На прошлой неделе Utair — пятая по пассажиропотоку авиакомпания России — просрочила кредитные выплаты. В 2018 году перевозчик провел рекордное количество распродаж: в марте продавал билеты по 499 рублей, в ноябре делал 30%-ные скидки, а в декабре представил новые тарифы с билетами по 990 рублей. По итогам года именно Utair предлагал самые дешевые билеты по стране. Теперь на фоне резкого подорожания топлива компания просит банки провести новую реструктуризацию долга. The Village выяснил, угрожает ли перевозчику банкротство и пора ли пассажирам беспокоиться.

Для Utair это не первый кризис. Нынешний связан с ростом цен на топливо

В 2015 году Utair уже находилась на грани банкротства. Тогда банки перевели долги авиакомпании в два кредита: первый на 18,9 миллиарда рассчитан на семь лет, а второй на 23,7 миллиарда будут выплачивать 12 лет. Следующие два года перевозчик закончил с прибылью, однако в августе 2018-го президент компании Павел Пермяков предупредил, что нынешний год станет для Utair убыточным, несмотря на прогнозируемый рост пассажиропотока на 15 %.

Как объяснила The Village авиационный обозреватель Московского центра Карнеги Анастасия Дагаева, с ростом цен на нефть во второй половине года сильно подорожал керосин, который составляет примерно треть расходов авиакомпаний. Это основная причина негативной динамики Utair. Среди других факторов риска эксперт назвала рост аэропортовых сборов в России и лизинговые платежи за самолеты в долларах на фоне слабеющего рубля.

Финансовый аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин также напомнил о падении реальных доходов населения, которое продолжается уже пять лет: «Российские авиакомпании попали в своего рода ножницы. Цены на топливо растут, а значит, перевозчики вынуждены повысить цены на билеты. С другой стороны, если они так поступят, объем перевозок сократится. При таком взлете операционных расходов даже прибыльный авиабизнес за считаные кварталы может стать неплатежеспособным и будет зависеть от госгарантий по кредитам». 

Крупнейшим кредитором Utair является банк «Траст». Он отказывает в переносе выплат по долгам

В синдикат кредиторов Utair входят 11 банков. Крупнейшим из них является банк «Траст» (около 35 % от обоих кредитов). Также в числе кредиторов — Сбербанк (30 %), «Россия» (около 20 %) и Сургутнефтегазбанк. Источники «Ведомостей» утверждают, что Utair еще осенью предупредила банки о возможном дефолте по реструктурированному долгу и попросила их не требовать досрочного взыскания и банкротства.

Сейчас принять решение об отсрочке платежей кредиторы могут только при поддержке 66 % участников синдиката. Источник «РБК» в одном из банков сообщил, что большинство кредиторов выступили против отсрочки платежа. При этом собеседник The Village в банковском секторе отметил жесткую позицию банка «Траст»: крупнейший кредитор избрал политику, которая может привести к банкротству Utair, подчеркнул источник.

«Траст» получил права требования по кредитам Utair от «Открытия» только в ноябре (в числе прочих проблемных и непрофильных активов банка на 438 миллиардов рублей). Как рассказал источник The Village, одна из основных причин, по которой у синдиката возникли сложности в согласовании переноса платежа перевозчика, — потеря «Открытием» государственной гарантии в 2016 году. Во время реорганизации Ханты-Мансийского отделения банк лишился гарантии, поскольку не оповестил министерство финансов. В результате банки-кредиторы Utair потеряли 50 % обеспечения по сделке (прочие 50 % были обеспечены залогами).

Банк находится в диалоге с компанией и остальными кредиторами, однако до сих пор не получил информацию о причинах дефолта и возможности урегулировать ситуацию. «Сейчас диалог строится сложно. Мы ждем от авиакомпании более кооперативного поведения, готовности к принятию компромиссного решения, особенно в отношении крупных кредиторов», — объяснили в «Трасте».

Utair намерен погасить всю сумму долга, но когда — неизвестно

В пресс-службе Utair заявили, что реструктуризация не угрожает деятельности компании и не скажется на пассажирах. «Мы специально перенесли выплаты процентов кредиторам, чтобы в первую очередь оплатить расходы на топливо, аэропортовые сборы, техническое обслуживание самолетов и зарплату экипажей», — добавили представители перевозчика. В министерстве транспорта подтвердили, что финансовое положение авиакомпании стабильно, а платежи поступают вовремя. Более месяца назад в ведомстве создали рабочую группу по деятельности Utair, а банки-кредиторы согласились перенести выплаты по кредиту на полгода.

Агентом по реструктуризации Utair является Райффайзенбанк. До того как банк привлекли в качестве консультанта, перевозчик просил кредиторов перенести выплату 75 % от всей суммы. На данный момент неизвестно, какую часть долга выплатят позднее. В феврале Райффайзенбанк представит новую финансовую модель компании, однако сейчас речь о списании части долга не идет, рассказали The Village представители банка. 

Тем не менее уже через три месяца после просрочки банки могут подать в суд иск о банкротстве Utair. В 2015 году выйти из кризиса авиакомпании помог основной собственник — «Сургутнефтегаз». Представители компании отказались комментировать ситуацию, при этом не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть риск банкротства перевозчика.

The Village запросил комментарии у сервисов путешествий OneTwoTrip и Aviasales, однако они не стали отвечать на вопрос о возможном ограничении продажи билетов Utair. От комментариев отказались Альфа-банк и один из кредиторов перевозчика Сбербанк.

Банкротство Utair возможно, но государство вряд ли допустит закрытие компании

По мнению опрошенных The Village экспертов, остановка деятельности Utair — возможный вариант в сложившейся ситуации, однако кредиторы и государство вряд ли допустят банкротство значимой для страны компании.


Александр Гущин
старший аналитик АКРА

Есть два сценария развития события для Utair. Первый — менее вероятный и наиболее страшный: кредиторы решат, что не готовы реструктурировать обязательства, и изымут заложенное имущество. Это приведет к отзыву сертификата эксплуатанта и полной остановке деятельности компании. Тем не менее события редко разворачиваются по такому сценарию: и заемщик, и кредитор заинтересованы в сохранении бизнеса компании.

Наиболее вероятным кажется второй вариант, при котором компания постарается договориться с кредиторами о процентных каникулах до апреля-мая. Весной многие начнут готовиться к отпускному сезону и покупать авиабилеты, благодаря чему денежный поток Utair подрастет. После этого перевозчик сможет гасить долг в соответствии с новым графиком.

У разных банков могут отличаться подходы к работе с проблемными заемщиками. Кто-то охотно идет на пересмотр условий по кредитам, кто-то занимает более жесткую позицию. Я полагаю, текущая позиция «Траста» не окончательная, а значимость Utair может привести к помощи государства. Хотя ситуация с «Трансаэро» показала, что даже второй по объему перевозчик может беспроблемно уйти с рынка.


По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, компании вряд ли угрожает закрытие, так как Utair выполняет перевозки по непростым региональным направлениям: Сибирь, Урал, Поволжье. Перевозчики на государственной поддержке, которые могут самостоятельно формировать маршрутную сеть, летать по таким направлениям не станут, отметил Шпилько.

«Если люди не могут слетать домой или по делам из одного региона в другой, это уже серьезная коммуникационная проблема. Поддержать компанию, которая нужна стране, — вполне решаемая для государства задача. Utair не самый активный игрок на чартерном рынке, и для выездного туризма его уход больших рисков не несет, но на внутренний туризм это повлияет», — уверен глава РСТ. 

Тем не менее субсидии государства вряд ли покроют ущерб от роста операционных расходов, считает Тимур Нигматуллин. «Банкротство Utair считается маловероятным, однако вполне возможно, что отдельные авиакомпании столкнутся с такими же кассовыми разрывами и будут вынуждены сокращать масштабы бизнеса», — предположил эксперт.

Пока не начали задерживать рейсы, пассажирам ничего не угрожает

Беспокоиться пассажирам стоит, только если Utair начнет задерживать или отменять рейсы, считают специалисты. «Перевозчик имеет право перенести рейс, предупредив туристов за 24 часа до вылета и предложив на замену другой рейс. В этом случае денежная компенсация не предполагается. Если же альтернативы предложено не было, перевозчик обязан вернуть пассажиру полную стоимость билета», — отметил CEO сервиса AirHelp Хенрик Зиллмер. Подробнее узнать о том, как получить компенсацию за проблемы с вылетом, можно в инструкции The Village.


Обложка: Utair