подвох и понимаем, что на всех стикерах нанесен один и тот же неправильный код. А мы сделали специальный заказ в типографии, и эти наклейки трудно отодрать.

Начинается легкая паника, думаем, что делать: может, исправить приложение, но оно уже выложено в сторы. Мы находим ночную типографию, садимся в кофейню, отрисовываем новые коды, которые работают. В 22:00 летим в типографию, печатаем. А потом всю ночь втроем под дождем объезжаем парковки, клеим новые стикеры и привязываем самокаты. Мы закончили в два-три часа ночи, это было нашим откровенным косяком, но мы его сами на ходу решили — и на следующий день сервис запустился. Это было душевно и по-стартаперски: не важно, у кого какая должность, мы должны вместе запустить новый вид транспорта в городе!

Выбор модели

Андрей Куприков: На рынке сейчас всего две хорошие модели — Ninebot и Xiaomi. Мы долго выбирали, чем оснащать шеринг, и поняли, что надо брать Ninebot. Мы не питаем иллюзий и понимаем, что самокату в шеринге живется тяжело, относятся к нему не очень хорошо, обслуживание не всегда своевременно. Мы несколько раз в день подъезжаем к нему для подзарядки, но не можем ежедневно закрашивать царапины и устранять незначительные дефекты. Нужны были самокаты, которые не будут собирать много проблем.

У Xiaomi нам не понравились надувные колеса: это всегда проблема, они будут прокалываться и сдуваться. Кроме того, у него много торчащих проводов — это тоже большой минус. Они отрываются, за все цепляются, а если тормозной трос отрывается раз в день, то это большая проблема. Так мы пришли к Ninebot: он — цельный, литой, с литыми колесами, выглядит надежно, это качественный и технологичный самокат, на котором приятно ездить.

Доработки

На наших самокатах стоят съемные батареи, которые меняются по мере разрядки. Они штатные, их можно купить в магазине, но некоторые детали мы разрабатывали под себя и заказывали их производство в Китае. Например, замок, элементы крепления, винты, ручки, втулки и другие мелкие вещи, которые помогают избежать проблем при использовании. Мы ездили на завод Ninebot, они нас поддержали и сделали для нас специальную прошивку электроники. Видели там производство самокатов для Lime — это крупный шеринг, потому самокаты делают прямо под них.

С нашими объемами мы пока не можем себе позволить заказывать кастомизированную партию на заводе. Самокаты и детали приезжают к нам в Москву, мы сами их дорабатываем, красим, прошиваем. В частности, на серийном самокате некуда повесить замок — мы делаем отверстия для замка и ставим заглушки, чтобы туда не затекала вода. Простая вещь — резинка под отверстие, но ее надо отдельно заказать и привезти.

Работа сервиса

Всего у нас 200 самокатов, но они не сразу вышли на линию, в первые выходные было только 100, потом мы их постепенно добавляли. За первые 12 дней работы было 5 тысяч поездок.

Чтобы начать пользоваться шерингом, надо скачать приложение для айфона (Android-версия на подходе). К аккаунту надо привязать счет и загрузить фото паспорта — после проверки службы безопасности регистрация завершается и можно начинать поездку. Пользователям нашего каршеринга регистрироваться не нужно.

В приложении есть инструкции, где искать самокаты, — они находятся на городских велопарковках. Там можно выбрать самокат поблизости и тот, у которого больше заряд. Чтобы взять самокат, нужно отсканировать QR-код. Приложение понимает, какой именно самокат берет клиент. Потом нужно осмотреть его и в случае чего сообщить о недостатках. Далее надо разблокировать замок через приложение по Bluetooth — самокат отстегивается, его можно включить и начать поездку. После этого в приложении отображается список парковок, где можно оставить самокат. В конце поездки нужно отсканировать QR-код парковки, чтобы мы понимали, где именно его оставили, застегнуть замок и сделать два фото — общее и кода крупным планом.

Фото помогают нам убедиться, что клиент оставил самокат там, где он отсканировал код. Иногда после сканирования люди пристегивают самокат на соседней парковке — без фото его было бы трудно найти. Фото замка помогают понять, что самокат надежно зафиксирован: если продеть трос замка сразу через две дуги велопарковки, его легко снять с крепления, и мы это контролируем. Сейчас все фото вручную просматривает один сотрудник, и мы думаем, как эту систему улучшить.

Обслуживанием самокатов занимается дочерняя организация, которая следит и за нашими автомобилями. Там посменно работают около 70 человек. Если какой-то самокат сломан, им приходит сообщение из колл-центра. Они едут, смотрят, забирают на ремонт. Есть команды, которые меняют батарейки, есть мастерская ремонта и склад, которые готовят к выходу новые самокаты и исправляют сломанные.

Трудности

Если в Сан-Франциско людям не нравится засилье самокатов и они их ломают, то у нас наоборот: некоторые не прочь забрать их себе. За первые две недели произошло несколько случаев, воришек мы поймали, сейчас идет разбирательство. Мощного вандализма нет, потому что мы стараемся учитывать потребности города и не заваливаем его самокатами, они не валяются, где попало, как в случае с некоторыми иностранными шерингами. Мы советуемся с мэрией, согласовываем наши действия.

Из жалоб сейчас мы чаще всего сталкиваемся с тем, что не у всех получается разобраться с парковкой. Когда завершается поездка, надо отсканировать код парковки, но почему-то многие в первый раз пытаются считать код самоката. Система раз за разом говорит, что это не то. Клиент звонит в поддержку и выясняет, что надо считать код парковки. Мы думаем о том, как лучше дать понять клиентам, какой код необходим для завершения поездки.

Кроме того, самокаты резвые. У них есть три режима работы, и они хорошо управляются. Но если предыдущий клиент оставил его в режиме «Спорт», следующий человек может быть к этому не готов. Одна девушка написала в фейсбуке, что в первую минуту чуть не сбила половину людей на Тверской, чуть не упала сама, резко затормозив, но теперь освоилась и ей все нравится. Сообщений о серьезных травмах у нас не было, но, возможно, кто-то набил себе синяк.

Некоторые пользователи не смогли зарегистрироваться — возможно, они загрузили нечеткое фото паспорта, и система безопасности их не пропустила. Им в новой версии приложения мы дадим второй шанс.

Цена

Сейчас цена поездки — 5 рублей за минуту, и она вполне доступная. «Делимобиль» недавно поднял свой часовой тариф до 250 рублей в час. У нас выходит 300, но можно и покататься полчаса за 150 рублей. Если сравнивать с каршерингом, то самокат работает в центре, он гораздо эффективнее, чем автомобиль: до машины дольше идти, надо парковаться и ехать по пробкам. Мы рассматривали самокат не как развлечение, а как транспорт для поездок от метро до офиса. Эти несколько километров можно проехать за десять минут и заплатить 50 рублей, что сопоставимо с ценой билета на автобус, но самокат не надо ждать и стоять в пробках.

Себестоимость тоже нужно учитывать. Несмотря на то что самокат стоит дешевле автомобиля, он требует больше обслуживания: его надо перезаряжать несколько раз в день, а автомобиль можно заправить раз в три дня. Плюс есть сезонность. Мы думаем проработать до октября, а потом клиенты сами скажут, когда сворачиваться. Как только мы поймем, что самокаты больше стоят, чем ездят, мы их заберем.

Кроме того, ресурс самоката меньше, чем у машины. Вероятно, в конце сезона он будет очень уставший, и его надо будет менять. Так что расходная часть, несмотря на невысокую стоимость самого самоката, большая, поэтому цена справедливая.

Скоро мы, возможно, добавим тарифы выходного дня, чтобы горожане могли покататься в режиме «Релакс». Сейчас поездка в среднем длится 30 минут. Но это нетиповое использование: всем хочется покататься, несмотря на цену. Когда все привыкнут, это станет видом транспорта, поездка и средний чек сократятся, но будет расти количество заказов.

Пока же люди катаются везде. В первые дни за самокатами была очередь и борьба — мы словили много негатива. Иной раз на парковку приезжал техник, чтобы сменить зарядки, и сразу у самокатов выстраивалась очередь. Был ажиотажный спрос, но это временное явление, потом все войдет в привычку.

Планы

Мы планируем увеличение парка, но это сложно, потому что сезон очень короткий, а чтобы заказать на фабрике и доставить самокаты, нужно время. Хотим поставить максимально много в этом сезоне. Сейчас речь идет про несколько сотен дополнительных самокатов.

Вложенные в проект 20 миллионов за сезон не вернутся: мы много потратили на исследования, и 200 самокатов эти затраты не отобьют, нужны тысячи. Мы делаем ставку на следующий сезон, думаем про экспансию в регионы.

По Москве может ездить несколько тысяч самокатов, можно расширить географию парковок до ТТК. Но тут все зависит от инфраструктуры: мы не можем поставить 3 тысячи самокатов на 300 парковок.