Запрет на курение в общественных местах коснулся всех, кто не мыслит своей жизни без сигареты в баре, пострадали и заведения, где, помимо еды, посетителям предлагали и кальян. Но вскоре они оправились от шока и перешли на бестабачные смеси. Единственным местом, где можно покурить кальян с табаком, стали специализированные кальянные. Их владельцы зарабатывают на почасовой аренде кальянов, стоимость которых начинается от 900 рублей. Еды в таких заведениях нет — гостей угощают лимонадом и чаем. При этом число подобных заведений лавинообразно растёт: за год в Москве открылось не менее сотни кальянных. The Village разобрался, чем так привлекателен этот бизнес.

Здесь курят

«В кальянную сферу мы зашли пять лет назад через интернет-магазин», — рассказывает исполнительный директор «Федерация кальянных мастеров» и сети кальянных F-Lounge Алексей Слепенков. До того, как пойти в кальянный бизнес, Алексей успел попробовать себя в роли директора продуктового магазина и поработать по специальности — программистом. Рынка, по его словам, в 2010 году ещё как такового не было. Внятную консультацию по кальянам получить было невозможно, да и их ассортимент в России оставлял желать лучшего. Но в то же время стали появляться люди, которые начали интересоваться этой восточной традицией. Их и решил взять в оборот предприниматель. «Открывшись, мы сразу стали писать обучающие статьи на тему кальяна», — вспоминает Алексей. Первые два года работы «был застой». В это время компания занималась тем, что предоставляла своих мастеров для разных заведений и мероприятий. Плюс параллельно с интернет-магазином функционировала офлайновая точка продаж на Тверской. А с 2013 года в России, по его словам, началась «кальянная революция»: в страну стало поступать всё больше разных кальянов и табаков. «Мы в неё оперативно влились и очень сильно раскачали наши магазины», — с удовольствием вспоминает Слепенков. Предпринимателю уже подготовили кальян, и его лицо то исчезает за пеленой дыма, то появляется снова. Во время курения в колбе то и дело громко бурлит жидкость. Рядом на креслах сидит компания — юноши и девушка по очереди передают друг другу трубку.