Один из самых больших страхов родителей, отправляющихся за рубеж, связан с тем, что их дети там могут заболеть. The Village поговорил со специалистами страховых компаний и родителями: рассказываем, какие действия помогут избежать лишних волнений.

  Изучите свой полис


Юлия Николашина

начальник дирекции «Туризм» СЗРЦ СПАО «РЕСО-Гарантия»

До того, как вы отправитесь на отдых, найдите в полисе, что является страховым событием — то есть за что страховая будет платить. Если полис приобретен в компании, которая продает не бумагу, а документ, то в нем обязательно указан номер телефона сервисной компании той организации, которая непосредственно занимается контактом с медицинским учреждением. По нему можно позвонить, если ребенок заболел. Если страховая сразу заявляет, что клиент за рубежом должен сам оплатить свои расходы, а затем компенсировать их, то, на мой взгляд (как страховщика и пользователя), такой полис покупать не стоит, так как это повлечет за собой огромное количество проблем.

 Определите, что относится к «активному» отдыху


Артем Искра

управляющий директор департамента массовых видов страхования группы «Ренессанс страхование»

Когда вы покупаете полис, обязательно уточните, какие виды отдыха страховая компания относит к «спортивному», «активному». Названия могут быть разными, но суть одна — чтобы страхование защищало в случае травм, полученных во время такого отдыха, нужно оформить дополнительную опцию. Нередко в эти виды спорта входят не только традиционные «экстремальные» дайвинг и горные лыжи, но и посещения аквапарков, катание на велосипеде, прогулки по горам — списки у разных страховщиков отличаются. Для ребенка отдых почти всегда — активный. Такую опцию лучше оформить, поскольку «докупить» ее в поездке уже невозможно, а планы, например, сходить в аквапарк могут появиться внезапно.

 Изучите особенности оказания медицинской помощи в стране, в которую отправляетесь

Артем Искра: Как правило, на Западе, за редким исключением, доктора не выезжают на дом. Исключения — это тяжелые случаи, когда вызывают скорую помощь. Но если у нас, допустим, скорая приедет к ребенку ночью в случае симптомов ОРВИ и температуры 38, то, например, в Европе или Израиле диспетчеры порекомендуют прийти на прием к доктору на следующий день. Или даже в ближайший будний день — если по описанию симптомов врач не видит показаний к срочности и госпитализации. Вообще, во многих странах выезд скорой помощи осуществляется только на очень серьезные случаи: чаще всего пациенты сами добираются до больницы на такси, в том числе и с травмами.

 Посмотрите, указана ли в договоре «франшиза»


Мария

сыну 5 лет:

Мы с мужем и сыном поехали в Турцию, и на четвертый день отдыха у ребенка заболели уши. Не сильно — он не плакал, температуры не было. У нас на руках была медицинская страховка, оформленная туроператором. Врач при отеле нам не помог, но позвонил по номеру, указанному в страховке. Там мне сообщили, что сейчас пришлют машину, которая отвезет нас в ближайшую клинику и вернет обратно. Если мы «готовы оплатить франшизу — 30 долларов». Я очень удивилась: «Но у нас же страховка». На том конце ответили: «У вас все это указано в договоре. Вы платите один раз, чтобы начать пользоваться страховкой. Последующие обращения бесплатные». Смотрю в договор — и правда, написано «30 долларов». После секундного раздумья мы решаем все-таки ехать, пока сын не разболелся. С собой страховка и загранпаспорт ребенка.

Юлия Николашина: Франшиза — это сумма, которую должен заплатить сам клиент за услуги, она не возвращается. Это особенность договора, именно поэтому надо все внимательно изучить.

 Обратите внимание на пункт с описанием трансфера

Мария: За нами приехал комфортабельный автомобиль и за 15 минут домчал нас до клиники в ближайшем городе. Маленький двухэтажный домик, внутри очень чисто, стоят разноцветные диванчики. На ресепшен — не говорящая по-русски, с закутанным лицом турчанка. Туда-сюда пробегала по коридору русская девушка-медсестра, делала процедуры. Врач-турок говорит по-русски, но, конечно, с сильным акцентом. Его резюме — небольшое воспаление в обоих ушах, пять дней капать капли (покупать самостоятельно). Боль должна пройти через два дня, и можно купаться. Уши не перестали болеть ни через два, ни через пять дней. Повторный прием был бесплатным, но бесплатный трансфер клиника уже не предоставляла. Мы согласились заплатить. Цены на бензин в Турции очень высокие, такси дорогое, поездка обошлась в обе стороны в 20 долларов, как и на официальном такси.

Артем Искра: Трансфер до клиники страховые компании обычно не оплачивают (или договор предусматривает лимит на число поездок). Но ассистанс (это сервисный центр) старается подобрать близкую к пациенту клинику его профиля.

 Возьмите с собой лекарства и загрузите переводчики, если не знаете языка

Если вы не знаете иностранного языка, загрузите переводчики на телефон или планшет. Хотя в странах, куда ездит много русских, врачи, немного говорящие на нашем языке, — не такая уж редкость. И конечно, положите в чемодан необходимые лекарства для себя и ребенка.

Юлия Николашина: Набор заболеваний наших клиентов примерно один и тот же — это пищевые отравления, аллергические реакции (они связаны с другой водой и незнакомой пищей), отиты.

 Если ребенок заболел, звоните по телефону в страховке

Юлия Николашина: После звонка надо быть готовыми оставить контактный телефон — чтобы представитель сервисной компании перезвонил взрослому и сообщил дальнейшие действия. Если получится, можно дать телефон отеля, чтобы не платить за входящий вызов. Дальше нужно следовать инструкциям сервисной компании. Если в гостинице есть врач, у которого здесь кабинет, то, как правило, сотрудники отеля все пытаются замкнуть на него. Это не всегда плохо, потому что если сервисная компания свяжется с этим врачом и отправит гарантии об оплате, то застрахованный вполне может пойти к нему. Клиент получит услуги, не заплатив денег за лечение.

Артем Искра: Если пациент находится в относительной глуши (не в столице и не в крупном городе), а стоимость лечения небольшая, ему могут предложить оплатить прием врача самостоятельно — с возмещением по возвращению в Россию (либо немного подождать получения от клиники согласия на гарантию ассистанской компании). Например, на Сейшельских островах мало крупных медучреждений, а частные врачи при отелях не сотрудничают с иностранными страховыми компаниями и оказывают медицинские услуги за наличный расчет. Поэтому мы рекомендуем туристам иметь небольшую сумму денег для оплаты осмотра врача в отеле в случае необходимости (гарантийные письма от сервисных компаний принимаются только в крупных клиниках, а также при госпитализации пациента).

 Покупая лекарства, сохраняйте чеки, чтобы потом компенсировать расходы

Юлия Николашина: Если выписываются лекарства, которых нет у доктора, их за свой счет, как правило, покупает застрахованный, а затем компенсируют расходы.

Артем Искра: Да, обязательно, [если лекарства покупаются самостоятельно] необходим чек, а также рецепт, заключение доктора и иные полученные медицинские документы.


Обложка: Gorilla – stock.adobe.com