Кто-то видит яркие, образные сны, а кто-то говорит, что спит без всяких сновидений. Изучение снов занимает не только тех, кто их регулярно видит, но и научное сообщество. Тем не менее эта тема до сих пор исследована не полностью, и The Village заинтересовался одним из её аспектов — можно ли записать то, что мы увидели во сне? 

   

 

Елена Корабельникова

сотрудник Московского городского сомнологического центра

Сновидения невозможно ни исследовать, ни записывать с помощью приборов. Все существующие на сегодняшний день инструментальные методы предназначены для исследования процесса сна, но не сновидений. Единственный источник информации о сновидении — рассказ самого человека. Поэтому исследование сновидений ограничивается различными методами исследования рассказа человека о сновидении.

Сон человека делится на несколько фаз, но сейчас учёные не привязывают сновидения к одной из них: они могут возникать на протяжении всего сна и у всех без исключения. Человек может думать, что спит без сновидений, но на самом деле он просто их не запоминает. Степень фиксации сновидений в памяти зависит и от целого ряда других факторов: эмоциональной насыщенности снов, скорости перехода от сна к бодрствованию. Чаще всего человек запоминает сновидения, которые приснились ему в так называемую «фазу сна с быстрыми движениями глаз», или «фазу парадоксального сна». 

Невозможно с уверенностью говорить и о том, сколько времени длятся сновидения человека. Субъективное время сновидения, то есть время, которое оно заняло по ощущениям человека, отличается от объективного — его реальной продолжительности. О ней можно судить по показателям приборов, исследующих сон человека, но лишь условно.  

Существуют различные категории сновидений. Их классифицирование зависит от конкретных задач, которые мы при этом ставим. К примеру, отмечается появление как цветных, так и чёрно-белых снов у различных людей. Правда, у исследователей нет единой точки зрения на этот счёт. Мне ближе позиция о том, что такого разделения не существует и цветовосприятие в сновидениях не отличается от такового в бодрствовании: просто человек может запоминать или не запоминать цвета из сновидений. Запоминают цвета чаще люди эмоциональные, чувствительные, творческие.

Важнейшая функция сновидений — психологическая защита и адаптация к стрессовым ситуациям. Поэтому одно-два устрашающих сновидения, следующие непосредственно за стрессовым событием, можно рассматривать как вариант нормы. Навязчивые, повторяющиеся кошмары — признак патологии: болезни, невротического состояния, неразрешённой психологической проблемы. В содержание сновидения могут включаться различные внешние раздражители, воздействующие на спящего человека. Так, капля воды, упавшая на спящего, в сновидении может превратиться в дождь. Возможность телепатической передачи информации через сновидения остаётся под вопросом. 

   

 

Зульфия Альбеева

кандидат медицинских наук, член Ассоциации сомнологов

Если бы мы научились записывать сны, нам бы дали Нобелевскую премию. Но записать сновидение невозможно. Сон организован циклически, и сновидения мы видим только в стадии REM, Rapid Eye Movement, фазе, когда у человека быстро двигаются глаза. Если мы зафиксируем такую стадию сна, когда человек спит с датчиком специального прибора, и в этот момент его разбудим, он сможет рассказать свой сон, но записать его на видео не получится. Для своих исследований мы используем полисомнографический аппарат, с помощью него можно регистрировать, как функционируют различные системы человеческого организма в период сна.