«Левада-центр» представил результаты опроса, раскрывающего проблему национальной идентификации жителей России. 

Первый вопрос связан с ассоциациями, которые возникают у россиян, когда они думают о своем народе. Более половины опрошенных (53 %) заявили, что в первую очередь думают об общем прошлом. В прошлом году так отвечали 37 %. Треть россиян ассоциирует себя с местом рождения (33 %), чуть больше — с «нашей землей» в целом (35 %). Также с мыслью о народе ассоциируются: природа (25 %), государство (22 %), язык (19 %) и военная мощь (17 %).

Следующая часть опроса посвящена событиям и явлениям, которые вызывают у граждан чувство национальной гордости. Традиционно самым популярным ответом стала победа в Великой Отечественной войне (87 %). Ровно половина респондентов также гордятся освоением космоса и почти столько же — возвращением Крыма (45 %). Другими поводами для гордости стали русская литература (40 %), наука (37 %) и «слава русского оружия» (36 %). Социолог «Левада-центра» Карина Пипия считает, что обращение к прошлому происходит, когда недостаточно оснований для гордости в настоящем.

Респондентов также спросили о противоположном чувстве — чувстве стыда. 61 % опрошенных расстроены вечной бедностью и неустроенностью, в которой исторически живет «великий народ» в «богатой стране». Сильнее всего это чувство выросло за развал СССР — с 28 % в 2015 году до 45 % в 2018-м. Также россияне стыдятся грубости нравов (37 %), хронического отставания от Запада и итогов перестройки (24 %).


Источник: «Левада-центр», «РБК»

Подписывайтесь на нас!