В 2014 году Копенгаген выиграл премию «Зелёная столица Европы». Чтобы отпраздновать это событие, а заодно и поделиться своими идеями, местный муниципалитет создал бренд Sharing Copenhagen. В нём отразились черты датского менталитета: делиться опытом, работать сообща, поддерживать новые идеи. The Village поговорил с его представителем Рикке Кристенсен о том, почему с городскими жителями нужно договариваться и как вдохновить бизнес бесплатно отдавать землю фермерам, а власть — быстро принимать решения. 

 

— Для чего вы создали бренд Sharing СPH?

— Мне кажется, бренды вообще важны для развития городов. Они легко узнаваемы, создают чёткую и ясную историю. Это такой политический сигнал к тому, как мы хотим изменять наше пространство. Например, I Bike CPH — ещё более успешный пример бренда в Копенгагене. Мы его создали до того, как здесь появилось такое количество велосипедов. Бренд Sharing CPH был создан муниципалитетом Копенгагена сразу после того, как наш город получил премию «Зелёная столица Европы — 2014». Мы хотели поделиться своим опытом городского развитии с международным сообществом. Но помимо этого перед нами стояла задача напомнить жителям Копенгагена, представителям бизнеса и власти о том, как важно помогать друг другу и работать вместе. В течение года у нас было пять рабочих тем: городская жизнь будущего, эффективное использование ресурсов и устойчивое потребление, город моря и парков, «зелёное» передвижение по городу, городская природа и изменения климата. По каждой теме проходили семинары, презентации, запускались новые совместные проекты. 

— О каких проектах идёт речь? 

— Я работаю в департаменте парков и зон отдыха. В прошлом году мы уделили основное внимание городскому фермерству, сейчас в Копенгагене это очень модно. Мы поддерживали разные проекты по городскому фермерству и садоводству, проводили семейные мероприятия в жилых кварталах. Нашим основным событием стал большой праздник урожая в районе Вестербро. Мы полностью перекрыли Sønder Boulevard, поставили столы общей протяжённостью более километра и накормили 2 500 гостей. Праздник был организован совместно с разными фермерами, ресторанами и кулинарными предпринимателями. Городские власти оплатили половину стоимости продуктов, вторую половину покрыла продажа билетов гостям. Мы переживали вначале — придёт ли вообще кто-нибудь? Но все билеты были распроданы очень быстро.

 

 

— И что изменилось в городе?

— Мы, как представители городской власти, научились совместно работать с разными партнёрами: неправительственными организациями, крупным бизнесом и начинающими предпринимателями. Это всегда очень трудно. Ведь муниципалитет привык решать проблемы определённым способом — существует много ограничений, законов и бюрократических деталей, которые часто замедляют процесс работы. А тут нам пришлось подстраиваться. 

Работа оказалась настолько удачной, что буквально две недели назад муниципалитет принял решение продлить концепцию Sharing CPH на 2015 и 2016 годы. Мы хотим и дальше поддерживать совместные проекты с разными партнёрами, в первую очередь в области городской природы и озеленения. Забавно: если сравнить Копенгаген с другими городами, он окажется не самым зелёным, просто мы придумываем и реализуем много проектов, которые делают его таким. 

Есть такой социальный предприниматель — Мэдс Лоридсен, он владеет небольшой компанией Tag Tomat. Он и пять его работников выращивают помидоры на крышах города. Всё началось с простой инициативы вырастить овощи во внутреннем дворе дома. После того как мы пригласили Мэдса стать партнёром Sharing CPH, его проект разросся, и теперь они выращивают помидоры в том числе и в Королевском парке в историческом центре Копенгагена.

— Городские бренды, такие как Sharing CPH, нужны для жителей или всё же для туристов?

— Я думаю, и для тех, и для других. Я уже упомянула бренд I Bike CPH: он, конечно, важен для туристов. Утром, в час пик, на велодорожках Копенгагена очень плотное движение. И часто можно увидеть туристов, которые стоят и фотографируют потоки велосипедистов, отправляющихся на работу. Это важный бренд для нашего города — на международном уровне. Но, с другой стороны, бренд важен и для горожан, он неотъемлемая часть нашей жизни: это удобно, полезно для здоровья и это то, что определяет нас как жителей Копенгагена.

 

 

— Какой опыт Москве стоило бы перенять у столицы Дании?

— Несмотря на то, что климат тут холодный, в Копенгагене развиты уличные активности и бурная уличная жизнь. В 2009 году мы приняли новую стратегию развития городской жизни: нам хотелось, чтобы люди больше времени проводили на улицах. Для этого мы, представители городской власти, поменяли образ мышления: вместо того чтобы постоянно говорить всем новым идеям нет, мы решили стараться чаще говорить да. Этот подход, как мне кажется, и помог изменить наш город к лучшему. Что мы действительно хорошо умеем делать, так это вовлекать жителей города. Точнее, так: мы даже обязаны их вовлекать во все городские проекты. Мы с вами сейчас находимся в центральном муниципалитете, но всего по городу их двенадцать. Каждый местный муниципалитет знает своих жителей. Когда мы разрабатываем новую стратегию, то направляем ее в районный муниципалитет, а они уже проводят общественные слушания.

— Но как они привлекают горожан на такие встречи? Не бесплатным же пивом? 

— Жители Копенгагена сами хотят участвовать. Если мы принимаем решения без них, они начинают злиться. Статистика показывает, что в Копенгагене растёт численность семей. Ещё десять лет назад большинство семейных пар с детьми жили в пригороде, а теперь семьи всё чаще остаются в черте города. Они хотят влиять на развитие благоприятной среды для детей. Это способствует вовлечению общины в городские проекты.

— В какие, например?

— Есть хороший пример из района Остербро — проект городского фермерства Østergro. Это общественный проект, который был начат волонтёрами. Они собрали средства, получили место на крыше аукционного дома и переустроили её под огород. Теперь там грядки, улей с пчёлами, небольшой курятник и даже ресторан. Всю деятельность проекта финансируют 40 участников — жители района.

 

   

Кристиан Скоруп

проект Østergro

Østergro — это ферма, работающая по схеме солидарного земледелия (CSA, Community Supported Agriculture). Это означает, что у нас есть сорок участников: они внесли взнос в начале сезона, а мы доставляем им овощи каждую среду. Проект расположился на крыше старого аукционного дома автомобильной компании Nellemann. За аренду здесь мы ничего не платим.

Мы находимся в экспериментальном климатическом квартале St. Kjelds. Здесь создатели проекта изучают проблему шторма и мощных потоков воды: они стараются вместо сточных вод отводить дождевые потоки в почву и используют их для озеленения новых парков. Компания Nellemann, в свою очередь, владеет здесь сразу несколькими зданиями. И вместо того, чтобы бороться с проектом, они решили поучаствовать. Нашей ферме в итоге повезло вдвойне: от создателей St. Kjelds мы получили финансирование, а от автомобильной компании — бесплатную аренду. Нам также повезло, что здание раньше использовалось как автомобильный аукционный дом, ведь это означает очень прочные конструкции. Для нескольких тонн почвы это немаловажно.

По схеме CSA фермер получает деньги от участников в начале сезона. А потом всё, что фермеру удалось вырастить, доставляется на дом. Здесь ещё важный образовательный момент: у участников есть возможность понять, как производится еда. В современном мире об этом всё реже задумываются. Даже если был плохой сезон морковки, покупатель всегда найдёт её в магазине. Ведь морковку могут тогда закупить просто из соседней страны. Но при этом в мире существует серьёзная проблема пищевых отходов: почти половина еды попросту выбрасывается. Если показать людям процесс производства, они иначе будут относиться к еде. Это и есть наша главная задача.

 

   

Фотографии предоставлены муниципалитетом Копенгагена