The Village часто объясняет, как устроены разные профессии и сферы бизнеса. В новом спецпроекте мы поговорили с Екатериной Семкиной, бизнес-тренером, основателем Центра обучения и развития «Результат» и тренером-преподавателем Международной школы бизнес-тренеров ICBT. Эксперт рассказала, чем отличаются два модных термина «бизнес-коуч» и «бизнес-тренер», к кому из специалистов с каким вопросом обращаться, а также о том, почему все заговорили о софт скиллс. По просьбе The Village интервью записала Екатерина Шихова, глава ивент-агентства Dream Team и смм-консультант.

Начнем с основ: кто такой бизнес-тренер? Коуч — это то же самое? 

Бизнес-тренер, как и тренер в спортзале, дает или прокачивает определенные навыки — например, умение продавать. После тренинга человек должен выйти не только с информацией, но и с навыками, проверенными на практике. Однако сейчас очень часто путают понятия «бизнес-тренер» и «коуч». Коуч работает не с поведением, а с мышлением человека. К нему можно обратиться и по личным, и по профессиональным вопросам. Такой специалист ничему не учит и ничего не рекомендует: основной инструмент коучинга — это проясняющие вопросы. Профессиональный коуч помогает человеку найти ответы и никак не влияет на его решения. При этом в отличие от психолога тот смотрит только вперед, не анализируя прошлое клиента.

Допустим, есть руководитель компании, который хочет начать новое направление в своем бизнесе, но сомневается в правильности решения и потому откладывает. Если он придет к психологу, тот примется раскапывать давнюю травму, заставляющую человека сопротивляться изменениям. А бизнес-коуч спросит: «Слушай, а к какому времени ты можешь стартовать?». Тот назовет дату — через год. Они начнут рисовать пошаговую карту достижения цели со сроками, и выяснится, что человек либо закладывает времени по максимуму для своего психологического комфорта, либо все усложняет, не видя простых путей. Задача коуча — показать человеку перспективы, пространство для достижения его цели. Ведь открыть и вывести в прибыль новое направление можно за месяц, главное — правильный настрой и грамотное использование всех ресурсов. В процессе клиент может обратиться и к бизнес-тренеру за недостающими навыками для него и сотрудников. Бывает, что одному человеку необходимо пройти всех трех специалистов, а другого достаточно заряжает и бизнес-тренинг.

«Сегодняшняя потребность бизнеса — „не только обучи нас, но и покажи нам путь к развитию“»

Что если у компании на определенном этапе есть цель, но нет ясности, как ее достичь? Да и навыков у сотрудников не хватает для нового уровня. К кому нужно обращаться — к коучу или бизнес-тренеру?

Сейчас специалисты работают и в формате коуч-сессий, и в формате тренингов. В первую очередь это запрос от самих клиентов — собственников бизнеса, руководителей компаний. Сегодняшняя потребность бизнеса все чаще звучит как «не только обучи нас, но и покажи нам путь к развитию». Очень часто нужный формат определяется на предварительной встрече, которая обязательно проводится до начала работы с сотрудниками. Для начала приглашенный специалист выполняет функции коуча и с помощью открытых вопросов узнает цель руководителя и при необходимости помогает ее сузить (например, «увеличить прибыль» — очень размытая цель). Это работа с мышлением клиента. Далее обсуждается, какие проблемы тот видит в работе компании. После этого проводится так называемая диагностика будущих участников тренинга и обозначенных заказчиком проблем, и на основе этого разрабатывается уникальная программа тренинга.

Более того, иногда переключаться с коучинга на тренинг и обратно приходится прямо в процессе. К примеру, иногда я вижу, что программа тренинга по какой-то причине «не заходит». Тогда я перехожу к коучингу — мы делаем паузу и обсуждаем, какими рабочими вопросами команда обеспокоена больше всего, как сотрудники видят будущее компании и себя в ней, в каком ключе сами хотят продвинуться, в конце концов. Как только выясняются наиболее важные векторы движения, можно возвращаться в тренинговый формат.

А как вообще приходят в эту профессию? Сложно ли стать тренером?

Обычно тренерами или коучами становятся люди, которые просто загорелись этим на каком-то жизненном этапе. Так произошло и со мной. Еще в старших классах я ездила проводить курсы для школьников средних классов, но не думала, что это станет моим призванием. А в институте (училась я кстати, на пиарщика) знакомый позвал меня на первый в моей жизни тренинг личностного роста. Тогда меня не впечатлила программа тренинга, но мысль обучать и развивать людей зародилась именно там. И когда я в Москве получала второе высшее образование на кафедре психологии, уже точно понимала, что буду заниматься тренингами, затем определилась со специализацией — что это будут именно бизнес-тренинги.

Сейчас за рубежом и в России много учреждений, дающих образование бизнес-тренера. Я сама обучалась в школе бизнес-тренеров Жанны Завьяловой, затем Жанна создала команду из самых успешных бизнес-тренеров, в которую вошла и я, и мы основали собственную школу. Международная школа бизнес-тренеров ICBT работает уже 8 лет, филиалы открыты в 16 городах России и в пяти странах. Обучение у нас идет четыре месяца — это четыре отдельных блока по четыре полных учебных дня. Между модулями требуется отрабатывать полученные знания и инструменты на практике, мы также проводим для наших студентов супервизии, мастер-классы и профессиональные конференции.

«Директор не должен понимать все тонкости работы специалистов. Ему нужны гибкие навыки, чтобы эффективно выстроить рабочие процессы»

Есть и онлайн-школы, но я не рекомендую там учиться. Если есть цель научиться вести тренинги, то это можно сделать только в живой группе. Ведь бизнес-тренинг — это не просто навык публичного выступления и грамотные ответы на вопросы, это выстраивание эмоционально-доверительного отношения с группой. Этому учатся только на практике. Вообще, бизнес-тренер — это человек, который учится всю свою жизнь.

К сожалению, рынок бизнес-тренингов в России хоть и востребованный, но все еще молодой, и встречаются люди, проводящие тренинги без специального образования и аккредитации. Аккредитации школам и их выпускникам выдают профильные комиссии, самой авторитетной из которых считается Международная ассоциация коучинга (ICF). Российские тренеры чаще обращаются в Международный институт менеджмента, НАСДОБР и IIMD.

По каким параметрам, кроме аккредитации, выбирать бизнес-тренера для своей компании? На что стоит обращать внимание, чтобы результат соответствовал ожиданиям?

Тут нужно рассматривать несколько моментов. Первый — это демо будущего тренинга. Сейчас у любого профессионального бизнес-тренера должно быть видео его работы. Посмотреть на специалиста в деле также поможет предварительная встреча, на которой вы обозначите векторы грядущей работы. Второй аспект, с которым вы также определитесь при знакомстве — это личность тренера. И я сейчас говорю не столько о его знаниях и опыте, а о манере подачи материала, внешнем образе. Тренер должен вызывать у вас интерес и доверие, важно быть совместимым с ним на эмоциональном и ценностном уровнях — и предсказать, как на него отреагирует ваша команда. И третий момент — это предлагаемая программа тренинга. Она должна быть авторской и отвечать потребностям именно вашей компании. Я это называю «Тренинг ручной работы» — когда нет ничего лишнего, а даются знания и методы для решения конкретной задачи.

«Задача руководителя — совместить цели компании и личные цели каждого из сотрудников так, чтобы все от этого выиграли»

А какие тренинги сейчас заказывают чаще всего? Какие навыки сотрудников наиболее востребованы в современном бизнесе?

Навыки, которые мы применяем в работе, делятся на два типа — hard skills (жесткие) и soft skills (гибкие, мягкие). Первые — это умения, которыми специалисты пользуются, решая профессиональные задачи, и для получения которых получают образование. Сюда относятся, например, владение программным языком или знание бухгалтерского учета. А вот софт скиллс — это комплекс гибких навыков, которые не менее важны в работе. Допустим, умение слушать и эмпатия для установления контакта с клиентами и партнерами, критическое мышление и умение принимать решения в сложных условиях, креативность. Сейчас во множестве компаний уже дают тесты на софт скиллс при найме сотрудников и заказывают тренинги по их развитию для сотрудников и руководителей. К примеру, если раньше менеджерам по продажам выдавали скрипты и обучали их обязательным шагам в продажах, то сейчас у руководителей есть понимание того, что в беседе с клиентами важнее эмоции сотрудника, его настрой, гибкость мышления, умение применить нестандартный подход в решении конкретной проблемы. К слову, даже наш президент на молодежном форуме в 2017 году уделил этой теме особое внимание и посоветовал ребятам уже сейчас заниматься развитием софт скиллс, чтобы завтра быть успешными. А судя по зарубежным трендам, в университетские программы скоро также включат занятия по обучению софт скиллс.

Кому вообще нужно развивать софт скиллс? И главное: как это делать?

Востребованность софт скилс выглядит как пирамида: чем выше ты на карьерной лестнице, тем больше тебе необходимо мягких навыков и тем меньше потребность в жестких. Во многих случаях директор не обязан разбираться во всех тонкостях работы специалистов. К примеру, директор IT-компании не обязательно будет программистом. Но ему все же нужно направлять команду и оценивать эффективность ее работы. Тут ему пригодятся гибкие навыки, чтобы создать пространство сотрудничества. Вообще, задача руководителя — совместить цели компании и личные цели каждого из сотрудников так, чтобы все от этого выиграли. На это направлены специальные тренинги. Любой хороший тренинг должен состоять из 80 % практических упражнений. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, кейсы. Каждому участнику необходимо понимать, что он прямо сейчас отрабатывает на практике полученный инструмент. Если тренер только рассказывает теорию и не дает возможности сразу же применить знания на практике, вероятнее всего, участники так и не будут ими пользоваться у себя в работе.

Программа бизнес-тренингов «Формула результата»


Четыре базовых тренинга на развитие ключевых гибких навыков

Адаптированные версии для каждого уровня специалистов — от сотрудников до топ-менеджеров

Пакетные условия сотрудничества: набор бизнес-тренингов, диагностика персонала, сессии стратегического планирования и коучинг-сопровождение руководителей

Узнать подробности и заказать презентацию можно по телефону: 8 (343) 271-26-00

Facebook | Instagram 

материал подготовлен при поддержке