Сфера деятельности

 

бюджет на запуск

Управление складами индивидуального хранения

 

$1 млн

дата основания

 

сайт

Сентябрь 2009 года

 

www.samosklad.ru

 

 

 

 

Кристофер Бонд

Основатель «Самосклада»

Как пришла идея

После обучения управлению бизнесом в Бостонском университете я год прожил в Лондоне, занимался продажей фотографий, но не чувствовал, что смогу там найти себя. Мне посоветовали поехать в какую-нибудь развивающуюся страну. Знакомый хорошо отзывался о России, и я выбрал её. Приехал в феврале 2003 года работать аналитиком по потребительскому сектору в «Атон Капитал». Довольно скоро я понял, что в России очень тяжело без знания языка, стал его учить, но дело шло крайне медленно. Тогда я уволился и поехал в Алма-Ату — знакомые сказали, что там хороший, чистый русский язык. Местный преподаватель немного систематизировала мои знания, но в основном я занимался сам, много читал. Поэтому у меня не очень хорошее произношение. Через полгода я вернулся в Москву и устроился в МДМ Банк. Через какое-то время вдруг получил предложение от российского бизнесмена Григория Берёзкина, владельца группы ЕСН. Он искал англичанина, который бы говорил по-русски и был готов много работать. Три года, с 2006-го по 2009-й, я работал с ним, участвовал в реструктуризации группы. Эта работа дала возможность понять некоторые особенности российского бизнеса, что очень помогло мне впоследствии. Не думаю, что без этого опыта я смог бы создать свой бизнес.  Когда основная работа была выполнена, я решил уйти и начать свой бизнес — склады для индивидуального хранения. Тем более что тогда был кризис, который, как я рассчитывал, поможет мне найти помещение в собственность дешевле, чем обычно.

Учась в Америке, я подрабатывал на таком складе по выходным, мне понравилось, и я понимал этот бизнес. В Великобритании у нас на каждом углу self storage: их было столько же, сколько и «Макдональдсов», при том, что там у людей нет привычки хранить старые диваны. Когда я узнал, что в России нет общедоступных складов, то подумал, что это хорошая идея, потому что здесь люди не выбрасывают вещи. Тут очень много гаражей, «ракушек», балконов, забитых вещами.

 

 

 

 

У нас много клиентов, которые освободили свой балкон и очень рады, что там теперь можно сидеть читать, пить чай, слушать птиц за 2 500 рублей в месяц.

 

 

 

 

Первые шаги

Я хорошо зарабатывал, несколько лет копил деньги, и у меня было около $1 млн, которого должно было хватить на покупку помещения. Аренду я не рассматривал, потому что в России это большой риск. Первая компания, запустившая бизнес по индивидуальному хранению в 2006 году, KeySpace, через год закрылась, потому что собственник разорвал договор аренды.

С мая 2009 года я разрабатывал бизнес-план, в сентябре зарегистрировал компанию и снял офис 26 кв. м. в Столовом переулке. Чтобы развести риски, я сразу сделал материнскую компанию и две «дочки», одна из которых должна была владеть недвижимостью, а другая — управлять складами.

Первые месяцы мы искали помещение и собирали документы для получения кредита, чтобы оборудовать и запустить первый склад. Нам нужно было одноэтажное, но высокое здание, чтобы сделать несколько уровней для хранения.

Купив помещение на Верхнелихоборской улице в июле 2010 года, я пригласил в партнеры моего друга Андрея [Вдовина], одного из бывших совладельцев Экспобанка, которому продал 50% компании. Я управляю, а он участвует в бизнесе как инвестор. Я считаю, что очень важно иметь русского партнёра. По крайней мере, мне говорили, что вести бизнес в России непросто, — лучше не быть жадным и найти очень хорошего партнёра, который поможет решить проблемы, если они возникнут.

Проблемы были, так что если бы не было русского партнёра, мы бы, возможно, и не смогли работать. Например, кредит нам бы вряд ли кто дал на оборудование первого склада. А благодаря Андрею мы вместе на компанию взяли кредит в банке, и в марте 2011 года открыли первый склад. Не учитывая покупку помещения и ремонт, то есть практически только в оборудование, мы вложили 60-70 млн рублей (лифты, камеры, сигнализации, боксы). Капитальные затраты, по моим расчётам, окупятся лет за 15. Но это было нужно сделать для стабильности бизнеса.

 

Бизнес

Суть нашего бизнеса такова: можно выбрать бокс, который вам нужен, — 1,5, 5, 10, 15, 60 квадратных метров — и держать там всё что хотите, кроме запрещённых предметов. 80% наших клиентов — физлица, от 19 до 70 лет, москвичи и приезжие. Например, люди делают ремонт, им нужно место, чтобы хранить диванчики и ещё что-нибудь. Среди клиентов есть и компании, например, интернет-магазины, малый бизнес. Увеличить или уменьшить площадь можно в любое время. К примеру, много компаний занимаются продажей кондиционеров. Зимой и осенью им хватает 5 кв. м., в апреле-мае они берут 20-25 кв. м. 

Спрос на наши услуги есть в любой месяц, но, конечно, летом он больше из-за того, что все делают ремонт. Поэтому больше всего боксов у нас по 5 кв. м. — на первом складе их 80. Обычно это оптимальный размер, чтобы поместить на время ремонта в разобранном виде диван, шкаф, стулья за 6 050 рублей в месяц, но от трёх месяцев мы уже даём скидки. По 3 кв. м. — 60 боксов, по 10 к.в м. — 30 боксов. В 1,5-метровом боксе, учитывая высоту 2,8 метра, тоже можно много чего хранить — например, два комплекта шин.

У нас самообслуживание, так что клиенты обычно сами всё привозят и увозят, но если нужна помощь с переездом, у нас есть партнёр, который предоставляет такой сервис. Хранить вещи можно любой срок, но предупредить об освобождении бокса нужно за две недели.

 

 

 

 

 

Клиенты

Если клиент покупает страховку, мы смотрим все вещи и составляем список того, что будет в боксе. В других случаях мы не отслеживаем, что там хранится. Мы как гостиница, но даже ключ от бокса не берём. Когда клиент подписывает договор, он признаёт, что не будет держать ничего запрещённого. Если клиент всё-таки будет хранить, например, наркотики, то только он и понесёт ответственность, когда это будет обнаружено. В Великобритании, я знаю, были случаи, когда люди хранили наркотики. У нас пока такого не было, из запрещённого хранили только какую-то очень вонючую рыбу. У нас работает 200 видеокамер, так что если что-то вызывает сомнения, мы всегда выясняем ситуацию. Один раз расторгли договор с клиентом, который грубо вёл себя, ругался матом.

Бывают просто спорные ситуации. Например, когда муж с женой взяли в аренду бокс, у каждого по ключу. Потом они расстались, жена приехала и забрала из бокса все вещи, а муж на следующий день ничего не нашёл и стал спрашивать, где его коробки. Но тут им пришлось уже самим разбираться.

 

Конкуренты

В Москве работают четыре-пять компаний — «Складовка», Red Box, «Сити-Бокс» — и около 10 складов. Это относительно новая услуга, так что пока конкуренции мы не ощущаем. Клиенты просто выбирают склад, более удобный территориально. Но я думаю, по оборудованию мы лучше всех.

 


Продвижение

Наш склад на Звенигородском шоссе сам себя рекламирует, потому что его большая вывеска выходит прямо на Третье транспортное кольцо. Из другой рекламы у нас только «Яндекс» — 15 000 рублей в месяц. Пока больше не нужно.  

 

Прибыль

Уже через месяц после открытия я точно знал, что бизнес пошёл. В первый месяц было 25 клиентов, во второй — 40, в третий — 60. Сейчас у нас около 500 клиентов, в марте откроем новый склад на Нагатинской улице. В идеале каждый склад, в зависимости от полезной площади, должен иметь выручку не менее 25 млн. рублей. Наша выручка за 2012 год была близка к этому уровню. Сейчас заполняемость наших складов в среднем 90%.

Планы

Сейчас стараемся развивать бизнес от выручки, чтобы он уже работал сам на себя. Но в то же время ведём переговоры о получении кредита с крупным швейцарским банком. В России ставка — 16% годовых, в Европе — 2,5%. Думаю, что получение нами кредита вполне реально, потому что я не из России, я шотландец, они готовы мне верить. Но если попросят личное поручительство, не уверен, что соглашусь. С другой стороны, есть много инвесторов, которые готовы вложить средства в наш бизнес. Долю в 10-15% я бы продал, чтобы привлечь средства на развитие. В этом году мы планируем открыть ещё два-три склада. Покупать пока больше не будем, в ближайшее время я рассчитываю на долгосрочную аренду, а когда у нас будет уже пять-шесть складов, возможно, попробуем построить некапитальное здание, под которое у нас есть участок земли.

 

 

 

 

 

Советы

 

 

Терпение — главное качество, которым должен обладать человек, серьёзно настроенный вести бизнес в России. Сейчас я более терпеливый, чем раньше, и спокойнее отношусь к тому, что то, что должно занимать два дня, занимает два месяца.

 

Лучше сразу структурировать бизнес так, чтобы риски были минимальны. Чтобы в случае проблем у одной из компаний — заморозки счёта, например — другие продолжали работать. У нас прописано, что будет с бизнесом в случае моей смерти или смерти партнёра.

 

Если вы иностранец, даже говорящий по-русски, совершенно необходимо иметь русского партнёра. Без этого здесь трудно решить некоторые проблемы.