Уволенный на прошлой неделе с поста губернатора Петербурга Георгий Полтавченко возглавлял город с 2011 года, сменив на этом посту Валентину Матвиенко. По совпадению в том же 2011-м появилась петербургская редакция интернет-газеты The Village. В течение семи лет мы писали о важных городских проектах — от велодорожек до стадиона на Крестовском.

Мы составили антологию материалов, а заодно спросили у эксперта, есть ли заслуга Георгия Полтавченко в том, что эти проекты состоялись.

«Лахта-центр»

История с протестами вокруг «Охта-центра» прочно ассоциируется с губернаторством Валентины Матвиенко. При следующем градоначальнике башню «Газпрома» начали возводить в Лахте — и с Охты 462-метровый небоскреб не видно. Что, скорее, исключение: прошлым летом горожане стали замечать, что «Лахта-центр» отлично просматривается из многих точек Петербурга, в том числе из центра. Отношение к башне в городе разное, но такой мощной протестной кампании, как с «Охта-центром», нет. Откроют «Лахта-центр» уже при следующем губернаторе в 2019 году.


Читать полностью


Стадион «Санкт-Петербург»

Спортивный долгострой на Крестовском острове Георгий Полтавченко унаследовал от предыдущего городского правительства: возводить стадион начали еще в 2007 году и много раз переносили сроки сдачи. В итоге открыли его только спустя 10 лет, буквально накануне чемпионата мира по футболу. По словам вице-губернатора Игоря Албина, в ходе строительства из бюджета украли порядка 700 миллионов рублей (в целом стадион стоил 43 миллиарда рублей — в шесть с лишним раз больше, чем планировалось изначально).


Читать полностью


ЗСД (центральный участок)

Западный скоростной диаметр — еще один проект, начатый при губернаторе Матвиенко в 2005 году (впрочем, необходимость такой трассы в городе обсуждали с 90-х). При Полтавченко ввели в эксплуатацию южный и северный участки, а также построили и запустили центральный участок платной трассы. ЗСД — продукт государственно-частного партнерства: более 100 миллиардов рублей выделили из городского и федерального бюджета, остальную сумму (еще около 100 миллиардов) предоставили инвесторы.


Читать полностью


Новый терминал Пулково

Как и в случае со многими другими большими проектами, история строительства нового терминала аэропорта Пулково началась еще при Матвиенко. В 2013-м, уже при Полтавченко, терминал ввели в эксплуатацию. Как и ЗСД, Пулково — объект государственно-частного партнерства: соглашение заключили в 2009-м, за два года до прихода нового губернатора.


Читать полностью


Новые станции метро

В отличие от Матвиенко, которая с 2005-го почти ежегодно вводила новые станции метрополитена, Георгий Полтавченко не запускал такие объекты с 2012-го, когда открыли «Бухарестскую» и «Международную» (начатые при предыдущем губернаторе). Однако именно при Полтавченко довели до ума некоторые существующие станции: появились «Спасская», второй вестибюль «Спортивной», реконструировали «Василеостровскую» и так далее. 2018-й должен был компенсировать отсутствие новых станций: перед ЧМ в городе запустили «Новокрестовскую» и «Беговую». К концу года собираются открыть вторую очередь Фрунзенского радиуса со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — если это и случится, то уже при и.о. губернатора Беглове.


Читать полностью


Намыв Васильевского острова

Проект, который официально называется «Морской фасад», реализуют с середины 2000-х. При Полтавченко приняли новую концепцию застройки, отказавшись от делового квартала с небоскребами. Сюда пришли действующие застройщики, в том числе «Группа ЛСР», которая собирается возвести здесь жилье комфорт-класса. В 2017 году на намыве появился первый жилой квартал (ЖК «Светлый мир „Я романтик“»).


Читать полностью


Мост Бетанкура

Соединяющий Василеостровский и Петроградский районы шестиполосный мост — один из немногих больших проектов, начатых и законченных при Полтавченко. Впрочем, фактически экс-губернатор эксгумировал еще один проект своей предшественницы (мост собирались строить еще в 2008 году, а вспомнили о нем в связи с подготовкой к ЧМ). Возведение переправы сопровождалось скандалами, связанными с жилыми историческими домами на Ремесленной улице: один из них снесли, а другой стоит вплотную к мосту.


Читать полностью


Яхтенный мост

Самый длинный пешеходный мост Петербурга — безусловный продукт администрации Полтавченко. Это еще один инфраструктурный проект, приуроченный к ЧМ-2018. Мост начали строить в 2017-м и открыли на День города в прошлом году (правда, почти сразу закрыли, вновь запустив лишь спустя два месяца).


Читать полностью


«Кресты-2»

Строительство нового изолятора в Колпино — федеральный проект. Это еще один долгострой (практически ровесник стадиона на Крестовском), начатый в период губернаторства Валентины Матвиенко. Заключенных перевели в «Кресты-2» из комплекса на Арсенальной набережной только в конце 2017 года.


Читать полностью


Новое здание Боткинской больницы

Новый комплекс Инфекционной больницы имени Боткина — проект администрации Матвиенко, начатый еще в 2004 году. При Полтавченко долгострой на Пискаревском проспекте наконец-то сдали, но окончательный переезд из «Боткинских бараков» — старых зданий больницы, пребывающих в основном в очень плохом состоянии — до сих пор не состоялся.


Читать полностью


Новая Голландия

Впервые Новую Голландию открыли для посетителей в июле 2011 года — за пару месяцев до увольнения Валентины Матвиенко. Сейчас проект, который реализует компания Романа Абрамовича, ассоциируется в большей степени с периодом правления Георгия Полтавченко. При нем в 2016 году Новая Голландия заработала в круглогодичном режиме, став одним из главных мест притяжения в городе.


Читать полностью


«Голицын-лофт»

При Полтавченко в Петербурге произошел бум креативных площадок (часть из них, впрочем, уже закрылась). В городском правительстве даже проявляли интерес к тенденции, однако ничего сколько-нибудь значительного в этой сфере так и не сделали. Пожалуй, самый заметный продукт этого бума — пространство «Голицын-лофт», запущенное командой BS Art Development Group.


Читать полностью


«Порт Севкабель»

Другой заметный проект в похожем жанре (гибрид креативного кластера и общественного пространства) — «Порт Севкабель». Он состоялся уже ближе к концу губернаторства Полтавченко: ежедневный доступ на площадку открыли совсем недавно.


Читать полностью


Новые пешеходные зоны

Первая пешеходная улица в Петербурге — Малая Конюшенная — появилась еще при губернаторе Яковлеве в 1997 году. При Полтавченко организовали две пешеходные зоны: на участке Большой Морской и на 1-й Советской улице. Оба проекта курировало городское правительство, а профинансировал «Газпром». Востребованность пространств после их пешеходизации заметно не изменилась.


Читать полностью


Сенная площадь

В 2016 году Сенную площадь зачистили от торговли (правда, спонтанные торговые лотки в разных местах «чрева Петербурга» можно наблюдать и сегодня). Преобразование Сенной — стопроцентный проект администрации Полтавченко. Насчет методов и результата есть разные мнения, но в основном горожане одобрили новый формат площади.


Читать полностью


Велодорожки

Движение за велосипедизацию Петербурга активизировалось в период правления Георгия Полтавченко (хотя первую городскую велодорожку открыли еще при Матвиенко). Впечатляющих результатов нет: единая сеть велодорожек так и не появилась. Впрочем, в 2017–2018-х в нескольких районах (в том числе в центре) построили велодорожки, а до конца года должны сдать еще две — на юге и севере.


Читать полностью


Дмитрий Травин

профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

Понятно, все зависит от градоначальника: он может поставить преграды в реализации того или иного проекта. Например, администрация Полтавченко создала преграды для реконструкции здания Европейского университета, где я работаю. Именно благодаря администрации Полтавченко многомиллионный инвестиционный проект, на который уже были собраны частные деньги, не реализован. И Малый Мраморный дворец стоит уже год заброшенный. А там могли бы идти работы, создаваться здание, оптимально приспособленное для университета. Личная заслуга Полтавченко в том, что этот проект похоронен.

У нас авторитарное государство. Градоначальник может остановить любые работы в своем городе, если не захочет их видеть (либо может разрешить). Но разрешение — еще не реализация проекта. Для реализации нужны деньги. Настоящий, хороший, градоначальник должен привлекать инвестиции. Если в городе появляется много проектов, которые созданы благодаря инициативе градоначальника и за счет частных денег, — это доказательство успеха. Наши же городские проекты не особая заслуга губернатора: эти же деньги могли потратить на что-то другое. В основном то хорошее, что я вижу в моем городе, связано с деятельностью частного бизнеса. Открытия кафе, ресторанов, гостиниц, магазинов — на 90 % это частный бизнес.

Возможности для развития частного бизнеса у нас созданы в ходе гайдаровской реформы в 1992 году. С тех пор Петербург преобразуется в лучшую сторону. Я все годы живу в Петербурге, вижу, каким он был до гайдаровских реформ, каким стал после них. В основном город развивался параллельно с ростом экономики в России, а когда она стагнировала — развитие замедлялось. Максимальные преобразования были в 2000-е, то есть до Полтавченко, но не в связи с заслугами Матвиенко, а именно потому что частный бизнес активно инвестировал в город.



Фотографии: обложка, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16 – Виктор Юльев, 1 – Николай Гонтарь, 4, 10, 11, 12 – Дима Цыренщиков, 6 – Сергей Петров