Зачем в крупнейшем дореволюционном здании Москвы делают отель Главный архитектор Москвы и «Архнадзор» рассказали, что будет с Воспитательным домом

Архитектурный совет Москвы 31 мая рассмотрел и одобрил предварительную концепцию развития территории бывшей Военной академии имени Петра Великого на Москворецкой набережной. Там собираются построить отель. Комплекс включает в себя 30 исторических зданий, главное — Воспитательный дом, крупнейшее здание дореволюционной Москвы, которое строилось и перестраивалось почти двести лет — с 1760-х по 1960-е годы.

В пресс-службе Москомархитектуры утверждают, что проект разработан по поручению мэра Москвы Сергея Собянина. Помимо отеля в зданиях комплекса разместят кафе, рестораны и магазины, а саму территорию «путем формирования центрального бульвара и системы скверов» хотят сделать «проницаемым пространством». Таким образом комплекс, который существовал в закрытом режиме с 1938 года, планируется «вернуть в городской оборот».

Здание заложили в 1764 году по инициативе просветителя Ивана Бецкого как благотворительное закрытое учебное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Из трех запланированных архитектором Карлом Бланком корпусов-каре в XVIII возвели только два. Восточный корпус по проекту Иосифа Ловейко построили уже в XX веке. В XIX веке расширением Воспитательного дома занимались архитекторы Джованни и Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев и Михаил Быковский. До 2013 года в зданиях Воспитательного дома базировались Военная академия ракетных войск стратегического назначения и Российская академия медицинских наук.

После революции 1917 года приют ликвидировали, а его здания заняли профсоюзные учреждения. Затем здесь открылся Дом охраны младенца и Институт акушерства. В 1922 году их объединили в Институт педиатрии, ставшим впоследствии НИИ педиатрии, который находился в этом здании до 1962 года. После этого строение принадлежало Военной академии, которая выехала в 2013 году.

Бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в 2009 году предлагал разместить в здании парламентский центр для Совета Федерации и Государственной думы, но инициатива развития не получила.

The Village поговорил о будущем здания с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым и координатором «Архнадзора» Константином Михайловым, который также принимал участие в заседании архитектурного совета.


Когда началась разработка проекта

Сергей Кузнецов

главный архитектор Москвы

Задание было дано несколько месяцев назад, сразу после передачи здания городу. Город купил эту площадку у Минобороны, и теперь у нас есть намерение реализовать ее на конкурсе для инвесторов. Мы сталкивались с проблемами, когда проекты реализовывались на конкурсах с некими показателями, но, так как не было продуманной концепции, возникали определенные сложности — как это было с Варваркой, 14, — долгая история согласования с ЮНЕСКО, было непросто.

Поэтому Комитет по архитектуре и градостроительству дал поручение сделать концепцию заранее, до торгов, с прописанными экономическими показателями и функциями.

Почему в комплексе решили делать отель

Мэр не давал поручения по конкретному функционалу, он сказал, что экспертам нужно создать предложение. Мы сформировали некий набор функций, который будет максимально полезен для этого места. У нас было поручение сделать объект максимально проницаемым, таким продолжением парка «Зарядье», поскольку долгие годы в здание было попасть невозможно. Отель — это хорошая открытая функция, очень удобная для всех, включая инвесторов, которые могут на ней зарабатывать. Там можно разместить дополнительные сервисы, которые всем нужны: СПА-салоны, выставочные комплексы, бизнес-центры. В концепции прописано, что там будет большая доля ритейла на первых этажах, открытых для всех, — рестораны, магазины и другие городские сервисы. Плюс отдельно озвучено наличие культурной функции: то есть для одного из зданий должна быть подобрана культурная институция, инвестору сразу предписывают найти такого партнера —  вещь беспрецедентная.

Общественное пространство, которое планируется создать, — это новый городской бульвар, публичная площадь, где должно быть не пусто и интересно. То есть помимо новой зелени и благоустройства там должно быть наполнение, связанное с едой, питьем и другими городскими вещами.

Функция гостиницы также хороша тем, что позволяет сохранить историческую планировку здания. Казармы и отель как ни странно схожи по планировке. Конкурс на выполнение работ приблизительно планируем на следующий год, но никаких точных дат пока нет.

Кто занимался разработкой проекта

Разработкой проекта, который представлен на рендерах, занимался комитет под моим личным руководством. Плюс мы привлекали команду, которая нам ассистировала. Пока что они занимаются этим на общественных началах. У нас еще нет официальных отношений, поэтому я не могу озвучить их имена. Мы привлекали людей, которые консультировали нас по рыночным, имущественным и социологическим направлениям вопросам, а также исторических экспертов, из наиболее заметных: руководителя НПО «Исторические зоны» Института генплана Москвы Елену Соловьеву и заместителя начальника управления Архитектурного совета и согласования проектов Анну Плужникову. В этой концепции много разделов: экономический, исторический, транспортный. Работа суммарно шла четыре или пять месяцев, это огромный документ.

Что планируют сносить

Мы планируем большое количество сносов: за годы советской власти, пока в здании находились заведения военного профиля, туда не пускали не только посетителей, но и городские надзорные органы. Там все это время шла некая жизнь и военные успели построить много, прямо скажем, мусорной недвижимости. Склады, ремонтные мастерские, даже спортивный центр. По большей части это просто уродские сараи, которые облепили этот объект как ракушки облепляют корабль во время плавания, такие полипы.

Поэтому мы концепцией предписываем все это зачистить и вернуть в первозданный облик. Плюс восстановить два исторических бельведера на центральном здании с куполом. Все остальное сохраняется в прежних размерах. Будет перепланировка, освоение чердачного пространства и подвалов, но без изменений габаритов зданий.

Состояние здания и его интерьеры

Там все жутко запущенное. Мы с коллегами-историками прошли все здание несколько раз и то, что мы предлагаем вовлечь в оборот — подвалы и чердаки — просто захламлены, там никогда в жизни никто не был, в некоторые места было физически сложно войти. Интерьеры — нечто среднее между тюрьмой и казармой: полуобвалившаяся зеленая краска на стенах и так далее. Но, надо сказать, исторически там ничего ценного не было — Воспитательный дом никогда не был ни дворцом, ни каким-то государственным учреждением, в котором могли бы сделать важный декор. Бороться не за что, это аскетические интерьеры.

О заседании

Константин Михайлов

координатор движения «Архнадзор»

Что позитивно: чуть ли не впервые на заседание Архсовета выносится концепция развития территории, по которой еще не принято решение городскими властями, — не проведены торги, не выпущены никакие документы, предписывающие застройщику те или иные высоты, габариты и квадратные метры. Это обсуждение на берегу, чтобы создать для инвестора или застройщика четкое техническое задание, при котором он будет понимать, какие ограничения накладываются, что возможно, а что — нет.

Выступая на совете, я посоветовал сделать это не счастливым исключением, а постоянной практикой — чтобы эти обсуждения стали правилом работы Архсовета. Прекрасно, что Москва наконец доросла до такого уровня принятия решений.

Посмотрим, как будет. Чтобы не получилось так, как это было с соседним зданием на Варварке, 14, где сначала правительство продало участок инвестору на определенных условиях, нарисовав ему определенные технико-экономические показатели. После этого можно было обсуждать только то, каким образом эти квадратные метры появятся на участке. На мой взгляд, куда в этом случае не поверни, выходит ужасно. Здесь, слава богу, не тот вариант.

О концепции

Она мне импонирует, в целом я ее поддержал. Там очень правильный подход: сохранение внешнего облика, реставрация утраченных элементов архитектурного памятника, например, воссоздание куполов на центральной крытой ложе. Прекрасная идея, безусловно, открытого пространства, доступного для каждого москвича.

Многие поколения горожан вообще не видели этого памятника, поскольку там было закрытое военное учреждение. Можно было только из-за забора видеть его фасад, не говоря уже о дворах. Проект сделан в полном соответствии и с законодательством, и с современными требованиями общественной жизни в городах.

Крайне аккуратно проект относится к виду этой местности. Там предусмотрена перестройка одного из зданий советского времени, стоящего по соседству, но в тех же габаритах. Это показывает, что искусство архитектора способно доставить выгоды инвестору, поскольку без какой-либо надстройки и строительства новых зданий там появляется существенный прибыток полезной площади в виде нескольких тысяч квадратных метров — за счет использования чердачных пространств, за счет перераспределения площади внутри корпусов.

Там тактично размещены планирующиеся подземные помещения и паркинги, — не под историческими зданиями и дворами, а под проездами и пустырями.

О проблемах

То, что вызывает возражение и то, что я не поддержал и не поддержу ни при каких обстоятельствах — это намерение или по крайней мере предоставление инвестору возможности перекрыть, внутренний двор каре (Замкнутого прямоугольного крыла здания — Прим. ред.) и обустроить там атриум. Речь идет о постройке 18 века, одном из первоначальных корпусов Бланка. Еще говорили, что там будет строительство современного павильона внутри, чтобы атриум был чем-то заполнен. Этого я категорически не приемлю.

Как в проекте появился атриум

Из вступительных речей звучало, что атриум — это такой элемент, которым городская власть надеется заинтересовать инвестора. Но в таком выгодном месте — рядом с Кремлем, в столь знаменитом здании — этот участок сам по себе становится интересным. Великая честь, в конце концов, обустроить свой объект в самом центре Москвы в таком комплексе.

Второе крыло при этом остается без перекрытия, хотя оно гораздо менее ценно, так как было построено уже в советские времена, в 60-е годы. Мы задавали вопрос о том, почему, если уж есть такая необходимость добиться дополнительных площадей, не перекрыть восточный корпус? Нам объяснили, что он предназначен под жилье, а жилому комплексу атриум вроде как ни к чему, а вот гостинице — к чему. Но мы не можем уродовать памятник, исходя из теоретических соображений о том, что для гостиницы необходима такая огромная — шесть тысяч квадратных метров — общественная зона.

Почему создание атриума в здании — это плохо

Во-первых, это территория объекта культурного наследия, на которой строительства быть не может, во-вторых — строительство атриума кардинально меняет восприятие внутреннего двора, единственного в своем роде в Москве. Делать из экстерьера интерьер нет никакой необходимости.

Считается, что атриум — это неотъемлемая принадлежность гостиницы. Но функция, как мы знаем, не должна диктовать памятнику его форму, скорее наоборот. Это основа любой реставрационной теории. А исходить мы должны из того, что это один из виднейших памятников Москвы XVIII века. И нарушать авторский замысел не только зодчего Карла Бланка, но еще и Екатерины II, которая его утвердила, не имеет никакого смысла. Это было первое заметное архитектурное воплощение восхождения Екатерины на трон, первое здание в Москве, построенное по ее непосредственному указанию.

Все имеющиеся примеры осуществления подобных замыслов за последние 20 лет — один другого хуже. Что испорченный, изнасилованный, Гостиный двор, что искаженный Хлебный дом в Царицыне, что практически наполовину уничтоженная усадьба Шаховских на Большой Никитской под «Геликон-оперой», которая тоже превратилась в атриум, утратив два внутренних двора.

Лучшие примеры — как раз те, где от такой идеи отказались. Провиантские склады, где без всякого перекрытия двора работает прекрасный Музей Москвы. Монетный двор в комплексе Исторического музея, где тоже такие идеи бродили, но, слава богу, от них отказались.

История для нас сохранила это здание таким и можно реализовать предложенную концепцию без этого элемента. И будет, на мой взгляд, действительно эталонно. Не хочется этот эталон портить абсолютно ненужным вмешательством в памятник.



Фотографии: обложка – NVO/Creative Commons, 1, 2 – PD Old, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – Москомархитектура

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве
Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве Кто восстанавливал флигель Музея архитектуры и что с ним будет дальше
Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве
Кто восстанавливал флигель Музея архитектуры и что с ним будет дальше

Леонид Юзефович — о Шпалерной улице, «Большом доме» и библиофилах-каннибалах
Леонид Юзефович — о Шпалерной улице, «Большом доме» и библиофилах-каннибалах Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге
Леонид Юзефович — о Шпалерной улице, «Большом доме» и библиофилах-каннибалах

Леонид Юзефович — о Шпалерной улице, «Большом доме» и библиофилах-каннибалах
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге

Прощание с забором: Как Москва отказалась от желто-зеленых ограждений
Прощание с забором: Как Москва отказалась от желто-зеленых ограждений И что появится на их месте
Прощание с забором: Как Москва отказалась от желто-зеленых ограждений

Прощание с забором: Как Москва отказалась от желто-зеленых ограждений
И что появится на их месте

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?