В бизнесе часто нужны партнёры. Кто-то создаёт совместное дело на всю жизнь, а кто-то пересечётся однажды по необходимости и разбежится в разные стороны. Вне зависимости от того, насколько долго вы будете вести дела вместе, выбор бизнес-партнёра — ответственная задача. В совместном проекте с банком «Точка» мы поговорили с тремя предпринимателями о том, как у них складывались отношения с партнёрами и какой опыт они из этого вынесли.

Работайте с теми, кому доверяете

Александр Коровин

CEO сервиса Qlean

Свой бизнес — сервис заказа уборки Qlean.ru — мы изначально придумали с моим другом и коллегой по «Рамблеру» и ТКС Никитой Павловым. Поэтому вопроса о том, работать или не работать с друзьями, перед нами не стояло — альтернативы просто не было (первый опыт в бизнесе, мой маленький интернет-магазин, не в счёт, потому что «блин комом»).

Если можете не работать с друзьями — не работайте, подбирая партнёров по их компетенциям. Истории вроде «собрались друзья и сделали компанию» иногда выстреливают (как в нашем случае), но далеко не всегда. Мы, скажем, почти сразу, на старте поняли, что для нормального развития бизнеса одного только нашего дизайнерского опыта не хватит, и стали искать людей с другими компетенциями. Так в Qlean появился третий основатель — Никита Репешко. Важный (если не ключевой) момент заключается в чётком распределении обязанностей и зон ответственности. Если бы не доверяли и лезли в работу друг друга, если бы по-разному понимали то, к чему стремимся, успешного бизнеса не получилось бы.

Если бы не доверяли и лезли в работу друг друга, если бы по-разному понимали то, к чему стремимся, успешного бизнеса не получилось бы

Заботьтесь об интересах друг друга

Варя Веденеева

CEO и сооснователь сервиса для печати фотокниг «Периодика»

Мне хочется романтизировать партнёрство, как в книгах Джека Лондона или фильмах Клинта Иствуда. Но когда нет цели строить производство (о чём я, кстати, мечтаю), то можно и нужно работать с теми, с кем получается или приходится. У всех могут быть свои цели: кому-то нужны быстрые деньги, кому-то — пиар, кому-то — знакомства. Отлично, когда можно выгодно обменяться ресурсами, чтобы все стороны остались в итоге довольны.

Сейчас я работаю с инвестиционным фондом, это мой первый опыт. Я многому учусь каждый день, особенно отчётности и финансовому планированию. В отличие от малого бизнеса, где все договорённости на словах, здесь каждое весомое решение фиксируется документально. Над «Периодикой» я работаю и с друзьями, и с родственниками, и с незнакомыми людьми, с которыми нет даже общих друзей в Facebook. Всё зависит от их профессиональных навыков. Иногда вмешивается фактор «не судьба», когда в отношениях что-то идёт не так. Не представляю себе бизнес, не строящий крепких партнёрских отношений на будущее. Можно строить их с банком, с клиентами, с сотрудниками. Важно делать так, чтобы когда тебе хорошо в бизнесе, то и партнёрам было бы от этого хорошо, чтобы они были заинтересованы в твоём «хорошо».

Важно делать так, чтобы когда тебе хорошо в бизнесе, то и партнёрам было бы от этого хорошо, чтобы они были заинтересованы в твоём «хорошо»

Мне приятно, когда наши партнёры просят поставить «Периодику» в своё портфолио. Это значит, что им нравится бренд. Партнёрство повсюду: мои подрядчики — это, по сути, мои партнёры. Когда у меня растёт число заказов, значит, типография больше работает и больше зарабатывает. То же касается разработки.

Наш рынок очень маленький. Если нужна рекомендация человеку или компании, можно всё узнать за два-три звонка. Блюсти свою деловую репутацию крайне важно: платить всем вовремя, стараться выполнять все возникающие задачи на ранней стадии. Бывают бессмысленные партнёрства: вроде что-то делается, но никому от этого нет выгоды. Думаю, надо всегда анализировать, почему не оправдался прогноз, и учитывать это в будущих партнёрствах. Сложно сварить кашу с тем, кто не горит, кто не любит то, что делает. Это будет на троечку.

Сложно сварить кашу с тем, кто не горит, кто не любит то, что делает. Это будет на троечку

Я бы очень хотела подружить «Периодику» с Airbnb и вписаться в сектор туристических компаний, у нас много хороших идей! Вообще, у нас есть папка в Trello «Партнёрки мечты», туда мы пишем все хорошие и смелые идеи, то есть это готовый план действий на осень!

Выбирайте полезных людей

Михаил Бугаенко

сооснователь проектов «Сила территории» и Rocky Road Gym

«Полностью своего бизнеса у меня никогда не было — я всегда работаю в партнёрстве. Задумка «Силы территории» у меня появилась достаточно давно, но самому её реализовать у меня не хватало опыта — нужны были компетентные напарники. Ребят, с которыми мы открыли «Силу территории», я знал косвенно: у нас были общие друзья из смежных компаний, я следил за их инстаграмами, но лично мы не были знакомы. Я попросил приятелей нас свести, мы пообщались и решили делать проект вместе.

Я сторонник строгого распределения обязанностей. Важно, чтобы каждый партнёр был компетентен в своей области. Мои задачи, прежде всего, административные. Другие отвечают за своё направление: маршрут, оборудование, контент. Конечно, мы советуемся и многое решаем вместе. Не бывает такого, чтобы кто-то сказал: «Не лезь, это не твоё дело». Я могу предложить какой-то новый маршрут, а мне подскажут, как лучше вести соцсети.

Важно, чтобы каждый партнёр был компетентен в своей области

Нельзя с кем-то заводить бизнес только потому, что одному скучно или так будет меньше работы. Моими партнёрами никогда не были мои друзья, обычно мои партнёры становятся друзьями. Очень важно, чтобы каждая сторона привносила своё. Партнёр должен быть компетентен в вопросах, в которых не разбираешься ты. Если же речь идёт о сотрудничестве с большой компанией или инвестором, то он должен осуществлять какую-то поддержку — финансовую или юридическую.

Очень важно, чтобы каждая сторона привносила своё. Партнёр должен быть компетентен в вопросах, в которых не разбираешься ты

Важно, чтобы партнёр мог тебя чему-то научить, особенно это касается молодых проектов. Такое сотрудничество даёт толчок к росту, помогает посмотреть, как правильно работать. Лично мне много дал опыт в корпоративном бизнесе. В России с этим большие проблемы: многие любят годами вариться в собственном соку и никак не развиваются.

В этом году партнёром Rocky Road Gym стал Nike. Нам было действительно очень приятно, что глобальный бренд обратил внимание на наш маленький проект, несмотря даже на то, что это было некоммерческое сотрудничество. Что касается «Силы территории», я бы хотел, чтобы мы поработали, например, с National Geographic. Нас уже как-то поддерживал North Face, и это было здорово: всегда приятно, когда на тебя обращают внимание компании, которые вдохновляют.