В ночь на 25 октября рядом со спортивно-концертным комплексом «Петербургский» установили строительный забор, а вскоре внутри СКК начали демонтировать трибуны. Огромное модернистское здание уходит на «реконструкцию» (по определению Смольного) — на практике это значит, что большую часть СКК снесут и построят на его месте новую ледовую арену: в 2023 году она примет матчи чемпионата мира по хоккею. При этом утвержденного проекта до сих пор нет: есть только концепция от ООО «Лайфкволити эволюшн», которую архитектор Феликс Буянов сравнил с «забинтованной стеклянной банкой». СКК не является памятником архитектуры, и группа горожан пытается через суд добиться для здания этого статуса — он мог бы защитить комплекс от сноса.

СКК открыли в 1980 году, в преддверии московской Олимпиады. Это знаковый для Ленинграда объект: в 1984-м здесь стал чемпионом «Зенит», а в 1988-м сыграла свой первый стадионный концерт группа «Кино». В новейшее время в СКК проводили крупные мероприятия разных жанров: от концертов Depeche Mode с аншлагами до выставок «Шубамания» с норковыми манто. Каким мы запомним СКК? Нуждается ли здание в реконструкции и какой она должна быть? Что именно город потеряет в случае сноса комплекса? Мы попросили ответить на эти вопросы экспертов, организаторов концертов и выставок, а также сотрудников СКК.

Текст

Юлия Галкина

Что говорят организаторы мероприятий в СКК


Александр Тимошенко

директор группы ДДТ

Группа ДДТ выступала с концертами в СКК «Петербургский» не менее десяти раз при полных аншлагах, с конца 1980-х и практически по настоящее время. На последнем концерте (11 марта 2017 года. — Прим. ред.) было продано 22 тысячи билетов. У нас самые лучшие воспоминания об этих выступлениях.

Потенциал СКК огромен и почему-то так до конца и не был раскрыт собственником в лице государства: за все время эксплуатации в комплексе не провели ни одной реконструкции. А ведь СКК — это площадка на 12 тысяч квадратных метров (без учета трибун). Здесь достаточно электрической мощности, есть возможность подвесить на крышу огромное количества аппаратуры (по словам организаторов, на последних концертах было от 60 до 80 тонн), хороший звук. Площадка удачно расположена. Выступать в СКК всегда очень престижно и ответственно. Таких площадок в Петербурге больше нет.

СКК прекрасен и вполне может быть памятником архитектуры. Превращение многофункционального комплекса в ледовую арену уменьшит возможности СКК, и город потеряет не только уникальную площадку для проведения концертов вместимостью 20–30 тысяч человек, но и часть своей истории. Разумнее было бы сначала провести опрос о судьбе СКК, а уже затем принимать какие-то решения.

На наш взгляд, утратить такую площадку непозволительно. Мы за возрождение СКК «Петербургский».

Олег Шость

генеральный директор группы компаний «ФарЭкспо»

Мы были самым старым резидентом и якорным арендатором СКК: работали там с 1993 года, поддерживали его на плаву (группа компаний проводила в СКК различные выставки. — Прим. ред.). С закрытием комплекса мы перешли на территорию «Экспофорума» и «Ленэкспо».

Сейчас мы можем только наблюдать со стороны за ситуацией вокруг комплекса. Решение принято — мы, правда, не знаем, какое именно, но понимаем, что СКК в том виде, в каком он есть сейчас, уже никогда не будет. Для нас это печально. СКК — уникальное многофункциональное сооружение. Мы считаем, что лучшим вариантом было бы поставить здание на капитальный ремонт, а не проводить полную реконструкцию.

Участники акции в защиту спортивно-концертного комплекса во время флешмоба «Обнять СКК. Окружим СКК живым кольцом».

Корпорация PMI

Мы провели в СКК большое количество концертов. Как правило, это были выступления мировых звезд — Depeche Mode, Милен Фармер, Metallica, Роджер Уотерс — на шоу которых собирается свыше 20 тысяч зрителей. Вместимость СКК это позволяет. У площадки есть свои сложности, но в целом наш опыт работы с ней вполне положительный.

Как и любое другое сооружение, здание СКК нуждается в современной реконструкции, должен быть проведен необходимый ремонт, чтобы сделать посещение более комфортным для зрителей и артистов. Для нас как организатора важно, чтобы в городе существовали концертные площадки разной вместимости. Ведь есть артисты, для которых Ледовый дворец уже слишком мал, а стадион «Санкт-Петербург» — слишком большой. Сейчас, с закрытием СКК, город лишился площадки на 20 — 30 тысяч человек.

Александр Унешкин

event директор Радио Рекорд

Так исторически сложилось, что СКК более 15 лет был нашей любимой площадкой, где мы проводили свои ведущие и самые масштабные проекты — Супердискотека 90-х, Sensation, Пиратская Станция, Трансмиссия, Колбасный Цех и многие другие. Дух здания, его расположение в Московском районе, история проведения здесь самых знаковых городских событий еще с 1980-х годов делали СКК совершенно особым местом, энергетику которого пока сложно найти на других концертных площадках Петербурга. К сожалению, пока в городе нет альтернативной концертной площадки на 20 тысяч человек, и мы очень надеемся, что после реконструкции СКК «Петербургский» вновь откроет свои двери для наших зрителей.

Мы приветствуем любые изменения к лучшему и надеемся, что обновленный СКК станет еще лучше и комфортнее для посетителей Супердискотек и других наших масштабных мероприятий. Надеемся, что внешний вид комплекса не изменится кардинально, так как в этом районе было принято идеальное, на наш взгляд, архитектурное решение — с перспективой от гостиницы Россия через Парк Победы к Петербургскому СКК в стиле сталинского ампира. Будет очень жаль, если вместо ставших для нас и всех жителей Московского района родными стен СКК мы увидим безликую конструкцию из стекла и бетона.

Концепция реконструкции СКК, подготовленная ООО «Лайфкволити эволюшн»

Что говорят сотрудники СКК


Коллективный комментарий бывших и нынешних сотрудников СКК

Горожане любят СКК, любят зеленые, а зимой снежные, просторы вокруг него. В нашем мегаполисе, к сожалению, таких мест все меньше. Долгое время вокруг СКК происходят непонятные обывателю вещи. С одной стороны, все должны ликовать: любимому многими комплексу дают вторую жизнь, ура! Благодаря Чемпионату об СКК узнает весь хоккейный мир. И тут выясняется, что жизнь СКК находится под угрозой. Его начали разрушать изнутри: уже пилят трибуны, разбирают кресла, отключили отопление, всех сотрудников постепенно сокращают — да еще и без выходного пособия. Денег у СКК нет. Многие бывшие сотрудники уже два месяца ждут положенной им по закону компенсации. Те, кто пока остался на своем рабочем месте, ждут зарплату. А также — когда им на голову упадет что-нибудь тяжелое с потолка, потому как пилят, господа, пилят…

Как это понять? Изначально было заявлено, что СКК будет работать до конца декабря, были набраны мероприятия. В августе прошел замечательный концерт Дженнифер Лопес, на котором присутствовало 23 тысячи человек, в мае был Чемпионат по батутному спорту. Все благодарили, все были довольны. И вдруг здание стало резко аварийным? Что же все-таки происходит с СКК? Это реконструкция или снос, начатый изнутри? Потихоньку, чтобы никто не заметил происходящего. Вопрос, конечно, интересный!

Фото и чертежи из журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», № 4/1978. Из личного архива Михаила Крайнова

Что говорят эксперты


Александр Стругач

архитектор, гендиректор ООО «Симметриа архитектурное бюро»

В детстве я занимался фигурным катанием во дворце спорта «Юбилейный», и это здание казалось мне огромным. Каким же было мое удивление, когда родители как-то раз взяли меня с собой на одну из выставок, проводившихся в СКК. Это было новое — немногим старше десяти лет — впечатляющее своими размерами и внешним видом грандиозное сооружение. Образ родного «Юбилейного» сразу как-то померк. В детстве меня больше всего впечатлило скульптурное убранство СКК и эффектные закругленные латунные решетки на стилобате. А еще — огромное открытое пространство вокруг, где можно было гулять и смотреть потрясающие закаты. И хотя я вовсе не склонен к ностальгии по советскому периоду, мне будет очень жаль, если этот объект у нас на глазах уйдет в небытие.

СКК, несомненно, является выдающимся памятником поздней советской архитектуры. Это впечатляющее сооружение — монументальное, статное, построенное на основе инновационных технологий своего времени — с применением особого мембранного покрытия. Здание создали в годы, когда экономика была плановой: никто и подумать не мог, что такой крупный объект вскоре окажется убыточным, неконкурентоспособным и почти никому не нужным. Переход на рыночную экономику не пережили многие «планово-убыточные» советские организации и объекты. СКК держался много лет, но сейчас, по-видимому, пробил и его час. Я не знаю, реально ли приспособить это удивительное здание под новую современную спортивную арену. В реальной практике такие вещи даются колоссальными усилиями и проведением в жизнь сложнейших нетиповых решений. Но какой ценой? Боюсь, все это едва ли возможно в нынешних реалиях. И это очень печально. Лично мне хотелось бы, чтобы город сохранил этот, без сомнения, один из самых знаковых советских объектов.

Чертеж из книги «Спортивные и зрелищные здания Ленинграда», 1974. Из личного архива Михаила Крайнова

Мария Элькина

архитектурный критик, автор книги «Архитектура. Как ее понимать»

СКК — часть модернистского наследия Ленинграда. Здание должно быть сохранено. Правда, это не значит, что его нельзя реконструировать, если того требует приспособление для современных нужд. В таком случае важно, чтобы это было сделано деликатно, с хорошим вкусом. В любом случае, хотелось бы видеть, в первую очередь, публичное обсуждение вариантов дальнейшего использования стадиона, и только вслед на ним — архитектурный проект.

Я училась в школе неподалеку от СКК. Как, наверное, и все дети моего поколения, я хорошо запомнила барахолку, которая здесь была в 1990-е годы — с пуховыми шапками, китайскими джинсами и морем каких-то ярких мелочей. Наверное, это аргумент в пользу того, что проект приспособления СКК под современные нужды все же нужен. Но только от имеющих подобный опыт в других городах архитекторов и по принципу «семь раз отмерь — один отрежь».

Чертеж из журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», № 2/1978. Из личного архива Михаила Крайнова

Александр Семёнов

автор книги «Дизайн мебели в СССР», преподаватель Академии Штиглица, создатель телеграм-канала «Русский камамбер»

С СКК в 2006 году начиналась моя любовь к Петербургу. Я постоянно разглядывал бумажную карту и помечал объекты, которые, с моей точки зрения, являлись основными для того или иного района — вокруг них все закручивалось. Модернистский комплекс стал одним из первых, куда я поехал. Помню, было жутко холодно, снег с дождем. И эта махина посреди огромного поля. Тогда казалось, что ни у кого не поднимется рука. Но, вероятно, зачесалась.

Каждый раз, когда слышу про очередную «реконструкцию» в Петербурге, я вспоминаю слова рыбы-пилы из прекрасного советского мультика: «Это дело я люблю, всё на свете я пилю». Я полностью разделяю позицию архитектора Анатолия Столярчука, который в недавнем интервью сказал мне, что не понимает, зачем новый комплекс обязательно делать на месте старого. СКК — не просто один из памятников истории, а ключевой символ эпохи. И его конечно же надо сохранить в том виде, в каком его задумали архитекторы. Не кастрировать, оставить дух времени.

Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Виктор Цой, Игорь Тихомиров — последний состав группы «КИНО». Ленинградский СКК имени Ленина, май 1990 года

Михаил Крайнов

краевед, автор телеграм-канала «Советский Ленинград» и проекта «Несбывшийся Ленинград»

Если нынешнее состояние Петербургского СКК не соответствует современным требованиям спортивно-концертного комплекса, то, может быть, стоит подумать о реконструкции, а не о сносе? С «Юбилейным» несколько лет назад же получилось, а он на 12 лет старше. Ну а участков для постройки новой, если она так необходима, ледовой арены в городе великое множество. Со зданием ленинградского аэропорта «Пулково» тоже ведь всё получилось в плане реконструкции, не так ли?

Даниил Веретенников

архитектор-градопланировщик в бюро MLA+

До сих пор не существует комплексных исследований, посвященных архитектурному наследию ленинградского модернизма. Но даже в такой ситуации вполне очевидно, что СКК — один из главных памятников этой эпохи. О сносе СКК не может быть и речи, а реконструкция должна быть такой, чтобы она не привела к радикальным изменениям внешнего вида здания и утрате уникальных конструкций покрытия.

Не менее важно сохранить градостроительное значение «Петербургского». Он является композиционным центром грандиозного ландшафтного комплекса, протянувшегося между Московским и Витебским проспектами. В последние годы этот комплекс стал застраиваться объектами, как нарочно, отбираемыми по принципу максимальной позорности. В итоге СКК окружили ТРК «Питер-Радуга», гипермаркет «Карусель» и музей «Россия — моя история». Думаю, застройка окружающих СКК пустырей возможна, но она должна подчеркивать центральное значение комплекса, а не девальвировать его.


Автор благодарит директора группы ДДТ Александра Борисовича Тимошенко, краеведа Михаила Крайнова и администраторов группы «Сквер у СКК» за помощь в подготовке материала


Фотографии: обложка — Юлия Галкина, 1, 2 — Антон Ваганов/ТАСС, 3 — Роман Храмовник/ТАСС, 4, 5 — Евгений Кашпирев/Коммерсантъ, 6, 7 — «Лайфкволити эволюшн», 8 — журнал «Строительство и архитектура Ленинграда», № 4/1978, 9, 10 — журнал «Строительство и архитектура Ленинграда», № 2/1978, 11 — книга Спортивные и зрелищные здания Ленинграда, 1974, 12 – Виктор Лаврешкин