Текст

Анна Соколова, редактор The Village

«Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке. Затерянный в лесах между Нижним Новгородом и Пермью (не пытайтесь объяснить москвичам), Киров всегда славился низкими ценами. Сходить в кафе тут можно за 200 рублей, и ещё получить сдачу. Но раньше эта дешевизна не особо радовала: в субботний вечер приходилось довольно долго искать место для посиделок с друзьями: хороших заведений в полумиллионном городе было порядка пяти. Но за год всё изменилось: в Кирове бум кофеен — в центре они открылись почти на каждом углу, есть даже круглосуточное окошко take away для безнадёжных кофеманов. 

То же самое происходит с торговлей. Помимо десятка торговых центров, магазины оккупировали первые этажи. В одном доме может работать порядка пяти. В особо людных местах предприниматели занимают и вторые этажи — к ним надо подниматься по лестницам. Да, они не продают ничего примечательного: турецкий трикотаж, постельное бельё, телефоны и масло для машин. Но сам факт активной торговли в трудное время кажется примечательным, и вот почему.

Депрессия

В последние 20 лет Киров был депрессивным поволжским городом. И даже приход продвинутого губернатора Никиты Белых мало что мог исправить. Дело в том, что в советские времена основу экономики составляли военные предприятия, которые развалились в 90-х из-за отсутствия заказов. Попытка начать производить сковородки на станках для ракет оказалась не очень удачной. Часть цехов сдали в аренду, работников уволили.