Бывший дизайнер Михаил Шелков сумел завоевать симпатию и доверие непростой аудитории — школьников от 7 до 17 лет, причём с нетривиальными запросами вроде желания научиться за смену играть рок-н-ролл. Путёвки в подмосковные тематические лагеря Шелкова стоят как отдых в Турции, но спрос уже превышает предложение.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

СФЕРА БИЗНЕСА
 
ДАТА ОТКРЫТИЯ
 
БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК
 
САЙТ

Организация выездного отдыха детей
и подростков

 

 Сентябрь
2009 года

 

 Более 1 млн руб.

 

 www.drujite.ru

 

 

 

 

 

Михаил ШЕЛКОВ

Основатель компании «Дружите.ру»

Как пришла идея

 

 

 

сам в первый раз поехал в лагерь в середине 90-х, когда мне было лет 14-15. Это был уже не советского типа лагерь, а Международный детский компьютерный центр (МДКЦ), его ещё в 1985 году сделала группа энтузиастов. Мне сразу понравилась творческая атмосфера. Вскоре я стал подрабатывать вожатым, а в 20 лет стал уже куратором частного лагеря «Компьютер-Кэмп» — по сути, вторым лицом после гендиректора на время смены. Проработал там два-три года, а потом как-то у нас отношения не срослись, я ушёл и сразу решил делать свой лагерь. Идея была простая — исходить из интересов детей. Есть много лагерей, которые нравятся, в первую очередь, родителям — спортивные, с углублённым изучением иностранных языков. А я хотел, чтобы дети сами просились в лагерь — туда, где им интересно — и параллельно учились каким-то полезным навыкам.

С чего начали

На основной работе я занимался полиграфическим и 3D-дизайном, накоплений у меня не было. Я рассказал об идее нескольким знакомым и родственникам. Трое из них одолжили мне деньги на запуск, более миллиона рублей. На них я зарегистрировал компанию, снял офис на Соколе, нанял сотрудников, купил инвентарь для первой смены, но главное — арендовал базу для проведения лагеря. Ещё 300 000 рублей я получил в качестве субсидии от правительства Москвы на создание компьютерного класса.

Первый лагерь мы организовали зимой 2009 года на базе под Звенигородом, с которой я уже работал раньше. Он не был тематическим, мы его обозначили как интерактивный и всё там намешали. Сделали занятия по компьютерной грамотности, пейнтбол, танцы. Это была проба пера, хотелось уловить, что детям интересно, чего они сами хотят. К нам приехало человек 30-40. Второй лагерь — весной 2010 года — был уже посвящён аниме. Дело в том, что в последней для меня смене «Компьютер-Кэмпа» из 50 человек было 10-15 девушек, очень увлечённых аниме, они были немного сами по себе, необычно одевались. Я тогда их в первый раз увидел и подумал, что можно было бы для них сделать отдельный лагерь.

 

 

  

Тематика

Когда мы делали первый аниме-лагерь, мы, конечно, привлекли тех, кто этой культурой увлекался, но в общем-то плохо её себе представляли. У меня самого нет необычных увлечений, я люблю читать, путешествовать. Когда мы сделали анонс лагеря, в интернете пошли негативные отзывы, над нами смеялись и уличали в том, что мы непрофессиональные анимешники. Но даже эта плохая реклама сработала, и к нам приехало 30 детей.

Постоянных сотрудников у нас всего пять, остальных нанимаем на время смен. Это студенты, педагоги, музыканты. Здорово, что когда люди чем-то увлечены, то им не очень важны деньги. Зарплата вожатого за 17-дневную смену — 8 000 рублей, но к нам приходит достаточно много увлечённых и при этом адекватных людей.

Мы экспериментировали с разными темами: хип-хоп-лагерь, футбольный лагерь особого ажиотажа не вызвали, и мы их не повторяли. Иногда просто объявляли тематику и смотрели, как дети реагируют. В итоге осталось три основных темы: аниме — для тех, кому интересно это направление японской культуры, фэнтези — для любителей ролевых игр и рок — для поклонников музыки и желающих научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Идея рок-лагеря пришла удивительным образом: мы мониторили статистику «Яндекса» и обнаружили много запросов по слову «рок-лагерь». Скорее всего, искали фильм, полное название которого — «Рок в летнем лагере», но мы подумали — почему бы не сделать лагерь, где дети могли бы научиться играть на музыкальных инструментах. Я сам сначала не верил, что это возможно, но подростки, которые приезжают с нулевыми знаниями, к концу 17-дневной смены участвуют в финальном концерте.

Что касается ролевых игр, то есть довольно много мероприятий, с ними связанных, но почти все они рассчитаны на молодёжь от 18 лет, потому что там используется много всякого потенциально опасного реквизита.

Мало кто хочет брать
на себя ответственность
за безопасность тех,
кто младше.

Ну а мы готовы такую ответственность на себя взять, потому что младшим тоже хочется где-то шить костюмы, играть и общаться.

Собственной базы у нас до сих пор нет, но мы пришли к долгосрочной аренде. Зимняя база находится под Рузой, это пять корпусов больше чем на 200 человек. Летняя — под Воскресенском, там в корпусах места на 80 человек и ещё 70 в летних домиках с удобствами на улице. Мы платим за человекоместа, работу столовой, горничных. Расценки на аренду баз по Подмосковью — 800-1 500 рублей на человека в сутки. Проще всего найти базу на весенние и осенние каникулы, а  зимой и особенно летом трудно, потому что хороших баз с евроремонтом мало, а спрос на них велик, к тому же нам нужна огороженная территория и чтобы не было посторонних.

Я не хочу себе рисовать нимб, но мы делаем хорошую работу, и хотелось бы, чтобы государство в лице Роспотребнадзора, пожарной охраны или других ведомств меньше к нам придиралось. Если к детским организациям предъявляются жёсткие требования, то почему бы не предоставить им какой-нибудь бонус? Например, отменить или сократить подоходный налог. Или вот обязала пожарная охрана поставить систему пожарной безопасности за полмиллиона рублей — так пусть государство на это субсидию даст.

Продвижение

Сначала мы пытались давать рекламу в печатных изданиях, но отдача была слабой. В итоге практически всё наше продвижение — в интернете, особенно через группы «ВКонтакте», иногда в блогах. На Odnoklassniki.ru и Facebook дети не сидят. В последнее время наше имя уже работает на нас. До 60% детей приезжают к нам больше одного раза. Мы всегда спрашиваем родителей, как они узнали о лагере, и почти все отвечают, что ребёнок сам нашёл где-то в интернете. Или знакомые рассказали.

Доходы

За прошлое лето, когда путёвка на 17 дней стоила 25 000-30 000 рублей (в зависимости от того, в корпусе место или в домике), к нам приехало 500 человек. Это лето было первым, когда мы не смогли принять всех желающих — на каждую из трёх самых популярных смен было по 10-12 отказов. Зимняя смена начинается 3 января, за месяц до начала смены все путёвки были распроданы.

Мы пытались договориться на следующее лето об аренде с нашей более вместительной зимней базой, готовы были больше заплатить за аренду, но, к сожалению, не получилось — они связаны договорённостями с другими арендаторами.

За последний год мы продали примерно 850 путёвок, и я, наконец, рассчитался с долгами 2009 года. Некоторые родители говорят: за эти деньги можно в Турцию на море съездить. Да, можно, но дети хотят к нам.

Родители, выросшие в СССР,
считают, что детский отдых должен быть каким-то совсем льготным или бесплатным.

Нас часто спрашивают про льготы — их, конечно, нет. Кроме приличных бытовых условий и персонала, мы тратимся на инвентарь: музыкальные инструменты, костюмы — это всё стоит немало. Есть накопительные скидки для «постоянных клиентов» — отнимаем 200 рублей от стоимости путёвки в каждый следующий приезд одного и того же ребёнка в лагерь.

Помимо лагерей, мы с этого года организуем выезды детей в Великобританию (например, по местам, связанным с Гарри Поттером) и Японию в сопровождении вожатых. Стоит это недёшево: в Великобританию, например, на 9 дней — 70 000 рублей без перелёта на человека, но мы сами практически не зарабатываем, скорее, выходим в ноль.

Конкуренты

Основные наши конкуренты — «Робинзонада», работающая ещё с начала 90-х (спортивные, языковые, туристические лагеря), и «Кэмп-индустрия» (лагерь с приключениями «Робин Гуд», лагерь для девочек «Каролина-кэмп» и другие). Они успешны, но, по моим данным, их нельзя считать полностью частными компаниями. Думаю, по масштабу мы третьи.

Ошибки

С самого начала мы параллельно развивали два направления: лагеря и детский центр, который организовали на территории офиса. Пытались проводить всякие необычные занятия — курсы аниме, пластилиновая анимация, песочная анимация. Но весной полностью от этого отказались, потому что заработать вообще ничего не получалось. Зачастую в группу записывалось, например, 10 человек, а ходило четверо. Мы поняли, что родители готовы платить за английский, но не за песочную анимацию, тем более что всё ещё есть довольно много бесплатных или почти бесплатных кружков.

В этом году мы впервые решили провести экспансию в Санкт-Петербург и сделали там зимний лагерь. Думаю, в первый и последний раз. Рассчитывали примерно на 60 человек, а набрали 20 (в Москве — 200). С поиском базы были огромные проблемы: оказалось, что приличных в этом регионе за разумные деньги практически нет. Место в номере на четырёх человек, где нет душа и туалета, стоит 1 200 рублей, что-то более достойное — заоблачных денег. Среднему классу проще поехать отдыхать в Финляндию.

Планы

Конечно, хотелось бы иметь свою базу, тем более что мы летом столкнулись с дефицитом мест. Но самим нам этого не потянуть. Кредит, может быть, помог бы, но банки дают от 1 до 20 млн рублей, а тут надо от 70 до 100 млн рублей. Разве что инвестор найдётся — активно его ищем. За три года вложения бы окупились.

Ещё мне бы хотелось сделать лагерь в Великобритании. По моим впечатлениям, на рынке детского досуга там нет большой конкуренции. И родителей не нужно убеждать, что платить деньги за то, что кто-то будет заниматься с их детьми, — это нормально.

Советы начинающим предпринимателям

 

Не стоит лезть в высококонкурентную сферу, там обязательно понадобятся большие вложения или связи. Постарайтесь найти что-то такое, что пока не стало, но уже становится (или могло бы стать) популярным.

 

Не рассчитывайте, что всё запустится за один год. Скорее всего, придётся сделать много затрат и совершить много ошибок, прежде чем поймаете волну.

 

Ничего не бойтесь.

 

 

 

 

 

 Фотография на обложке: Зарина Кодзаева