Отношения предпринимателей с поставщиками, партнерами и контрагентами — неотъемлемая часть бизнеса, в которой кроется много рисков. Вместе с ДелоБанком мы поговорили с екатеринбургскими предпринимателями, которые сотрудничают между собой как поставщики или соучредители. Какие партнерские схемы работают, как сохранить дружеские отношения и почему доверие играет такую важную роль, в нашем спецпроекте расскажут совладельцы офисного пространства «Дела» Андрей Фролов и Иван Шкиря, а также игроки сферы HoReCa Елена Моргун и Ксения Тиханова.

Андрей Фролов

основатель коворкинга «Соль», сооснователь офисного пространства «Дела»

— «Соль» — первый более-менее серьезный коворкинг в Екатеринбурге, он появился в 2013 году на четвертом этаже здания по улице Химиков, 3. Потом к нему добавились небольшие офисы с общим пространством на третьем этаже, а позднее мы открыли еще одну площадку в офисном доме на улице Московской.

Когда открылся коворкинг, я достаточно быстро начал контактировать с очень широким кругом предпринимателей — нашими арендаторами. Среди них есть как люди, которых знают многие в городе, так и владельцы нишевого, но успешного бизнеса, давно работающие на рынке.

Когда Иван Шкиря начинал свое дело, компанию Callibri, то арендовал у нас кабинет на четыре человека, а сейчас занимает весь коворкинг — целый этаж площадью 250 квадратных метров — и ему уже и этого мало. Нам было комфортно в ролях «арендатор-арендодатель», и с развитием бизнеса Ивана мы пришли к созданию совместного проекта — офисного пространства «Дела», примерно такого же, что и «Соль». Моя команда занимается организацией пространства и договоренностями с арендаторами, а Ивана — интернет-продвижением и маркетингом.

Значение договоренности на словах преуменьшать не стоит

Сейчас «Дела» — это небольшие офисы с общей инфраструктурой, переговорками и кухнями — очень востребованный формат, объект заполнен на 100 %. Мы пытаемся выйти на московскую аудиторию, но там идет «рубилово» разных операторов похожих пространств — складывается рынок, масштаб которого постоянно растет. Это происходит во всем мире, но пока в Екатеринбурге мы единственный серьезный игрок.

Единых правил успешного партнерства нет. Необходимы симпатия людей друг к другу и взаимопонимание, очень важно уметь дать слово и держать его. Если обложиться договорами и поддевать друг друга его нестыковками с реальностью, можно завязнуть вместо того, чтобы развивать бизнес. Поэтому значение договоренности на словах преуменьшать не стоит: если люди друг другу доверяют, умеют договориться в двух словах об основном и дальше заниматься бизнесом, он развивается успешнее.

Я считаю, что в мире 95 % людей — честные, у них нет задачи тебя обмануть или что-то украсть. И есть 5 % неадекватов. На мой взгляд, на нашем рынке все персонажи, с которыми нельзя иметь дело, хорошо известны. Поэтому нужно следить за своей репутацией, чтобы самому не стать человеком, которому не доверяют, и не работать с теми, кто запятнал себя.

Иван Шкиря

основатель компании Callibri и сооснователь пространства «Дела»

Мой основной бизнес — сервисы прокачки маркетинга Callibri. Это облачные инструменты для маркетологов и предпринимателей: сквозная аналитика, коллтрекинг, онлайн-консультант и все в этом духе. Мы их сами придумываем, разрабатываем, рекламируем, продаем и поддерживаем. Компания родилась в 2014 году, тогда нас с партнерами было трое, а сейчас штатных сотрудников больше 40. Мне повезло, и первым же нашим офисом стал кабинет на четырех человек в коворкинге «Соль». Управляющая компания Андрея успешно занималась всеми бытовыми вопросами: мебель, интернет, клининг, кофеек. Это суперудобно — ты не думаешь о том, как организовать офисный быт, а просто им пользуешься.

Сейчас этот формат называют смарт-офисами, а тогда таких слов никто не знал. Маленькая компания получает всю инфраструктуру большой: переговорка, кухня, зона отдыха, гардероб. Но в отличие от коворкинга, здесь у команды есть свой отдельный кабинет, который можно закрыть на ключ и делать там что угодно. Такие офисы быстро адаптируются под ситуацию в бизнесе: в сезон наращиваем площади без допзатрат, в кризис — уменьшаем аналогично. Никаких ремонтов, покупок-продаж мебели.

Мы росли, добирали офисы-ячейки и в прошлом году арендовали весь четвертый этаж «Соли». Для нашей компании это идеальный вариант — мы без временных затрат получили лучший офис Екатеринбурга, а Андрей — длинный контракт с надежным клиентом, который точно не сольется. Win-win.

Будучи клиентом коворкинга, я оценил все плюсы бизнес-модели смарт-офисов и ее выгоду для обеих сторон, о чем Андрей был в курсе. В какой-то момент он рассказал, что подумывает о новом формате, более масштабном и экономичном, чем «Соль». Мне это было интересно: во-первых, сама идея давать маленьким компаниям возможности больших — это то же самое, чем я занимаюсь в Callibri. Во-вторых, я верил в экономику проекта, а в-третьих, мы четко разделили обязанности, что позволяло мне лучше оптимизировать свою маркетинговую команду и прокачать ее на ином проекте в b2b. Так и появились офисные пространства «Дела».

Первый совет: всегда кто-то должен быть главным, и для этого партнера бизнес должен быть основным

Такой бизнес не так просто масштабируется, как кажется. Мы держим загрузку на уровне 95 % и зарабатывать больше на этих площадях нельзя. Рынок определяет исходящие цены, а входящие зафиксированы в арендном контракте. Единственный способ развития — новые объекты. Это довольно сложная история с кучей требований к зданию, локации, ремонту, финансовым условиям. К сожалению, в Екатеринбурге мало профессиональных владельцев коммерческой недвижимости, которые умеют считать деньги. Поэтому основные силы по открытию новых точек мы сосредоточили в Москве.

Доля Андрея в проекте — 70 %, у меня — 30 %. Я входил в бизнес деньгами: сначала купил 20 % в несуществующем проекте, а спустя год докупил еще 10 %. Вообще я не очень люблю партнерские схемы — по моему опыту они несут больше рисков, чем профитов. Так или иначе, должен быть главный партнер — в нашем случае это больше бизнес Андрея, чем мой.

Первый совет: всегда кто-то должен быть главным, и для этого партнера бизнес должен быть основным, иначе ничего не получится. Доли в проекте должны быть соразмерны ресурсам, которые вкладываются на регулярной основе. Под ресурсами я подразумеваю как деньги, так и время, внимание и компетенции. Разумеется, этот совет не подходит для капиталоемких проектов, там экономика другая.

Второй совет: делить компетенции между партнерами. Например, в «Делах» на моей команде лежит маркетинг, а команда Андрея занимается хозяйственной деятельностью и работой с партнерами. Продукт сочиняем вместе. Плохо, когда в команде три маркетолога и ни одного производственника. Как и наоборот.

Напоследок — совет про партнеров-контрагентов, от которых зависит бизнес. Начинающие предприниматели часто ошибаются, пытаясь заработать на снижении входящих цен. Для этого они консолидируют заказы на одного поставщика, чем пытаются его отжать. Для маленькой компании это очень рискованный маневр. Новый менеджер, новая политика, любое изменение в этой компании, на которое вы повлиять не в состоянии, поставит ваш бизнес в коленно-локтевую позу. Поэтому мы смотрим на партнеров в первую очередь не с точки зрения максимальной выгоды, а с точки зрения своих рисков — чем мы рискуем, если с ними что-то произойдет? Такова сейчас конъюнктура рынка.

Елена Моргун

генеральный директор компании «РестПроект»

— Мы занимаемся поставками посуды и оборудования для отелей и ресторанов. В основном работаем с юрлицами, но обращаются и физики — к нам можно прийти и купить всего одну тарелку. У нас есть «Инстаграм», который хорошо продвигает бизнес. Сегодня мы уже не ищем клиентов — про нас знают и приходят сами.

В целом ресторанный бизнес строится на контактах, которые постоянно передают друг другу. Сейчас рестораторы активно делятся информацией о проверенных поставщиках — хотя раньше предпочитали их скрывать. К тому же специалисты плавно перетекают из одного заведения в другое и стараются не терять своих надежных партнеров.

Мы сотрудничаем со школой сомелье Ивана Лазарева с момента их открытия. Предоставляем для их мероприятий бокалы и аксессуары, а они рекомендуют нас винным барам в качестве поставщика бокалов и другой барной продукции. Параллельно Ксения работает сомелье в баре «Негодяи», стеклянную посуду в который поставляли также мы. В планах у Ксении большой проект — открыть гастрошколу для начинающих и профессионалов.

Если не давить на человека дружбой — мол, дай скидку или вовсе сделай бесплатно, — то бизнес-отношения идут хорошо

С постоянными клиентами у нас хорошие, доверительные отношения, со многими даже дружим: встречаемся, гуляем, вместе встречаем праздники. С Ксюшей мы познакомились в рабочей обстановке, но сейчас стали близкими людьми и дружим семьями. Личное общение нам в работе не мешает: когда проводим время вместе, то отдыхаем, а не говорим про бизнес — хотя, конечно, за чашкой кофе можно обсудить и дела. Человек должен четко понимать, где дружба, а где бизнес, и не смешивать их. А также не использовать своего партнера и друга. Работа — это всегда о деньгах, и если не давить на человека дружбой — мол, дай скидку или вовсе сделай бесплатно, — то бизнес-отношения идут хорошо.

Думаю, такие границы вырабатываются со временем, но все индивидуально. У меня был разный опыт: приходилось и терять друзей из-за работы. Думаю, все переживали такие отношения, когда люди начинали использовать тебя не по делу. Если приятель тебя использует, то ты уже не доверяешь ему. Стараюсь избегать личных контактов с такими людьми. Как правило, со временем они все равно отсеиваются.

Есть очень много примеров рестораторов-друзей с совместным бизнесом, которые открывают уже не первое заведение. Люди разграничили компетенции, при необходимости подкрепили все это юридически и спокойно живут — каждый занимается своим делом.

Ксения Тиханова

соучредитель школы сомелье Ивана Лазарева и шеф-сомелье винного бара «Негодяи»

— Наш основной проект — школа сомелье. Мы обучаем как профессиональных сомелье для баров и ресторанов, так и любителей — тех, кто рассматривает вино в качестве хобби.

С Леной Моргун и ее компанией «РестПроект» мы сотрудничаем по нескольким направлениям. Когда устраиваем выездные мероприятия, например, дегустации, то берем у них в аренду бокалы, а взамен рассказываем гостям, посудой какого бренда пользуемся и где ее можно купить. Работаем и на коммерческой основе: покупаем у Лены бокалы для нашей школы.

На курсах мы проводим в том числе занятия по посуде: для каждого вида вина есть рекомендованный бокал — по размеру и форме. Мы арендуем у «РестПроекта» несколько типов бокалов, даем пробовать из них одно и то же вино и показываем, как раскрывается ароматика. Ученики на собственном опыте чувствуют, что от бокала очень много зависит, думают: «У меня дома неправильные» и идут их менять. В этом случае, они уже знают, где можно купить подходящее барное стекло, так мы приводим клиентов к Лене. Такая связь делает нас максимально полезными друг другу.

Да, конкуренты могут предложить цену выгоднее на три копейки, но сработаешься ли ты с ними?

Елена эксперт в своей теме и может посоветовать, какую посуду для какого случая лучше купить. Когда мы открывали бар «Негодяи», то изначально хотели купить другие бокалы, но она предупредила, что те будут биться и не очень подходят для посудомойки. Когда у тебя коммерческий проект, стоит думать не только о красоте, но и об удобстве использования.

Мы работаем вместе третий год и рассматриваем разные совместные проекты, в том числе, создание гастрошколы с курсами для поваров-любителей. Сейчас в Екатеринбурге уже работает одна такая площадка и мы хотели бы составить ей конкуренцию, но немного в другом формате. Поэтому ищем партнеров — нам нужна площадка: ресторан или кафе, куда мы поставим кухонное оборудование и посуду. Шеф-повара готовы с нами сотрудничать бесплатно — за рекламу, свое развитие и имидж.

Когда знакомишься с предпринимателями в своей сфере, одни люди сразу предлагают сотрудничество, на других мы выходим сами. Со временем смотрим, с кем комфортно работать, а с кем нет. На одной выгоде долго не проработаешь: все перебивают друг друга ценой, и человеческое отношение в наше время очень важно. Большинство моих знакомых, «предприниматели новой волны», стараются действовать именно так. Да, конкуренты могут предложить цену выгоднее на три копейки, но сработаешься ли ты с ними? Вовремя ли они привезут товар? Устроит ли тебя его качество? Возникает очень много вопросов, и стоит задуматься, стоит ли выгода от работы с новым поставщиком потраченных времени и усилий. Когда долгое время работаешь со стабильным партнером, не вижу большого смысла его менять.

Занимайтесь делами и отношениями, а бухгалтерию возьмет на себя ДелоБанк


В ДелоБанке есть встроенная облачная бухгалтерия, с помощью которой можно самостоятельно вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет. Сервис сам рассчитает платежи, сформирует платежки и напомнит заплатить в срок. Отчетность можно вести с любого устройства из любой точки мира, где есть интернет.

Облачная бухгалтерия ДелоБанка включает более 200 нетиповых форм в базе, предусмотрен автоматический обмен данными с другими банками. Программа позволяет сэкономить на бухгалтере:


5 800 рублей в год

— для ИП без сотрудников, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

14 000 рублей в год

— для ИП или ООО со штатом до пяти человек на УСН или ЕНВД;

25 000 рублей в год

— для ИП или ООО, в штате которых до 100 сотрудников.


Применяемые налоговые режимы: УСН, ЕНВД, общая система налогообложения.


Чтобы подключить облачную бухгалтерию, откройте расчетный счет в ДелоБанке и активируйте сервис в личном кабинете. Первые три месяца услуга бесплатна.

Делобанк — проект ПАО «СКБ-банк», 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 58.
Подробные условия обслуживания, использование иных дополнительных услуг — по тарифному справочнику филиала «Дело» ПАО «СКБ-банк».
Публичной офертой не является.
*Подробнее о тарифах на открытие расчетного счета и обслуживание зарплатного проекта — на сайте банка.
Условия действительны на момент выхода рекламы.

материал подготовлен при поддержке