Недавно The Village подвёл архитектурные итоги 2015 года. Мы обозначили основные тенденции в современной архитектуре, но оказалось, что часто самыми яркими иллюстрациями для них становятся проекты неизвестных широкой публике архитекторов. Исправляем ситуацию в новой архитектурной подборке. На этот раз рассказываем о самых свежих из осуществлённых проектов звёздных бюро. Ниже — новые проекты Рема Колхаса, Захи Хадид, Нормана Фостера и других любимцев публики.

  

OMA

Timmerhuis

Роттердам, Нидерланды

В 2015 году завершилось строительство нового здания бюро Рема Колхаса OMA (которое, кроме того, отметилось проектами Фонда Prada в Милане и реконструкции музея современного искусства «Гараж» в Москве). Timmerhuis — это административный и музейный корпус городских властей Роттердама. Команда Колхаса создала структуру из двух башен, окружённых модульными ячейками, которые могут легко менять функцию. Благодаря им здание объединяет в себе офисные помещения, территорию для музея и квартиры.

 

Renzo Piano Building Workshop

Музей Уитни

Нью-Йорк, США

Бюро Ренцо Пьяно, которое, кстати, разработало проект превращения московской ГЭС-2 в центр современного искусства для фонда V-A-C, отметилось новым музеем. В 2015 году завершилось строительство нового здания музея Уитни, который обладает одной из лучших коллекций искусства США XX века. Ренцо Пьяно спроектировал восьмиэтажное здание с подчёркнутой асимметрией, благодаря которой образуются террасы, играющие роль общественных пространств. На разных этажах расположились не только выставочные залы, но и театр для 170 гостей. Музей особенно гордится самым большим в Нью-Йорке выставочным пространством без колонн на пятом этаже здания.

 

Diller Scofidio + Renfro

Факультеты искусства и истории искусства
Стэнфордского университета

Пало-Альто, США

Стэнфордский университет решил впервые в истории объединить помещения для студентов, которые учатся по смежным направлениям: практика изобразительных искусств и история искусства. Новый корпус заказали бюро Diller Scofidio + Renfro, и он открылся осенью 2015 года. Здание состоит из трёх частей. Это выполненный с намёками на традиционную стэнфордскую архитектуру корпус истории искусства, более современный корпус изобразительных искусств и диагональный переход между ними, в котором расположилась библиотека. По замыслу архитекторов, хранилище знания таким образом выступает как связующее звено между теорией и практикой.

 

Zaha Hadid Architects

Горный музей Месснера

Южный Тироль, Италия

Заха Хадид и Патрик Шумахер спроектировали удивительный Музей альпинизма, который открылся прямо в горе. В вершине одной из гор итальянской части Тироля прорубили пещеру на основе уже существовавшей. Внутри — помещения с экспозициями, повествующими об истории покорения гор человеком. А с трёх сторон из горы торчат бетонные «балконы» органической формы, окна которых направлены в сторону трёх популярных среди альпинистов вершин той части Альп.

 

Foster + Partners

Винодельня Шато Марго

Марго, Франция

Бюро Нормана Фостера в 2015 году закончило работу над реставрацией исторической винодельни Шато Марго недалеко от французского Бордо. Кроме того, архитекторы спроектировали новый корпус для производства красного вина и его хранения. Работая в тесной связке с инженерами, бюро Фостера разработало уникальную конструкцию, которая позволила создать помещение большой площади с максимально просторным внутренним пространством, в том числе подземными помещениями и винотекой. При этом с первого взгляда новый корпус выглядит как логичное продолжение архитектуры исторического комплекса: при строительстве крыши использовали традиционную для того региона Франции черепицу.

 

BIG (Bjarke Ingels Group) 

Датский национальный морской музей

Хельсингёр, Дания

Один из последних проектов датского бюро Bjarke Ingels Group (BIG), которое многим известно благодаря необычным многоквартирным домам на окраине Копенгагена, — это Датский национальный морской музей, буквально занявший место бывшего дока. Погружённый под поверхность земли между историческим замком Кронборг и новым культурным центром, музей состоит из галерей и переходов, которые не нарушают «корабельную» форму дока, а только подчёркивают её, как будто вставленные в огромную яму.

 

Snøhetta

Расширение музея Swarovski

Ваттенс, Австрия

Норвежское бюро Snøhetta приняло участие в реновации музейного центра фирмы Swarovski, которую устроили в честь 120-летия компании. Архитекторы решили, что новые павильоны должны задействовать все органы чувств посетителя, в том числе тактильные. Одним из главных достижений стала башня для игр, где на четырёх этажах расположены развлекательные площадки для детей. А покрытие башни сделано из 160 хрустальных пластин, произведённых Swarovski.

 

Elemental 

Культурный центр

Конститусьон, Чили

Сложно обойти вниманием проект бюро последнего лауреата Притцкеровской премии — Алехандро Аравены. Облик нового культурного центра в чилийском Конститусьоне формирует портик здания, выполненный из дерева и отсылающий, кажется, к архитектуре Греции архаического периода, когда привычные нам античные храмы из мрамора и камня строили из деревянных балок. Один из главных принципов в практике Аравены — возможность для пользователя самостоятельно распоряжаться пространством. Именно на этом построен его знаменитый проект с модульными домами для небогатых семей. Интерьеры культурного центра тоже сделаны так, чтобы их функция постоянно менялась. 

  

Shigeru Ban Architects

Музей искусств

Оита, Япония

Бюро японца Сигэру Бана (москвичам оно известно по временному павильону «Гаража» в парке Горького) построило новый музей искусств в японском городе Оита. Архитекторы решили сыграть на противоречии внутри/снаружи, базовом для критики музеев в последние десятилетия. Бюро сделало музей открытым для взглядов. Первые два этажа с одной стороны здания образуют под собой патио, а с противоположной стороны расположены стеклянные двери, которые сдвигаются и таким образом при необходимости создают дополнительный двор. Остальные помещения, в том числе на верхних этажах, тоже открыты для взора благодаря не отражающим свет стёклам.

 

Herzog & de Meuron 

Жилой дом в районе Целльвегер-парка

Устер, Швейцария

Бюро Herzog & de Meuron приняло участие в реновации района Целльвегер-парк, который застраивали бруталистскими зданиями в 1960-х. Архитекторы реставрировали уникальный жилой дом, выполненный из бетона. Квартиры в нём расположены по углам здания, у каждой есть отдельный выход на одну из четырёх внешних лестниц, которые выходят в парк около дома. При этом в квартирах нет прихожей: почти все комнаты проходные, а вход осуществляется через расположенную по центру кухню.

 

   

Фотографии: 1 – Sebastian van Damme/archdaily.com, 2 – Nic Lehoux/archdaily.com, 3 – Iwan Baan/archdaily.com, 4 – inexhibit.com, 5 – Nigel Young/archdaily.com, 6 – Rasmus Hjortshøj/archdaily.com, 7 – Swarovski Kristallwelten/archdaily.com, 8 - Felipe Diaz Contardo/archdaily.com, 9 – Hiroyuki Hirai/archdaily.com, 10 – Erica Overmeer /archdaily.com