Андрей Бычковский и Максим Янкович вместе устраивали вечеринки.
Со временем они заметили, что людей в клубе гораздо больше, чем купленных ими билетов. Диджеи стали думать, как справиться с нечестными кассирами, и нашли контрольные браслеты, которые выделяют в толпе заплативших за вход. Сначала браслеты закупали в США, а когда бизнес пошёл в гору, открыли своё производство. Теперь у компании есть филиалы в Ростове-на-Дону и Варшаве, готовится к запуску фабрика в Китае. The Village узнал, как двум диджеям это удалось.

«Ленточка»

производство контрольных браслетов

 lentochkatm.ru

ДАТА СТАРТА: 2007 год

НАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: 350 тысяч долларов

Всё под контролем

АНДРЕЙ: С Максимом мы познакомились на одной из вечеринок в Житомире, которую организовал я. Через пару лет стали работать вместе: под псевдонимами DJ Файбер и DJ Комодо (Максим) выступали диджеями на сценах Украины и других стран. Я был электронным музыкантом, а Максим — живым. После стали самостоятельно организовывать вечеринки. Поняли, что так можно зарабатывать деньги, при этом совместив хобби с хорошим доходом.

МАКСИМ: Мы старались расширить сферу деятельности, поэтому постепенно стали появляться дополнительные проекты: школа диджеев, аренда музыкального оборудования, интернет-магазин виниловых пластинок. Но самая большая часть дохода приходилась на организацию вечеринок. Часто мы арендовали под мероприятия разные площадки и клубы. И стали замечать, что нас обманывают: на вечеринку пришло 500 человек, а продано всего лишь 300 билетов. Но как определить тех 200 посетителей, которых провели «мимо кассы»? И нашли решение в виде контрольного браслета. Его закрепляют на руке каждого оплатившего вход, а тех, кого пропустил нечистый на руку кассир, было видно сразу. Контрольные браслеты придумали не мы, но у кого подсмотрели эту идею, сейчас уже и не помним. Такие производят в США, Индии и Китае.

АНДРЕЙ: Поставщиков из США нашли через интернет. Закупили такие браслеты и начали использовать их у себя на мероприятиях. Чуть позже к нам стали обращаться друзья с просьбой привезти браслеты и им. Так с помощью сарафанного радио бизнес стал расти. Первые партии были смешными: 20–50 тысяч штук. Потом появился сайт, который привлекал уже сторонних клиентов.

МАКСИМ: В таком режиме мы проработали около двух лет. В 2008 году мы увидели, что вышли на годовой оборот в 300 тысяч долларов, и поняли, что пора запускать своё производство.

 

 

Секрет браслетов

АНДРЕЙ: Нам нужно было понять, из чего состоят контрольные браслеты и как их делать. Съездить на американскую фабрику и узнать всё напрямую было невозможно. Производство засекречено, как ядерный объект: дальше секретарши не уйдёшь.

МАКСИМ: Казалось, что браслеты сделаны из бумаги, но материалом оказался полимерный тайвек. Он хорошо подходит для одноразового использования: посетитель его надевает на руку, а снимает только перед выходом. Просто так от него не избавиться: нужно либо растягивать браслет, либо рвать его. Это не позволяет передать его кому-то ещё. Тайвек мы до сих пор закупаем в Люксембурге. Клей поставляют из Германии, а краску берём на месте, в Украине. Лайнер (отрывная клейкая часть) производится в Китае. Получается такой интернациональный продукт.

АНДРЕЙ: Специального оборудования для изготовления браслетов не существует. Мы тестировали всевозможные полиграфические, печатные и режущие станки, модернизировали и настраивали их — на это ушёл год. Тайну удалось раскрыть, так что теперь наше производство тоже секретное, на него никого не пускаем. Большую часть механизмов закупили в Китае, что-то нашли в Испании, США.

МАКСИМ: На запуск производства мы в 2010 году привлекли 300 тысяч долларов инвестиций. Из них на оборудование ушло порядка 200 тысяч долларов. Обычно первые инвесторы — из личного окружения, так было и у нас, помогли знакомые. Нашли и помещение в Житомире, в 140 километрах от Киева. Потом ещё полгода пришлось настраивать оборудование. Привлечённых средств не хватило, пришлось ещё вложить 50 тысяч долларов из собственных средств.

АНДРЕЙ: Это были частично заёмные деньги. На тот момент у нас был раскрученный сайт с большой посещаемостью и бренд. В месяц продавали около 300–400 пачек по тысяче браслетов, иногда доходило и до 800. Всё время, пока мы настраивали оборудование, бизнес не останавливался. Мы продавали те же браслеты от американских поставщиков.

МАКСИМ: С помощью своего производства мы хотели снизить себестоимость продукции. И в 2011 году нам это удалось: в два раза уменьшили затраты на товар.

 

 

Выход за границу

АНДРЕЙ: Наш первый филиал появился в Ростове-на-Дону в конце 2012 года. Партнёром стал наш товарищ, с которым мы раньше организовывали мероприятия. У него есть не только предпринимательские способности, но и наработки в клубной сфере. Первое время было сложно: офис не дал той выручки, на которую мы рассчитывали. Но сейчас он даёт почти такой же результат, как украинский. Каждый месяц реализуем от 500 до тысячи пачек.

МАКСИМ: В следующем году мы открыли компанию в Варшаве. Сначала планировали выходить в Испанию, потому что это Барселона, Ибица, тусовочное побережье. Но не нашли ответственных людей, которым мы могли бы доверить наш бизнес. К тому же нужно было вкладывать много средств: регистрация компании, представительские расходы и прочее. Сейчас польская компания работает по всей Европе. Мы недавно начали работать в Берлине: вложили в Google AdWords 100 евро, а чистыми заработали 500 евро. Так что отдача есть. Партнёр тоже наш знакомый.

АНДРЕЙ: В любой стране мы регистрируем свою компанию и входим в её учредители вместе с деловым партнёром. Наша бизнес-модель легко масштабируемая, представительство в другой стране можно открыть в течение месяца. Сайт нашей компании легко перевести на любой язык. Как и посадочные страницы, которые обеспечивают поток продаж. Для России и стран СНГ наша торговая марка называется «Ленточка», а для Европы — Cintapunto.

С законодательством проблем нет, все местные особенности можно изучить за несколько дней. В Европе, конечно, всё проще. Там всегда можно ждать помощи со стороны государства, никто не требует взяток. В России и Украине сложнее. Хотя, несмотря на сложную ситуацию, в Украине климат для предпринимательства всё же улучшился, стало меньше ограничений.

 

 

Клубы и не только

АНДРЕЙ: Наши клиенты — это те, кому нужно обеспечить контроль или распределение на зоны на площадке. Часто заказывают различные агентства для корпоративов или концертов. Но большая часть браслетов предназначается всё-таки для вечеринок в клубах. Есть среди наших клиентов и крупные музыкальные фестивали, такие как Sensation или Global Gathering Ukraine. Плотно сотрудничаем с радио Record.

Самые необычные клиенты, к сожалению, дети стариков с болезнью Альцгеймера. На браслетах указывают контакты, по которым можно связаться в случае, если родитель потеряется.

Для нас заказчик всегда на первом месте. Когда принимаем людей на работу, всегда рассказываем старую поговорку: «1. Заказчик всегда прав. 2. Если он не прав, смотри правило № 1». Как-то даже был курьёзный случай, когда товар застрял на таможенном складе, а браслеты нужны были срочно — у заказчика концерт. Тогда мы договорились с брокерами, чтобы они помогли нам достать товар с таможни. Вместо браслетов в коробки мы положили металлические пруты для веса, а браслеты забрали. Но это было давно, при старой украинской власти.

 

 

МАКСИМ: Пока в украинской компании самые высокие продажи. За прошлый год выручка достигла 360 тысяч евро, мы продали 18 тысяч упаковок браслетов.
В целом мы занимаем 80 % украинского рынка. Конечно, события последнего года сказались на объёмах. Во-первых, две крупные области — Донецкая и Луганская — сейчас поглощены во мрак. О мероприятиях, на которые могут понадобиться браслеты, и речи быть не может. А там всегда было достаточно много клубов.

Во-вторых, Крым. В плане продаж мы его не потеряли, с ним работает ростовский филиал. Хотя обороты на полуострове сильно упали. Но то, что мы потеряли в Украине, сейчас компенсируем в Польше. Но наши продажи — это не только контрольные браслеты. Мы занимаемся корпоративными сувенирами: от брелоков и магнитов до силиконовых браслетов и шнурков для бэйджей. Так, общая выручка компании держится на уровне 500 тысяч евро в год.

 

 

Планы

АНДРЕЙ: Сейчас вся команда — это 30 человек, 17 из которых работают в Украине. Сотрудники производства, бухгалтерия, юристы, менеджеры, которые обеспечивают сбыт продукции (продажники и операционисты, которые обрабатывают входящие звонки). Мы в свободное время тоже занимаемся продажами, но на другом уровне: ищем партнёров в других странах, развиваем филиальную сеть.

МАКСИМ: Сейчас мы на полгода уезжаем в Китай, чтобы запустить новое производство. В Гонконге у нас есть ключевой партнёр, который будет формировать команду, закупать оборудование, следить за его наладкой и всем процессом в целом. Но просто запустить китайское предприятие — мало, надо сделать так, чтобы ему доверяли иностранные партнёры. Этим будем заниматься мы. Фабрика будет заниматься переработкой силикона и ПВХ. Будем изготавливать сувенирную продукцию (магниты, чехлы для телефонов, бирки и так далее), а также силиконовые формы для выпечки. Их мы ориентируем на рынок Европы и Америки. Будем продавать свои товары через супермаркеты.