Три увлечённые здоровым питанием пары объединились, чтобы делать совместный бизнес. Их компания Fresh Food выпускает сладости из натуральных продуктов по необычным рецептам: халву с водорослями, козинаки с семечками тыквы и бананами, пастилу с кардамоном и другое. Распространять продукцию они начали на специализированных выставках, а сейчас, спустя два года после запуска, их сладости

продаются в десятках йога-центров и магазинах вегетарианских продуктов. Это приносит им около 300 000 рублей в месяц.

Теперь компания решает для себя вопрос о выходе в крупные продуктовые сети. Несмотря на перспективы увеличения рынка сбыта, это может ударить по бренду.

 

Сфера деятельности:

Производство натуральных сладостей

дата запуска:

Август 2012 года

 

бюджет на запуск:

300 000 рублей

Сайт:

foodxxi.ru

Ульяна ЗОЛОТЫХ

Соосновательница Fresh Food 

Как всё начиналось

 

Я окончила Институт педагогики и психологии и ещё во время учёбы начала работать в сфере продаж. У моего молодого человека и его друга возникла идея открыть своё дело, а чуть позже к ним подтянулись я, жена друга и ещё одна семейная пара. Причём все — с абсолютно разным бэкграундом: кто-то юрист, кто-то инженер. Нас объединила любовь к здоровому питанию — хотелось выделить сегмент на этом рынке, который ещё не был занят.

На тот момент компании, занимающиеся производством натуральных сладостей, только начали появляться. Мы арендовали помещение под производство, офис и склад, нашли повара, приобрели холодильник, дегидраторы и производственный блендер и стали разрабатывать продукт, с которым могли бы стартовать.

 

 

Разработка продукта

Мы обратились к восточным сладостям. Халва и козинаки известны и привычны русскому человеку. Рецептуру разрабатывали сами, смешивая и добавляя новые ингредиенты: орехи, сухофрукты, мёд или бананы. От использования сахара, консервантов и красителей отказались с самого начала.

Сперва появилось шесть вариантов халвы. Чтобы выяснить потребительские предпочтения, мы представляли свою продукцию на выставках, например проекте «ПИР». Выяснилось, что подсолнечная халва, даже ароматная, с добавлением цедры лимона, ассоциируется у людей с советской, которая уже успела приесться. Поэтому мы продолжили экспериментировать, чтобы создавать новые, запоминающиеся вкусы.

Сегодня наш ассортимент — 11 разновидностей халвы и козинаки четырёх видов. Одна из самых популярных — халва «Берегиня», названная в честь древнеславянской богини, которая спасла своих детей, укрыв их своими руками — ветвями ивы. «Апельсиновая» халва — из миндаля, апельсина и его цедры, кураги и мёда — лучше всего продаётся летом, когда фруктовые сладости идут на ура. Одна из любимых — «Имбирная», довольно трудоёмкая в производстве. К финикам и цедре лимона добавляется фундук, который приходится разрезать на половинки, чтобы убедиться, что он чистый и внутри ничего нет. А ещё есть «Миндальная» из миндаля, белого изюма и мёда, которая сушится в дегидраторах, «Пряничная», «Мраморная» — смесь «Пряничной» и «Апельсиновой», два вида солёной халвы — «Зелёная солёная» и «Карри», которые подходят вегетарианцам и постящимся.

В козинаки мы добавляем семечки тыквы, подсолнечника, кедровый и грецкий орех, изюм, миндаль, фундук и бананы.

Мы пробовали закупать ингредиенты в различных точках, но в итоге остановились на Дорогомиловском рынке, где вся продукция сертифицирована. К тому же это был самый удобный вариант с точки зрения логистики — мы закупаем ингредиенты ночью, когда рынок работает по оптовым ценам, загружаем в машину и отвозим на склад, располагающийся неподалёку. Грецкий орех поставляют из Украины, миндаль — из США, кешью – из Вьетнама, семечки тыквы — из Китая, светлый изюм — из Ирана, семечки подсолнуха — российские. Каждый месяц цены на сырьё растут — часто это зависит от сезона, поста и праздников, но стоимость сладостей мы не меняем.

 

Производство

Все ингредиенты измельчаются в промышленном блендере. Из получившейся смеси вручную делаются колбаски и нарезаются на порции. Что-то идёт в дегидраторы для дальнейшей подсушки, а что-то остаётся сырым и хранится в холодильнике. Дегидраторы не поднимают температуру свыше 42 градусов, поэтому все полезные свойства и витамины остаются.

Сначала мы пробовали паковать сладости в 100-граммовые коробочки, но позже остановились на 150-граммовой упаковке. Козинаки хранятся около 45 суток, халва — 20 суток. После истечения этого срока с ней ничего не происходит, просто она становится подсушенной и менее ароматной. Клиенты, особенно из регионов, спрашивают нас о возможности увеличения срока годности посредством добавления сахара, консервантов и красителей, но это не наша идеология.

 

Точки распространения

Сначала сладости привлекали вегетарианцев, позже — тех, кто в целом заботится о собственном здоровье. Часто нас находят люди, которые работают в бизнес-центрах и нуждаются в здоровом перекусе. Орехи довольно высококалорийные, много не съешь — насыщение приходит очень быстро. Поэтому халва и козинаки дают возможность доехать до дома и поужинать уже нормальной домашней едой.

Первым местом, где была представлена продукция Fresh Food, стал йога-центр «СурьяРам». Мы стали обзванивать всех потенциальных клиентов, договаривались о встречах, приносили на них свою продукцию. Сегодня нас можно найти во всех центрах «Йога Практика» Москвы, «Йога в городе», «Эра Водолея» и других. Помимо йога-центров мы сотрудничаем с центрами здорового питания — например, «Джаганнатом», магазинами «Белые облака», «Амбар Москва» и другими, интернет-магазинами siroedov.ru, spicyhoney.ru, eco-lakomka.ru. Сладости представлены и в регионах – Хабаровске, Томске, Твери, Ярославле, Мурманске, Вологде, Калининграде. Скоро появимся в Новосибирске. Кроме того, люди часто объединяются и делают совместный заказ на нашем сайте, чтобы доставка вышла дешевле.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда покупатели спрашивают нас о наличии экосертификата, но получить его непросто — скажем, нужно обладать сведениями, кто сажал зерно и были ли у этого человека медицинские справки

 

 

Конкуренты

Наш основной конкурент — Vegan-food. У них большой ассортимент вегетарианских, веганских и сыроедческих продуктов. Ещё есть Bite, Isnack.

Тем не менее конкуренции особенно не чувствуется. Точки, которые закупаются у конкурентов, не против приобретать и нашу продукцию. Компаний, занимающихся здоровым питанием, на рынке не так много, а у каждого клиента свои предпочтения.

 

Сложности

Иногда покупатели спрашивают о наличии экосертификата, но получить его непросто — скажем, нужно обладать сведениями, кто сажал зерно и были ли у него медицинские справки. Сложно представить, что мы поедем, например, во Вьетнам смотреть, как выращивается кешью.

Нашей продукцией заинтересовались во Франции и на Украине, но мы никак не можем найти подходящий вариант транспортных отправок.

Ещё один вопрос — вхождение со сладостями в крупные сетевые магазины. Мы пока не знаем, насколько это может быть целесообразно для бренда. Иногда большие магазины подхватывают чужую концепцию, создают товар худшего качества и продают его по меньшей цене, а покупатели не замечают или не знают, что товар отличается от оригинала.

Нелегко придумать, как подать новый продукт потребителям. У нас недавно появилась пастила — с бананом, чёрным изюмом, яблоком и корицей, кардамоном и тыквой. Ингредиенты измельчаются, скатываются и сушатся — на выходе получаются листы. На выставки мы возим пастилу прямо в таком виде, где она расходится очень быстро. Но как красиво упаковать её для обычных клиентов, пока не решили. 

 

Финансы

На запуск ушло около 300 000 рублей — на них было арендовано помещение, куплены холодильник, производственный блендер, дегидраторы и необходимое для старта сырьё. Спустя год после запуска, в ноябре 2013 года, проект окупился.

Продажи сильно зависят от сезона и нашего участия в выставках и фестивалях. Прошлым летом мы распространяли продукцию на фестивале «Этномир», жили в палатках, а сладости нам подвозили из Москвы на машинах по мере того, как они заканчивались. Очень помогли выставки, проводимые под открытым небом журналом Seasons, проектом «Местная еда» — изредка нас можно найти в их боксе.

Если выставка проходит в Москве, приходится ездить на рынок несколько раз по ночам, чтобы утром повару было из чего готовить. Когда в месяц проходит одна-две выставки, средний оборот составляет примерно 270 000 рублей. На них нас приглашают довольно часто. Иногда приходится отказываться, потому что мы не успеваем закупать сырьё и готовить — наша команда пока ещё небольшая. Большинство заработанных денег вкладывается в дальнейшее развитие бизнеса. Как только такая выставка заканчивается, мы сразу же закупаем новое сырьё и упаковку для новой выставки.

Мы думали о том, чтобы обратиться для привлечения инвестиций в Boomstarter, но, чтобы всем этим заниматься, нужно время, а его пока нет.

 

Планы

В ближайшее время мы собираемся расширить ассортимент, запустив новую продукцию халвы с кокосом и кэробом — сладким порошком из мякоти рожкового дерева, по вкусу похожим на шоколад и выступающим его заменителем. После производства сладостей остаётся натуральное масло грецкого ореха — выливать его не хочется. Возможно, мы придумаем, как ещё его можно использовать. Также попробуем поэкспериментировать с формой халвы — пока она выглядит очень по-домашнему.

В будущем мы хотели бы попробовать проводить мастер-классы для детей в школах или организовать собственный фестиваль еды — мы постоянно знакомимся с новыми людьми и видим, что интерес к здоровому питанию растёт.

 

Фотографии: Александр Карнюхин