Планетарий — место, в котором размываются границы между человеком и звездами, а детская мечта стать космонавтом получает новую жизнь. The Village пообщался с сотрудниками Нижегородского планетария об особенностях их работы: секретах производства полнокупольных анимационных фильмов, о том, как увидеть международную космическую станцию на ясном небе и зачем нужна космонавтика.

Текст

Максим Волжский

Фотографии

Илья большаков

Нижегородский планетарий имени Георгия Михайловича Гречко

АДРЕС: ул. Революционная, 20

архитекторы: Светлана Хвиль, Алексей Пузанов, при участии Александра Харитонова

Количество сотрудников: 75 человек

год постройки: 2005


Александр Волькович Сербер

Директор планетария, кандидат физико-математических наук, член Международного астрономического союза, почетный член Международного общества планетариев


Нижегородский планетарий был основан в 1948 году - спустя девятнадцать лет после открытия первого планетария СССР в Москве. Располагался он в здании Алексеевской церкви Благовещенского монастыря, где и просуществовал до 90-х годов. После выхода указа Ельцина о возврате культовых зданий церкви судьба планетария оказалась под вопросом, и было предложено несколько вариантов. Например, «разобрать и законсервировать», но от него быстро отказались, ведь это бы поставило точку в судьбе планетария. Также думали сделать его подразделением цирка, но проект тоже был отвергнут. Этот вариант стал бы, словами Маяковского, «объединением Тео и Гукона». Кроме того, рассматривали возможность разместить планетарий под сводами Дмитриевской башни Нижегородского кремля: туда, как ни странно, вставал восьмиметровый купол планетария, но совсем не оставалось места для офисных и технических помещений, из-за чего проект тоже был отклонен.

По инициативе Зинаиды Павловны Ситковой, директора планетария, ситуацию разрешил полпред Приволжского федерального округа Сергей Владиленович Кириенко, который нашел возможность привлечь федеральные средства для строительства нового здания. «НижегородгражданНИИпроект», на тот момент еще существовавший, сделал отличный проект реконструкции бывшего купеческого дома на улице Революционной – к нему сделали пристрой, и в этом здании сейчас находится планетарий.

Деньги были выделены из всех бюджетов: федерального, областного, городского, причем в рекордно короткие сроки. Летом 2005 года началось строительство, и за шесть месяцев было возведено новое здание, которое сдали в эксплуатацию в декабре того же года.

Большой звездный зал на тот момент существовал только в виде конструкции, в малом зале «Астрономия» не было купола-экрана и оптико-механического проектора звездного неба, космический тренажер тоже еще не появился. Оборудован был только лекционный зал «Планета» на пятьдесят мест, в котором и началась работа нового Нижегородского планетария с устного журнала «Мы и Вселенная», а если точнее - с моего доклада «Музыка звездных ветров».

В 2016 году Нижегородскому планетарию было присвоено имя прославленного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Георгия Михайловича Гречко.

Как здесь работается

Александр Волькович Сербер

Директор планетария


Я пришел в планетарий летом 1992 года по приглашению Зинаиды Павловны Ситковой — работать лектором по совместительству вместе с моим коллегой по Институту прикладной физики РАН Алексеем Алексеевичем Беляниным. У меня не было большого опыта чтения научно-популярных лекций, но основная работа в отделе астрофизики и физики космической плазмы ИПФ РАН сделала этот путь возможным. Я стал разрабатывать собственные лекции, которые потом читал для посетителей планетария. Работал преимущественно в выходные дни, поскольку в те времена планетарий принимал публику не так часто, как сейчас, а три раза в день по субботам и воскресеньям, не считая сеансов по заявкам. Важно отметить, что тогда не было компьютеров, и мы использовали оптико-механический проектор звездного неба: у нас был прекрасный набор слайдов, разработанный Московским планетарием, начиная с созвездий и мифов и заканчивая Галактикой и строением Вселенной. С удовольствием вспоминаю то время.

За следующие тринадцать лет я успел поработать лектором, научным сотрудником и заместителем директора; участвовал в кампании по защите планетария, выступал в СМИ — иными словами, всячески помогал Зинаиде Павловне в этой нелегкой работе.


Моя личная цель — сделать так, чтобы к восьмисотлетию города наш планетарий признали лучшим планетарием мира


Потом я два года не работал в планетарии и вернулся туда в 2007 году уже как старший научный сотрудник и кандидат физико-математических наук. В 2009 году я стал совместителем в ИПФ РАН и перешел в планетарий уже на основную работу — на должность заместителя директора по науке и инновациям. Курировал научное содержание лекций и сеансов, в том числе полнокупольных, организовывал и проводил устные журналы, приглашал ученых на публичные лекции, а через год был назначен директором.

Сегодня моя роль в качестве руководителя состоит в том, чтобы разрабатывать стратегию развития и финансово-экономическую политику планетария и быть посредником между трудовым коллективом и «внешней средой». Мне важно создавать комфортную среду для творческой деятельности коллег, а также максимально благоприятные условия, направленные на развитие нашего планетария — одного из лучших в России и Европе. Моя личная цель — сделать так, чтобы к восьмисотлетию города его признали лучшим планетарием мира.


Татьяна Калякина

Заведующая отделом просветительской работы


Я с детства интересовалась астрономией, и для меня это было больше, чем просто хобби — мне хотелось найти работу, связанную с космосом. Так что в девятнадцать лет я пришла в планетарий: поинтересовалась, нет ли какой должности, может, нужен помощник? Меня взяли ведущим методистом, то есть помощником лектора — сама выступать без специального высшего образования я не могла. За мной закрепили астрономический кружок, в котором я сначала помогала, а затем, освоив весь материал, сама полноценно проводила лекции.

Помню, как впервые проводила наблюдение на смотровой площадке — на крыше планетария. Тогда у меня еще не было большого опыта подобных мероприятий, но это не пугало — наоборот, было очень волнующе и интересно. Мы вынесли проектор, собрались люди, и я осталась с ними наедине. Рассказывала о планетах, звездах, луне. По ходу моего разговора темнело, причем как раз тогда, когда мне это было нужно; тут я немного схитрила, предварительно просчитав время: «А сейчас мы с вами будем наблюдать восход луны», — и в это время над верхней частью города из-за домов медленно вышла огромная, полная луна, дополняя мое повествование. Это было прекрасно — никогда не забуду тот момент.


Международную космическую станцию в ясный вечер можно увидеть на небе невооруженным глазом


Сейчас у меня стандартная сорокачасовая рабочая неделя в роли заведующей отделом просветительской работы — иными словами, я и лектор, и методист, иногда даже техник. Но, знаете, когда работа не только научная, но и творческая, да еще и твое хобби, вопрос времени уходит на третий план. Сюда ведь идут не карьеристы, а люди увлеченные, энтузиасты.

В современном мире мало кто задумывается, как, например, работает навигатор, его «поверните налево, поверните направо». А ведь это не что иное, как космонавтика, работа искусственных спутников Земли! Когда дети, да и некоторые взрослые слышат это впервые, им становится безумно интересно. И когда они узнают больше, например, что международную космическую станцию в ясный вечер можно увидеть на небе невооруженным глазом, их от планетария уже за уши не оттащишь.


Дмитрий Панькин

Заведующий отделом производства цифровых программ, член Союза дизайнеров России


Всю свою жизнь я очень любил кино, как классическое, так и трехмерное.

В 2011 году я искал возможность себя реализовать в этом направлении и узнал, что в Нижегородском планетарии проходит набор в группу видеоразработчиков. Я пошел туда — и с тех пор ни разу не пожалел: это очень интересная площадка, где можно заниматься производством полнокупольного кино и тут же его показывать.

Находимся мы в офисе на территории планетария, в нашей команде девять человек, включая меня в качестве руководителя. У нас очень дружный коллектив, и мы часто посещаем фестивали анимационного кино и другие тематические мероприятия. Специфика работы похожа на классическую анимационную студию: это создание персонажей, ландшафта и архитектуры, их прорисовка и анимация в трехмерной среде — все то, что можно увидеть в современных мультфильмах. В нашем случае это полнокупольные полнометражные фильмы, проецируемые под формат и размер купола.


Планетарий — это очень интересная площадка, где можно заниматься производством полнокупольного кино и тут же его показывать


Производство одного полнометражного фильма в среднем занимает год: от возникновения идеи — к сценарию, раскадровке, созданию персонажей, их 3D-моделей и анимации с последующим добавлением спецэффектов, рендерингу и композингу — иными словами, к сведению материала в готовый проект. Параллельно записывается и интегрируется звук будущего фильма. С каждым годом качество готовой картинки улучшается — спасибо современному миру со всем его технологическим многообразием.

Хочу поделиться одним из наших экспериментов. Мы попробовали объединить реальную видеосъемку и 3D-моделирование, это было очень интересно и полезно с профессиональной точки зрения. В проекте под названием «Астрономическая азбука», транслируемом в стенах планетария пару лет назад, мы снимали на камеру девочку, главную героиню, и ее дедушку с дальнейшей их интеграцией в 3D-модель — получилось, на мой взгляд, очень хорошо, да и зрители были довольны.