Фотограф Антон Жданов вместе с партнёром Андреем Каменевым создал познавательный ресурс о природе — Planetpics.ru. За три года существования на сайте побывали 700 000 уникальных пользователей. Таких показателей недостаточно, чтобы он стал приносить доход.

 

Жданов начал думать, как окупить вложения, и решил открыть новое направление деятельности — организацию онлайн-трансляций событий. Ему удалось предложить цены ниже, чем у конкурентов. Теперь среди его клиентов — Samsung, PayPal, Adidas и National Geographic. Компания может выйти на окупаемость к следующему лету.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательный ресурс, организация онлайн-трансляций

ДАТА СТАРТА

2009 год

 

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

Около 3,5 млн рублей

САЙТ

planetpics.ru

 

Антон ЖДАНОВ

Фотограф, сооснователь Planetpics

 

Как всё начиналось

 

Я учился на врача в Медицинской академии имени Сеченова, мечтал ездить по горячим точкам и спасать людей. Какое-то время работал в больнице. Но на пятом курсе понял, что это не моё. Боязнь провести всю свою жизнь в замкнутом пространстве взяла верх. Я ушёл в академический отпуск и к медицине больше не вернулся. В то время ко мне в руки попал зеркальный фотоаппарат, я научился снимать и семь лет работал фотографом для разных изданий. Затем был редактором портала об экстремальном спорте, а после ушёл в документальную фотографию. Мой серьёзный путь в фотографии начался со знакомства с одним из лучших в профессии — известным travel/nature-фотографом Андреем Каменевым, он сейчас шеф-фотограф журнала National Geographic. В 2009 году мы решили вместе сделать сайт о нашей планете — Planetpics.

За более чем 20 лет работы у Каменева скопился колоссальный фотоархив: именно его мы планировали взять за основу будущего портала. Пришли в «Rambler.Фото» с идеей проекта, который бы совмещал пользовательский и редакционный контент, но ничего из этой затеи не вышло. Мы взялись за дело сами и вложили в проект свои 2,5 млн рублей. Сначала привлекли для разработки сайта компанию, затем наняли программиста. Путём неимоверных усилий уже через год, в октябре 2010 года, запустили полноценный портал Planetpics.ru.

Он получился красивым и информативным — своеобразная живая энциклопедия о планете, на которой мы живём. Все материалы были максимально качественно иллюстрированы, сверстаны и написаны в таком ключе, чтобы даже через годы они не теряли актуальность. Это было принципиальным решением — не гнаться за сиюминутным, а рассказывать о вечном и прекрасном.

 

Раскрутка

Мы пытались раскрутить ресурс c помощью спецпроектов. Например, проводили мероприятия с участием известных фотографов. Так, совместно с Aviasales.ru организовали в Парке Горького «День Planetpics»: пригласили прочитать лекцию известного британского фотографа с BBC Тимоти Аллена, провели выставку наших фотографий на световых панелях. Мероприятие принесло нам 2,1 млн рублей, полностью окупилось, несмотря на то, что затраты на световые панели составили 1 млн рублей. 

Про наши состоявшиеся проекты писали топовые блогеры, хорошие отзывы гуляли по интернету,
но это всё не способствовало появлению постоянных рекламодателей

 

Планировали провести отличный проект «На вертолётах вокруг света» с компанией «Авиамаркет» и Тёмой Лебедевым. Мы потратили на проект три месяца: утверждали детали, делали сайт, привлекали партнёров. Lenovo и Beeline почти подтвердили участие, согласившись вложить несколько миллионов рублей, но в последний момент экспедиция была перенесена, и наш проект развалился.

Про наши состоявшиеся проекты писали топовые блогеры, хорошие отзывы гуляли по интернету, но всё это не давало трафика и не способствовало появлению постоянных рекламодателей. За всё время существования на портал зашли 700 000 уникальных посетителей. Контент не монетизировался, а «продавать» несуществующую аудиторию потенциальным партнёрам, накручивая показатели посещаемости, мы не хотели. Нужно было думать на несколько шагов вперёд.

 

Поиски нового направления

Параллельно с работой над порталом мы занимались продакшеном: к нам обращались за фото- и видеосъёмкой RedBull, Пикник «Афиши», Samsung, MegaFon, рекламные и event-агентства, организаторы соревнований. Нам хотелось совместить эти процессы с порталом, а в идеале — окупить проект. Я начал думать о том, как показать аудитории уникальные события и недоступные места, сохраняя «вау-эффект». Так возникла идея прямых трансляций: люди должны видеть всё в реальном времени.

Потом я посмотрел в интернете видео прыжка всемирно известного парашютиста Феликса Баумгартнера — прямую трансляцию этого события посмотрели более 8 млн человек! Я понял, что мы стоим у истоков новой индустрии.

Трансляция в интернете — высокотехнологичная история. Главное в ней — кодирование «тяжёлого» сигнала, который поступает из видеокамеры, в «лёгкий» формат и передача его по радиоканалу без проводов. Я вычитал в интернете, как это можно сделать, нашёл американского производителя оборудования, привлёк бизнес-ангела, который вложил в проект почти миллион рублей, и поехал закупать технику в Лос-Анджелес. Инвестором был мой знакомый, и мне удалось убедить его вложить деньги без чётко прописанного бизнес-плана. В сфере прямых трансляций трудно что-то планировать, потому что очень много факторов нельзя просчитать.

 

 

 

 

 

У меня есть концепция «телевидения будущего»,
и мне хочется построить
его инфраструктуру вокруг Planetpics.ru

 

 

 

 

 

 

 

Со временем становилось понятно, что всё гораздо сложнее, чем я думал. Мы докупали сопутствующее оборудование, почти сломали голову над технологией, но в итоге схема заработала. Мы построили систему, которая не привязана к проводам: наши камеры свободно гуляют по площадке. Первыми клиентами по трансляциям стали наши партнёры, которые были готовы пойти на некоторый риск, — National Geographic Россия, PR-агентство Axis, бренд Vans.

Наша ниша совершенно новая. На рынке есть несколько крупных игроков, включая государственные каналы, которые делают онлайн-трансляции больших событий, например саммита G20. Это телеканал «Россия 2», РИА Новости и их «дочка» Панорама HD, Digicast. Мы находимся в более низком ценовом сегменте и специализируемся на событиях вне помещений, где нет возможности работать на проводах.

Организаторы, с которыми мы работаем, раньше даже не думали, что им нужна онлайн-трансляция, но, как говорится, стоит только попробовать. Мы работали на фестивале Faces & Laces в Парке Горького, делали проекты разной сложности для Adidas, PayPal, Samsung, транслировали вертолётные гонки вокруг МКАД прямо из кабины пилота. В стране всего несколько компаний, которые могут это сделать. В зависимости от сложности задач трансляция стоит от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей.

 

Бизнес-модель

Мы стремимся к модели медиахолдинга: у нас своя производственная компания и нишевый медиаресурс. Мы привлекаем клиента через главный продукт — прямые трансляции, вкладываем прибыль в развитие ресурса, который затем помогает нам привлекать новых партнёров. Все бизнес-связи основаны на личных контактах: если тебя никто не знает, а ты придёшь и скажешь, что ты классный и крутой, тебе никто не поверит. Портал Planetpics был нашим щитом и точкой входа. Когда нас спрашивали: «Вы кто?» — мы говорили, что у нас есть познавательный ресурс. Люди смотрели сайт и говорили: «Это круто, мы хотим с вами работать».

Соединить свои интересы
и бизнес удаётся единицам,
и я счастлив оттого,
что у меня получается

 

Помимо трансляций и сайта у нас есть ещё одно направление — фотовыставки на световых панелях. Мы придумали и изготовили 25 световых панелей, в которые вставлены флуоресцентные лампы. Фотографии, подсвеченные изнутри, становятся привлекательнее. Мы адаптировали эту технологию под уличные выставки. Сейчас организация выставки на несколько недель обходится нам примерно в 400 000 рублей, а спонсоры могут заплатить за участие и миллион рублей.

С декабря 2012 года по сентябрь 2013 года, то есть меньше чем за год, наша выручка составила примерно 7,5 млн рублей. При том, что из-за отсутствия опыта и ошибок команда была загружена только на 30-40%. После всех затрат, включая аренду офиса и зарплаты, у нас остался миллион рублей, который ушёл на покупку оборудования и улучшение качества продукта. Если мы будем продолжать работать в режиме 24/7, то есть вероятность вернуть инвестиции и выйти на окупаемость к лету 2014 года.

 

Команда

Постоянная команда портала Planetpics состоит из девяти человек: пять человек в штате, ещё четыре работают удалённо. Самые лучшие сотрудники в будущем могут стать совладельцами компании (сейчас такая опция есть у троих), поэтому люди мотивированы работать на результат.

Отдел прямых трансляций работает на проектной основе. Руководит всем «мозговой центр», который приносит клиентов. Он состоит из продюсера проектов, ассистента продюсера и менеджера по рекламе. Есть ещё пул исполнителей из 15-20 человек, каждый из которых подключается по мере возникновения задач. Например, технический директор и монтажёр нужны на протяжении всего проекта, ведущий в телестудии и операторы — только на время трансляции.

 

Планы

В ближайших планах — нанять sales-менеджеров, которые будут заниматься продажей интернет-трансляций. Из более глобальных целей — хотим выйти на рынок СНГ и затем на более широкий международный рынок.

У меня есть концепция «телевидения будущего», и мне хочется построить его инфраструктуру вокруг Planetpics.ru. Не хочется быть просто компанией, которая делает прямые трансляции на заказ, — хочется вырасти в медиахолдинг. У прямых трансляций — большие возможности. Например, можно по Skype позвонить туда, где происходит событие, и тебя покажут в прямом эфире в интернете или на большой плазме. Можно делать онлайн-опросы и направлять камеру туда, куда хотят зрители.

Соединить свои интересы и бизнес удаётся единицам, и я счастлив оттого, что у меня получается.

 

Советы

 

Чтобы быть орлом, надо летать с орлами. Если вы знаете авторитета в какой-то области, нужно написать ему и договориться о встрече. Не надо бояться — они такие же обычные люди. Я никогда не встречал людей, которые отказали бы мне в совете или во времени.

Следуйте своим ощущениям. Даже если не получится воплотить задуманное, всё равно ты останешься честен с самим собой, и в конечном итоге это тебя приведёт туда, куда ты стремишься.

Не пишите бизнес-планов, потому что ничего нельзя предугадать. Всегда будет миллиард факторов, которые помешают вам сделать задуманное. Если вы умеете следовать основной линии и при этом адаптироваться к новым условиям, вы пройдёте естественный отбор.

Если вы можете сделать всё просто, не привлекая внешних инвестиций (по крайней мере, в самом начале), — делайте.

Автор: Галина Шмелева

 Фото: Planetpics.ru