Несмотря на рост числа фанатов ЗОЖ, дела у владельцев московских фитнес-клубов идут не так хорошо, как им хотелось бы. В условиях падения доходов люди всё чаще предпочитают пробежки и онлайн-уроки дорогостоящему абонементу в зал. Фитнес-сети ведут войну за клиентов, размещая рекламу у дверей конкурентов и свои хэштеги в их Instagram-аккаунтах. The Village разобрался, что происходит на этом рынке.

Слабеющий спрос

Ситуация на рынке фитнес-услуг в Москве характеризуется, с одной стороны, ужесточением конкуренции, с другой — изменением стиля жизни горожан, говорит директор по маркетингу федеральной сети фитнес-клубов X-Fit Николай Кострыкин. «Современный потребитель вышел на уровень осознания важности здорового образа жизни и, как следствие, начинает заниматься спортом, фитнесом, тратить на себя больше времени и ресурсов, происходит своеобразное самоинвестирование», — говорит он. Выбор при этом довольно широк. В городе каждый день открываются один-два новых фитнес-клуба. За последний кризисный для России год по стране было открыто около 850 клубов различных форматов — как сетевых, так и не сетевых, говорит Кострыкин. В Москве, Санкт-Петербурге доля проникновения фитнес-услуг достигает 10 %. В регионах пока спокойнее, не более 3–5 %.

Но платёжеспособность их клиентов падает. «Если в конце прошлого года из-за колебаний курса валют люди стремились вкладывать накопленные деньги в товары и услуги, то сейчас дважды подумают перед покупкой абонемента: фитнес не является услугой первой необходимости», — говорит гендиректор консалтинговой компании Fitness Files Мария Колачевская. По её словам, число новых клиентов клубов сократилось. Это произошло в том числе из-за изменений на рынке наружной рекламы: щитов стало меньше, из метро исчезли баннеры, а те, что остались, уже не так эффективны, как прежде.