Сейчас в Москве открыто порядка 700 магазинов «Вкусвилл», на дом заказы из них доставляют четыре курьерские службы. А теперь купить салат или запеканку можно не выходя с работы: в офисах стали появляться микромаркеты — холодильники и полки с продуктами из ассортимента сети. В числе клиентов — Mail.ru Group и Сбербанк, но «Вкусвилл» готов установить микромаркет в любом офисе, где наберется 300 сотрудников. В отличие от традиционных вендинговых автоматов, холодильники микромаркетов никак не запираются. The Village узнал, почему «Вкусвилл» не боится краж и как поставить микромаркет у себя на работе.

Новая столовая

Во «Вкусвилле» рассказывают, что идею микромаркетов подали сами покупатели. Люди писали в компанию, что магазина рядом с домом им уже недостаточно и было бы неплохо закупать их не выходя из офиса. Несмотря на то что у «Вкусвилла» есть вендинговые автоматы на станциях МЦК, для офисов придумали новый формат — микромаркеты с полками, холодильниками и кассой самообслуживания. Первыми клиентами стали Mail.ru Group, Wildberries, Novakom Group, Ozon, CRVT, «Михайлов и партнеры», Leomax. Вскоре покупать продукты «Вкусвилла» смогли также сотрудники головных офисов CarPrice, «Папа Джонс», «Детского мира», банков «Возрождение» и «Хоум Кредит». Проект оказался востребован, и заявки поступают не только из Москвы, но и из Петербурга.

Некоторым компаниям одного микромаркета оказалось недостаточно. Так, в эджайл-офисе Сбербанка их уже четыре, а до конца года они должны появиться в других московских офисах банка. Изначально в здании, где разместились сотрудники Mail.ru Group, поставили два микромаркета, но вскоре их стало уже шесть. Менеджер по организации мероприятий Mail.ru Group Анастасия Епифанова рассказывает, что на внутреннем портале в разделе «Идеи» сотрудники сами предлагают варианты, как организовать правильное и полезное питание в офисе: «Мы видим, что этот вопрос для многих наших коллег актуален. Когда мы узнали, что „Вкусвилл“ запускает точки самообслуживания в офисах, мы захотели попробовать это у себя».

Оставить заявку на установку микромаркета может кто угодно: руководитель, HR-менеджер или инициативная группа самих работников. HR-директор интернет-магазина Wildberries Максим Бешкета считает, что при большом количестве встреч у людей должна быть возможность перекусить здоровой пищей, и в этом им как раз помогают микромаркеты «Вкусвилла».

Резервный источник питания

Технические требования для установки микромаркета минимальные. Если изначально нужно было найти четыре квадратных метра свободной площади, то сейчас «Вкусвилл» готов разместить точку всего лишь на двух. Потребуется бытовая розетка и интернет-соединение, причем это не обязательно должен быть Wi-Fi. «Многие наши клиенты — это банки с закрытыми сетями, потому мы готовы сами купить 4G-модем и работать автономно», — объясняет управляющий микромаркетами Кирилл Щербаков. Он рассказывает, что в одном из офисов им пришлось даже устанавливать дополнительное освещение.

Оплачивать установку микромаркета сами компании не должны. Эксперты оценивали открытие одной точки в 600 тысяч рублей. Щербаков эту информацию опровергает, но не раскрывает точную стоимость установки и говорит, что сумма заметно ниже, чем затраты на появление в офисе холодильника с запирающим устройством и системой распознавания продукта. В точках самообслуживания «Вкусвилла» используется только типовое оборудование российского производства. На сайте ретейлера сказано, что компаниям-клиентам даже выгодно иметь микромаркет: «Вкусвилл» частично компенсирует расходы на аренду пространства и затраченную электроэнергию.


Оплачивать установку микромаркета сами компании не должны


Наличие вендинговых автоматов, столовой и кухни для сотрудников, кафе в бизнес-центре не влияет на возможность установки микромаркета. «В том же эджайл-офисе Сбербанка два этажа фуд-кортов, „Прайм“, „Старбакс“ и столовая, где продается отличная выпечка по 20–30 рублей. Но наши микромаркеты находятся на этажах, и это ценно, — говорит Щербаков. — К тому же столовая закрывается, а микромаркет доступен круглосуточно. Люди часто остаются после работы, могут захотеть купить что-то домой. Наш формат подходит тем, кто поздно уходит и рано приходит».

Наталья Филиппова из Ozon рассказывает, что в микромаркет на 42-м этаже приходят многие сотрудники штаб-квартиры компании в «Сити». Даже несмотря на то что Ozon оплачивает доставку горячих ужинов, многие пользуются точкой самообслуживания «Вкусвилла»: «Это удобно, потому что можно быстро купить снеки или готовое блюдо на обед, не спускаясь в зону кафе на минус первом этаже. Коллеги, которые строго следят за своим питанием, оценили возможность рассмотреть блюда и узнать их калорийность».

Голодные и лояльные

Для того чтобы точка «Вкусвилла» появилась в офисе, там должно работать не меньше 300 человек. В одной из компаний, где уже установлен микромаркет, сотрудники сидят в разных корпусах, которые разделяют пять минут ходьбы. Среди клиентов есть небольшой офис, где работают всего 100 человек, но компания раздала пропуска своим соседям, и так набралось нужное число покупателей.

Управляющий микромаркетами Кирилл Щербаков признается, что готов рассматривать компании, в которых может быть в два раза меньше сотрудников, но при одном условии: люди должны подтвердить свою лояльность бренду. «Определить лояльность помогают сами компании. Прежде чем нас пригласить или встретиться в офисе, они проводят у себя опросы, предлагают микромаркеты сотрудникам, узнают, в каком объеме люди готовы ими пользоваться. Потом сообщают об этом нам, например: „У нас 250 человек, 100 готовы питаться у вас дважды в день“», — говорит Щербаков.


Чтобы точка «Вкусвилла» появилась в офисе, там должно работать не меньше 300 человек


В среднем с момента подачи идеи до установки микромаркета проходит около двух недель. Руководство компании договаривается со «Вкусвиллом» о месте, где появится точка, и в офис приезжает сотрудник ретейлера для оценки условий помещения. Договор заключается с самой компанией, но в некоторых случаях понадобится еще и разрешение собственника, если это предусмотрено условиями аренды. 

Показатели продаж разных компаний сравнивать сложно, но Кирилл Щербаков считает, что раскупаемость продуктов и готовых блюд напрямую зависит только от одного фактора — количества сотрудников в офисе. Сейчас средний чек в микромаркете составляет порядка 160 рублей, а каждый покупатель в среднем подходит к полкам и холодильникам дважды в день — за завтраком и обедом.

Обслуживание микромаркетов происходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, когда офисы не работают. Утром до прихода основной массы сотрудников на место приезжает представитель ретейлера забирает товар, у которого остался один день до окончания срока годности, наполняет полки и холодильники новыми продуктами и проводит инвентаризацию. В случае если офисный работник остался недоволен покупкой в микромаркете, он может обратиться на горячую линию «Вкусвилла».


у «Вкусвилла» есть вендинговые автоматы на станциях МЦК, для офисов придумали новый формат — микромаркеты


Обед из 160 блюд

Кирилл Щербаков подчеркивает, что микромаркет может появиться только в закрытом офисном помещении, но не в общественных пространствах бизнес-центра. Ассортимент каждой точки автоматически подгоняется под конкретные запросы сотрудников. Он учитывает статистику продаж: любят в этом офисе десерты или, наоборот, большинство против сладкого. Чтобы один и тот же продукт не надоедал покупателям, «Вкусвилл» периодически добавляет что-то новое и проводит ротацию продуктов: к примеру, привозит разные виды супов.

Сейчас в каждом микромаркете представлено порядка 160 наименований, самая популярная категория — готовые блюда. Помимо них, в точках самообслуживания можно найти молочную продукцию, сладкое, напитки, свежие фрукты, сэндвичи, батончики и снеки, а в ближайшее время могут появиться и товары из непродовольственного ассортимента. Например, к 8 Марта в микромаркете, расположенном в самом офисе «Вкусвилла», продавались косметические наборы.

Анастасия Епифанова подтверждает, что в офисе Mail.ru Group большим спросом пользуются готовые обеды, а по утрам — творожные и кисломолочные продукты. По ее словам, «Вкусвилл» прислушивается к пожеланиям и готов корректировать ассортимент. В офисе Ozon самые популярные блюда — это сырники и запеканки (их покупают в любое время суток), готовая еда на обед и сладости. Наталья Филиппова отмечает, что сотрудникам нравится круглосуточный режим работы микромаркета: «У e-commerce нет рабочего и нерабочего времени, команды ключевых сервисов работают всегда. Дежурные из ночной смены могут прийти за супом или шоколадкой хоть в три часа ночи».

У микромаркета нет тестового периода: и компания-заказчик, и «Вкусвилл» могут расторгнуть договор в одностороннем порядке. «Если что-то не работает, пытаемся докрутить ассортимент вместе с клиентом. Получается — хорошо, не получается — уезжаем», — говорит Кирилл Щербаков.


В каждом микромаркете представлено порядка 160 наименований, самая популярная категория — готовые блюда


Покупатель на полном доверии

Во «Вкусвилле» принципиально не устанавливают на микромаркеты замки и не вешают вокруг точек камеры. «Мне было бы неловко взять сырники и не заплатить, понимая, что об этом могут узнать», — говорит Кирилл Щербаков. Раз уж ретейлер объявил доверие одной из своих ценностей, нужно позволить коллективу в офисе самостоятельно регулировать этические вопросы. Щербаков уверен, что со «Вкусвиллом» люди будут предельно честны, даже если таскают друг у друга котлеты, оставленные в офисном холодильнике.

Щербаков рассказывает, что отсутствие запирающих и контролирующих устройств позволяет экономить на цене оборудования и делает микромаркеты удобными. Человек может взять в руки упаковку, увидеть сам продукт, прочитать состав на этикетке. С этим согласна и Наталья Филиппова из Ozon: «Холодильник без замка удобнее прежде всего потому, что товары можно рассматривать. И то, что замки не нужны, — показатель атмосферы в офисе. Мы уверены, что мороженое с пирожком из магазина никто не утащит».

Оплатить покупки в микромаркете можно банковской картой или с использованием любой из систем бесконтактных платежей. В точках самообслуживания действует мобильное приложение «Вкусвилла» и карта лояльности, потребуется только ввести ее номер. По словам Кирилла Щербакова, сбои в работе касс все же бывают, они могут быть вызваны проблемами с электричеством или интернет-соединением. В то время, пока касса не работает, клиенты все равно могут брать продукты, а потом нужно будет вернуться и оплатить покупки. В этом случае придется либо сохранить этикетку, на которой есть штрихкод, либо просканировать точно такой же продукт, а затем вернуть его на полку.


Бывало, что при инвентаризации обнаруживалась недостача, но на следующий день в кассе всегда появлялись лишние деньги


В офисе Ozon микромаркет расположен на этаже разработки, поэтому все баги команды отлавливают и пишут о них в Slack (для общения с поддержкой «Вкусвилла» есть отдельный канал). «Если же касса по какой-то причине не работает, на холодильнике с мороженым появляется листок, куда каждый записывает свою почту и то, что купил, чтобы потом вернуться, отсканировать и оплатить», — говорит Наталья Филиппова.

При этом во «Вкусвилле» готовы к возможным потерям и кражам. Кирилл Щербаков объясняет, что это в этом случае убытки понесет сам ретейлер. В цену возможные риски не заложены — продукты в микромаркете стоят столько же, сколько на сайте и в розничных магазинах. Бывало, что при инвентаризации обнаруживалась недостача, но на следующий день в кассе всегда появлялись лишние деньги. Кирилл Щербаков считает, что это происходит из-за банальной забывчивости покупателей: кто-то мог заболтаться с коллегой и взять товар, не оплатив, но на следующий день он обязательно возвращался и вносил деньги.

Несмотря на абсолютное доверие к офисным работникам, так же полагаться на честность участников других закрытых сообществ во «Вкусвилле» не готовы. Обитатели поселков и жилых комплексов, посетители фитнес-клубов или студенты вузов в будущем могут рассчитывать только на вендинговые автоматы, которые сейчас установлены на станциях МЦК.


Фотографии: ВкусВилл