На Арбате задержали двух человек, которые пытались сбыть антикварные книги со штампами сгоревшей библиотеки ИНИОН: «Труды Киевской духовной академии», «Московские церковные ведомости» и другие.  Большинство СМИ вслед за пресс-службой полиции назвали воришек волонтёрами, которые разгребали завалы: мол, сами книги спасают, сами выносят, сами ими торгуют. Потом, правда, выяснилось, что задержанные были вовсе не волонтёрами, а наёмными рабочими, но на это уже мало кто обратил внимание. Украденные тома — хотя, возможно, и не все — нашлись. Но осадок остался: не стоит, мол, пускать доброхотов к государственному имуществу, а то найдутся ещё книголюбы и уйдут за кордон с пачкой научных трудов или вестником какой-то другой епархии.

Стопроцентной гарантии от краж быть не может, и если бояться их пуще всего, то лучше и вовсе читателей в библиотеки не допускать даже в мирное время. Для ИНИОНа волонтёры не роскошь, а необходимость, и хочется объяснить, почему через полтора месяца после пожара без них всё ещё никуда.  

Две недели назад именно они из-под груды кирпичей извлекли чуть обугленный том легендарной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дидро и Д’Аламбера, изданный в Париже в 1765 году. Если его полистать, выясним, например, что римляне называли «тенями» гостей, которых другие гости приводили на пир за компанию, то есть тех, кого мы сейчас зовём «+1». Без волонтёров с лопатой энциклопедисты, вероятно, отправились бы на свалку или сгнили под кучей мусора: «официальных» археологов и спасателей для них, увы, нет.